ПОСМОТРЕТЬ
Чтиво. Личное мнение
08:48, 17 Января 2017

Презумпция святости

Альтернативная точка зрения на скандал вокруг Юрия Дмитриева и общества "Мемориал". Политический публицист Олег Реут считает: "Никто им презумпцию святости не устанавливал".

- Я не знаком с Юрием Дмитриевым. Но я не знаком с огромным количеством людей, что, тем не менее, не препятствует мне сформировать и иметь о них мнение. Я не бывал в Сандармохе. Но я был в Хатыни, в Катыни и ещё в паре десятков подобных мест, что помогли оформить отношение к истории массовых убийств и к тому, как происходит её мемориализация.

Средства массовой информации сообщают, что Юрий Дмитриев историк. Но я ни разу не слышал его выступлений на научных конференциях, не читал его академических книг и статей. Может быть, он – краевед, поисковик, копатель и не имеет непосредственного отношения к исторической науке, что, конечно, не нивелирует сделанное им в сфере политики памяти. Однако чуть странно, что ни один историк, работающий в Петрозаводском университете или в Карельском научном центре, не выступил в его поддержку. Не сделал этого ни директор Национального музея Карелии, ни руководитель самого крошечного краеведческого учреждения. Те, кто поддержал Дмитриева и выступил против его заточения – журналисты и протоиреи.

Волей или неволей сложившаяся ситуация подталкивает к размышлениям о том, чем занималось карельское региональное отделение общества "Мемориал", председателем правления которого Дмитриев остаётся в настоящее время. Не на уровне штампов: "поиск судеб заключенных СЛОНа, Белбалтлага, Сегежлага, спецпоселенцев; обнаружение и обустройство мест массовых расстрелов репрессированных", а на уровне проектов, программ и бюджетов. Ведь именно в проектно-программной деятельности достигаются заявленные цели "по содействию в построении развитого гражданского общества и демократического правового государства, исключающего возможность возврата к тоталитаризму; участию в формировании общественного сознания на основе ценностей, демократии и права, преодолению тоталитарных стереотипов". Если приведённые слова не о Дмитриеве, то тогда мой риторический вопрос переформулируется чуть иначе.

Сколько и какие именно проекты были реализованы карельским "Мемориалом" в 2015-2016 годах? Сколько продолжится и начнётся в 2017 году? Не личных и зачастую спонтанных инициатив Юрия Дмитриева, а именно тех, которые заточены на актуальной правозащите, историко-просветительской работе или увековечивании памяти жертв политрепрессий. Кто теперь станет председателем правления карельского "Мемориала"? – Это совершенно не кощунственный вопрос, поскольку в попытке дать на него не частный, а концептуальный ответ формулируется то целеполагание, которое определит практическую составляющую работы по достижению предельно конкретных правозащитных задач в республике. Это – попытка разобраться с тем, что происходит в нашем обществе в обстоятельствах, когда политический дискурс столь стремительно и уже кажется, что бесповоротно смещается в поле политики памяти и в пространство построения репрезентационных картин прошлого.

Без сомнений, активизация обращения к отечественной истории обусловлена, в числе прочего, вынужденным признанием исторической памяти ключевым компонентом при выстраивании коллективной идентичности всех проживающих в Карелии и проистекающими из этого попытками выстроить консолидирующий образ истории края, выработать унифицированную или, по меньшей мере, консенсусную интерпретацию исторического прошлого. Не будет преувеличением констатировать, что сюжеты, связанные с историей государственности и историей применения государственного насилия, обоснованно занимают здесь первенствующее положение.

Под таким углом зрения совершенно иначе воспринимаются утверждения о том, что "Дмитриев не мог совершить преступления". 13 декабря 2016 года он был задержан по подозрению в "изготовлении порнографических материалов с изображением детей". Конечно, никто не отменял презумпцию невиновности в качестве основополагающего принципа уголовного судопроизводства. Но никто и не устанавливал презумпцию святости в отношении Дмитриева или любого иного активиста и волонтёра "Мемориала".

Как известно, "Мемориал" идёт по пути профессионализации своей структуры, что связано с "превращением из собрания единомышленников-активистов в организацию, объединяющую профессионалов, с жёсткой взаимной отчетностью, взаимными и внешними обязательствами, строгими формальными алгоритмами". Но это совершенно не означает профессионализацию святости. Напротив, это означает, что те, кто посвящает себя святому делу – "восстановлению памяти народной, поиску убитых и пропавших в ходе массовых репрессий в печальные времена большого террора" – являются обычными гражданами, "независимо от заслуг и регалий, обязанными отвечать перед законом". И, естественно, более остро, чем большинство чувствующими хрупкость человеческой жизни и понимающими, как происходило и происходит унижение беспомощных жертв – от действий всей махины тоталитарного политического режима до нажатий на иконку "сделать фото" на миниатюрном смартфоне.

Олег Реут, политолог, публицист

Комментарии

Александр Мусорин
2017-02-05 12:27:08
«Мемориал» и работающие в нём — противники России !
тезка Высоцкого
2017-01-23 18:42:20
вы не поверите есть дятлы
которым скучно не в дупло
им непременно нужен зритель
когда насилуется мозг
тезка Высоцкого
2017-01-23 18:41:09
вы не поверите есть люди
которым скучен просто секс
им непременно чтоб анальный
или хотя бы по любви
Неравнодушный
2017-01-20 12:15:54
Тёзка Высоцкого, браво! Впервые стихи на сайте.
тезка Высоцкого
2017-01-20 10:46:31
мы так сильны что становиться
сильнее некуда уже
и всё что нас не убивает
не убивает нас и всё
кир
2017-01-19 15:58:45
Андрей Тюков. +100. У вас лучшие комменарии по теме.
Неравнодушный
2017-01-19 14:01:31
Александр, не боязно. Стросс-Кан, Ассанж... Несть числа жертвам человеческого лицемерия.
Александр
2017-01-19 10:08:32
Этот текст как вообще с уголовным делом сочетается? А если бы не было дела, стал бы политолог Реут опусы писать? Пнуть упавшего легко, а вот попытаться разобраться, зачем человеку ломают жизнь боязно.
Андрей Тюков
2017-01-18 14:12:52
Много в связи с этим делом говорится о покаянии, о возвращении исторической памяти, попутно сёстрам обещают серьги, которые уже их бабушки убрали в сундук и не надеялись, что их когда-нибудь снова оттуда извлекут. Что ж, покаяние — любимая тема грешников. А что это такое — покаяние? В моём представлении, это возвращение к тому, что было до греха. Попытка возвращения. Не физического, такое невозможно, но душевного. Душу успокоить лицезрением безмятежности допотопной... а была она, эта безмятежность? Что было до потопа, мы помним хорошо. Потому и потоп случился, что мало светлого было до него и надо было эти авгиевы конюшни вымыть, напрочь — «до основанья... а затем»?
А затем... «...я видел в один прекрасный весенний день много лет назад: воздух был чистый, небо было голубое, деревья были в цвету, птицы пели, и вот я видел, как в маленьком дворике перед приходским домом одна старушка нырнула с головой в помойный жбан, разыскивая обрывки бумажек, потому что она помирала от любопытства, что приходит в этот дом и что из него выходит» (митрополит Сурожский Антоний). Что-то описанная батюшкой картина напоминает, вы не находите? Мы роемся в чужом, простите, г.не, — зачем? Чтобы отыскать в чужом похожее на своё, чтобы убедиться в такой же грешности, такой же слабости другого, которой сами страдаем? Эх, матушка, унтер-офицерская вдова... выйди уже замуж, «чтобы не разжигаться».
Помойные жбаны разнятся в деталях, а так одинаковые у всех и каждого, так уж человек устроен: не то оскверняет его, что входит, но то, что выходит из него, — а выходит-то из нас не царство небесное, это уж так. Может, оставим приятное развлечение своё под знаменем борьбы со злом, до лучших времён оставим, до нового потопа? Что нам чужой «маленький дворик», когда в каждом уважающем себя доме есть красный угол, а там... Перед человеком, как перед иконой, стоять — непросто это. Для этого нужно сперва такой же «красный угол» открыть в себе, и найти лучшее в образе человеческом, чтобы увидеть такой же образ и лучшее в другом человеке. «Презумпция святости» — существует: «святость» — это и есть там малая толика света, что в каждом из нас была «до греха» и осталась «после», но только слоями грязи покрылась, как бы коростой. Может, и не так всё, может — и ошибаюсь... Но лучше в сотый раз поверить, чем в тысячный — «с головой в помойный жбан».
gaudealis
2017-01-17 13:34:07
Объекты поклонения современных «язычников» — айфоны, айпады, крузаки, кайены, дизайнерские шмотки со стразами Сваровски, вожделенные «лабутены» и тому подобная лабуда. Любимые идолы язычников — Урганты, Галкины, Басковы, Глюкозы, Нюши и так далее. Очевидно, что к исторической памяти и к обсуждаемой теме всё это не имеет никакого отношения. Хотя с норовящим в очередной (бессчётный) раз «протолкнуть» один из своих излюбленных тезисов спорить бессмысленно...
Гость
Выбор читателей

Аналитика

Сегодня 11:35
Обществоведение
Почему жители Древлянки три дня сидели без света и виноваты ли в этом энергетики?
Сегодня 09:14

Чтиво

Сегодня 13:43
Личное мнение
Помнит ли "многонациональный российский народ" о том, что является "единственным источником власти в стране"?
04.12.2018 16:05

Опрос

Сколько вы готовы потратить на подготовку к Новому году?