Пилот единственного в Карелии женского раллийного экипажа рассказала о том, что привело ее в гонки, об авариях и о перспективах автоспорта в республике.
Петрозаводчанка Светлана Ютишкова на вид — типичная девочка. Занимается брейдингом, проще говоря, плетет афрокосы. У нее шикарная прическа, красивые вещи и сторисы в соцсетях. Но увлечение Светы совсем нетипичное для прекрасной половины: она — автогонщик. И здесь все по-настоящему: раллийный автомобиль, регулярное участие в гонках и победы.
Автогонками Света занимается с 2010 года, в ралли принимает участие уже 10 лет, с 2012 года. Три года были гонки в качестве штурмана, а уже в 2015 году она сама села за руль спортивной машины. И почти сразу пришли первые успехи. Еще в 2013 году в составе экипажа, будучи штурманом, она стала чемпионом Северо-запада в своем классе.
«Я занимаюсь классическим ралли. У нас проводят также ралли-спринт — разновидность классического ралли. Есть и другие разновидности автогонок, но они мне нравятся меньше. В Питере запустили ралли на специально подготовленной трассе, но у нас такой нет. У нас проходят ралли на перекрытых дорогах общего пользования», — рассказывает Света.
Сейчас у Светланы есть боевая «Калина». Боевая, потому что этот автомобиль специально подготовлен для ралли, со сварным каркасом (именно сварным, это важно для безопасности).
Гонщица работает с федерацией автомобильного спорта Карелии. Помимо классических ралли федерация занимается и другими направлениями, например, дрифтом. Хотя гонки в республике проводит не только карельская федерация.
«В Сортавальском районе ралли организуют питерцы. Наша федерация эти дороги не использует — есть определенная этика, — говорит Светлана. — Стандартные места для проведения наших ралли-спринтов — Вешкелица, Пухта, Крошнозеро, Михайловское, то есть места в основном в Пряжинском и Суорвском районах».
Сама Светлана Ютишкова родом из города Сортавала. Именно там она получала первые права, там же начался ее путь в ралли. Получилось, по ее словам, все случайно.
«Меня буквально затащили в гонки. Мне было 19 лет, и я случайно познакомилась на мероприятии «Ночной Дозор» с Александром Нифонтовым — карельским автогонщиком. Я была в плохом настроении, на грунтовке не пропустила его машину. Потом приехали на локацию, он увидел, что в машине четверо парней и я за рулем, капитан команды. Уже на следующей остановке Александр предложил: «Пошли к нам в клуб». Я тогда не придала этому значение. Какой клуб, какие автогонки? Но он что-то разглядел во мне сразу», — рассказала Света.
Потребовалось еще полгода, чтобы девушка решилась впервые сесть в боевую машину. Светлана тогда работала в магазине автозапчастей, и Александр регулярно ходил туда — и за покупками, и одновременно «рекламировал» автоспорт. И в какой-то момент Света сдалась.
«Он заходит и говорит: «У нас скоро ледовые гонки». Я ответила: «Здорово, поздравляю». Александр настойчив: «Есть женский зачет, взнос платить не надо». А у меня в тот момент не было машины, она сломалась. А у него была клевая боевая «копейка». И он предложил пройти гонку на ней. И тут уже все, я сломалась. Потом были гонки — я выкатилась, проиграла, и вот тут меня «закусило», — призналась Светлана.
В первый год карьеры девушки были гонки на асфальте, на льду и на грунтовке, причем в одной из них, в Петрозаводске, Свете чуть-чуть не хватило до подиума — 4 место. А уже в следующем году в одной из гонок на асфальте случилась и первая победа. Затем было знакомство с гонщиком Владимиром Герасимчуком. С ним Светлана 3 года участвовала в гонках в качестве штурмана. По итогам 2013-го ребята стали чемпионами Северо-Запада и в личном, и в командном зачете. Выступали они в тот момент за команду Санкт-Петербургского политехнического университета.
А затем Светлана села за руль уже сама. Тогда же у нее появился первый раллийный автомобиль — «восьмерка». Все шло к повторению успехов уже в качестве водителя. Если бы не проблемы со здоровьем…
Авария произошла еще в 2010 году, в Ленинградской области, на обычной трассе до Тихвина. Машина попала колесом в выбоину между асфальтом и обочиной. Три кувырка через крышу, автомобиль — под списание, а на водителе — царапины. Лишь потом выяснилось, что травмы были куда серьезнее, чем казалось вначале. Автоинспекторы, оформлявшие аварию, не вызвали скорую, хотя должны были сделать это после такого серьезного ДТП, сама Света тоже не сразу обратилась к врачам. В результате застарелая травма дала о себе знать спустя 5 лет.
«Я сидела перед комиссией врачей и пыталась объяснить, что у меня через полгода гонки. А еще я хочу мотоцикл. На меня смотрели, как на больную, мол, девушка, вы не ходите нормально, какие гонки, какой мотоцикл?! Про это лучше забыть. В итоге на гонки я поехала — в корсете, через боль, но я оказалась там», — рассказывает Светлана.
Но это случилось чуть позже. А в тот момент ситуация была серьезней некуда. Речь шла не то, что о гонках — о возможности ходить.
«Когда тебя привозят к медикам, и ты, стиснув зубы, пытаешься подняться на второй этаж, тебе предлагают кресло-каталку, а ты идешь, потому что понимаешь, что надо что-то делать самой, надо передвигаться. А потом уже у врача я спрашиваю варианты после операции, и врач замолкает и опускает глаза в стол. Варианты — 50 на 50, что после операции будет инвалидное кресло», — гонщица Ютишкова рассказывает это с видимым спокойствием, но заметно, как она волнуется.
В итоге от операции решили отказаться. Была долгая, болезненная и недешевая терапия, закачка мышечного корсета, но в итоге такое лечение дало результаты. Девушка не только смогла ходить, но через некоторое время вернулась к гонкам.
Какое-то время Светлана работала в судейской комиссии, помогала с организацией соревнований. Слишком сильно хотела быть в гонках и использовала любую возможность в них участвовать. Но в итоге все равно вернулась за руль.
«Ралли нельзя заниматься, ими надо жить. Как и любыми гонками, — объясняет Света. — Ралли, да и автоспорт в целом, — это как наркомания. Ты не можешь от этого избавиться. Можно отойти в сторону, не поехать в силу каких-то жизненных обстоятельств, но вернуться на трассу тебе хочется всегда».
В результате девушка вновь начала участвовать в гонках в качестве водителя. У нее была сначала один «боевой» автомобиль, затем второй — Lada «Калина». А в 2022 году появился уникальный для Карелии раллийный женский экипаж.
«Лида. Мы как-то с ней скатались, нам комфортно. Лида спокойная, в отличие от меня. Она уравновешивает. И она опытный штурман, много с кем ездила, у нее муж — пилот, только сейчас не гоняет. Поэтому мне интересно ее мнение как человека, видевшего не одного пилота в деле», — рассказывает гонщица.
По словам Светланы Ютишковой, от штурмана зависит очень многое. Это не просто «человек справа». Значение имеет все — даже голос штурмана. Он «ложится в уши». Лида в этом отношении — идеальный штурман.
Третий по счету, но не по важности, член этой небольшой команды — механик. Он занимается в Петрозаводске сборкой спортивных автомобилей, дорабатывает моторы, настраивает машины.
«Лучшего настройщика на Северо-Западе чем Александр я, честно говоря, не встречала. У него очень много титулованных машин, много хорошо работающих моторов. Ведь двигатель мало доработать, его очень важно правильно настроить, чтобы им управляла электроника и он не подвел во время гонки», — объяснила Светлана.
Александр ездил и в качестве штурмана, но в итоге все пришли к выводу, что лучше будет разделить обязанности.
Так и сложился этот чисто женский экипаж — единственный в своем роде в Карелии. Он борется за победы в гонках наравне с мужскими командами. Этому никто не удивляется, все воспринимают как должное. А вот реакция мужчин, далеких от мира автогонок, которые узнают о том, что Светлана — гонщик ралли, бывает диаметрально противоположной и временами забавной.
«Девочка гоняет? Да ну, да не может быть! И тут два варианта. Одни начинают восхищаться и уважать, другие, напротив, пытаются подколоть, принизить, проверить. Я уже спокойно на это реагирую. У меня разряд в автоспорте, а простой водитель собрался со мной меряться. Но все равно бывает странно, когда люди на тебя реагируют, как на инопланетянина», — смеется Света.
Среди гонщиков таких вопросов не возникает в принципе. Света рассказала забавный случай, когда впервые за долгое время она приехала на гонки в платье, и ее поначалу попросту не узнали — настолько ребята воспринимают девушку как своего «парня».
Но Светлана Ютишкова не просто иногда надевает платье и вспоминает, что она девочка. Света — специалист по брейдингу.
«Афрокосы тоже случайно, — поделилась петрозаводчанка. — У девушек бывают такие моменты, когда хочется себя изменить. Я попробовала несколько причесок, остановилась на афрокосах, отметила, как на это реагируют мужчины. Плелась, а потом мне предложили научиться. И я прошла курсы. Из группы в итоге «закусило» только меня. Вот так занесло в бьюти-сферу».
Сегодня Светлану, по ее словам, успокаивают две вещи. Гонки и плетение кос. В гонках проявляется адреналиновая зависимость — вот так, вперемежку с бензином. А плетение кос — это как медитация. Хотя изначально Света, с детства разбиравшаяся в автомобилях, даже не думала о сфере красоты. Как она предполагает, здесь, как и в случае с автомобилями, сказались гены. Ее мама всю жизнь хотела быть парикмахером, а двоюродный брат им стал.
А к автомобилям не могло не быть привязанности. Машины водили ее отец, дед и даже бабушка. Отец — водитель большегруза с огромным стажем. Тем удивительнее, что он вовсе не разделял увлечение дочери. Долго не доверял, пытался учить. Папа, судя по всему, очень хотел вырастить девочку. И лишь в прошлом году, по словам Светланы, они впервые поговорили «на одном языке», на равных.
А вот мама, напротив, человек, очень далекий от автоспорта и вообще всего, что связано с автомобилями.
«Мама, конечно, боится за меня. Какое-то время она питала надежды, что я перестану гонять. У меня был перерыв, сначала по здоровью, потом из-за финансов. Но я тогда начала играть в хоккей, меня не закусило. Вернулась в автоспорт, — рассказывает Света. — Маме не сообщаю о соревнованиях заранее, только по факту, иначе она вся изведется. Звонить она не будет, но, если замешкаешься и позвонишь ночью, когда вернешься в город, это будет уже предынсультное состояние. Чтобы не провоцировать, молчу в тряпочку, но соцсети позволяют находить меня везде. Поэтому она следит за мной. Но лишнего, конечно, я все равно ей не говорю. Ей хватило одной аварии».
Аварии, по словам Светланы, бывают, но не настолько серьезные, как на обычной дороге в 2010 году. При этом подчеркивает, что наработанные в гонках рефлексы не раз помогали ей в сложных ситуациях на трассах. По мнению гонщицы, получить хотя бы минимальные навыки экстремального вождения важно любому автомобилисту. В ситуации, когда все решают доли секунды, когда думать некогда, очень важно иметь рефлекс контролировать машину на любой дороге — на асфальте, на грунте, на льду. Тем более, в Карелии очень хорошо выражены все сезоны, и автолюбители сталкиваются с самыми разнообразными условиями.
При этом, по ее словам, контраварийной подготовки в автошколах Карелии не хватает.
«Желающие могут заявляться на зимние соревнования на льду, но в идеале необходимо подтягивать общий уровень подготовки в карельских автошколах», — уверена гонщица.
Ни для кого не секрет, что автоспорт в Карелии не находит того уровня поддержки, который мог бы позволить местным спортсменам стать более успешными на межрегиональных соревнованиях. Поэтому, разговаривая со Светланой Ютишковой, мы коснулись и больной для республики темы об отъезде перспективных спортсменов, которые потом приносят славу и деньги другим регионам.
«Люди уезжают. Потому что все хотят развиваться в своей сфере. Если спортсмену предлагают в другом регионе новые возможности, условия, разумеется, он поедет. У меня было бы такое предложение — я бы поехала. Мне очень нравится Карелия, нравятся наши дороги, но, к примеру, полигона очень не хватает. Не хватает боевого наката», — констатирует Света.
По словам спортсменки, обкатывать автомобили ей приходится по ходу гонок, когда другие уже соревнуются. Тренироваться в Карелии сложно, полигонов нет. Даже картодром на улице Лыжная в Петрозаводске пришлось закрыть из-за изменившихся требований безопасности.
«В Карелии много талантливых молодых гонщиков, но нет финансирования. Мне бы хотелось иметь спонсоров, потому что тянуть все на себе — а это приличные деньги — очень сложно. Сейчас абсолютно все — от покупки автомобиля до элементарной еды на выездах — мы финансируем сами. Мы — энтузиасты! Какое-то время у нас был спонсор, год или полтора, и команда Карелии совершала выезды. А федерация не настолько богата, помощь есть, но она невелика», — говорит Светлана.
Энтузиазм и еще, пожалуй, потребность перебороть себя — это то, что во многом движет девушкой.
«Мне изначально было сложно и в спорте, и в плетениях. Но я ставлю себе задачу и иду к ее решению. Грубо говоря, побеждаю саму себя. Ты начинаешь разбираться в чем-то, думаешь, почему у кого-то получается, а у тебя — нет. И вот так идешь к своей цели», — объясняет Светлана. И признается, что боится только одного.
«Самое страшное, что есть в жизни — остаться недееспособной. Не мочь что-то делать самой. Все остальное не страшно», — говорит она.
По словам гонщицы, трудности вызывают у нее не желание отступить, «поднять лапки», а наоборот мобилизуют и заставляют идти дальше. С такой настойчивостью нет сомнения, что Светлана добьется своего. Но очень хотелось бы, чтобы это случилось в Карелии, а не в новом для спортсменки регионе.
Александр Орлов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание