Федеральные чиновники задумались о приватизации лесов.
Пожалуй, трудно представить себе более взрывоопасную тему в такой лесной стране, как Россия, чем приватизация лесов, которые были полностью национализированы почти сто лет назад. Попытка федеральных властей установить в Лесном кодексе РФ право частной собственности на лес вызвала немало ожесточенных споров в середине "нулевых", и президенту Путину пришлось даже публично заявить, что "опасения по передаче лесов в частную собственность не лишены оснований", и "в наших условиях пока рановато переходить к тому, чтобы передавать такое национальное достояние, как лес, в частные руки". Кстати сказать, с таким заявлением глава государства выступил во время очередной "прямой линии" с гражданами России, отвечая на вопрос известного карельского лесоруба Ильи Швецова.
Однако, судя по всему, в московских кабинетах от идеи приватизации государственного лесного фонда не отказались, и, спустя тринадцать лет после принятия Лесного кодекса, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров предложил возобновить дискуссию о введении в стране частной собственности на лес. По словам высокопоставленного федерального чиновника, она необходима лесопромышленным компаниям для обеспечения залога при получении банковского кредита под строительство крупных деревообрабатывающих комбинатов.
"Это одна из важнейших тем для российских промышленников и предпринимателей. Сегодня мы получили понимание, для чего это нужно в первую очередь – обеспечить залоговую составляющую для получения льготных кредитов на строительство комбинатов, а для государства – определенные гарантии того, что собственник будет заботиться о том участке, который приобрел. Если на участке произошел пожар, то это ущерб в первую очередь для собственника, поэтому он будет точно контролировать свой участок, следить, чтобы он был в надлежащем порядке. Этот вопрос требует дополнительных дискуссий не только в отраслевом сегменте, но и в более широком формате с общественностью и на межведомственном уровне", – цитирует выступление Мантурова на отраслевом форуме "ЛПК 360°: со всех точек зрения", который прошел в конце ноября в российской столице, официальный сайт Минпромторга РФ.
Очевидно, что федеральный министр лишь озвучил желания тех, кто давно продвигает в России идею приватизации лесного фонда. Об этом свидетельствует заголовок официального сообщения Минпромторга РФ: "Денис Мантуров поддержал введение частной собственности на лес". Но единой позиции по приватизации Гослесфонда пока нет даже в федеральном правительстве: во всяком случае, уже на следующий день после заявления господина Мантурова пресс-служба Федерального агентства лесного хозяйства представила точку зрения нового главы Рослесхоза Сергея Аноприенко на передачу лесов в частную собственность. Самое интересное, что эту позицию господин Аноприенко выразил на том же форуме, что и министр промышленности и торговли страны.
"Лес – национальное достояние России. Если его передать в частную собственность, может возникнуть вопрос сохранения целостности государственного лесного фонда. Опыт новейшей истории России показывает, что велик риск возможных нарушений и неправомерного отчуждения этого национального достояния. Вернуться к этому вопросу можно только после тщательной проработки всех возможных угроз, с учетом мнений экологов, экспертного сообщества, руководства страны, а также когда будет достигнуто единое понимание о том, насколько эффективно это решит существующие проблемы лесной отрасли", – считает глава Рослесхоза.
Все это говорит о том, что лоббисты лесной приватизации пока только пытаются прощупать почву, чтобы начать в стране очередной масштабный передел собственности, сравнимый с тем, что происходило в ней в 90-е. Однако слова Путина о том, "передавать такое национальное достояние, как лес, в частные руки, рановато", отнюдь не означает, что этот момент, спустя тринадцать лет, не наступил. В конце концов, и пенсионную реформу президент обещал в "нулевые" не проводить.
Полагаю, сторонники приватизации российских лесов в очередной раз станут ссылаться на опыт частного лесовладения в Финляндии и Скандинавии, стремясь убедить соотечественников в том, что передача Гослесфонда в частную собственность ничем им не грозит, и это лишь повысит эффективность лесопользования. Однако скандинавский опыт при всех его положительных и отрицательных сторонах неприменим к России, прежде всего, своей историчностью, ведь за последнее столетие в общественном сознании наших сограждан возникло устойчивое представление о лесе как об "общенародной собственности", и попытки ее поделить неизбежно приведут к острейшим социальным и экологическим конфликтам, которые могут превзойти по своему накалу криминальные войны "лихих 90-х".
Между тем даже защитники природы, выступающие против приватизации Гослесфонда, предлагают федеральным властям весьма безболезненный путь к появлению в стране частного лесовладения. Речь идет о легализации лесов, которые выросли на заброшенных сельхозугодьях. Сейчас такие леса не имеют в России никакого правового статуса: их не защищают от незаконных рубок или огня, однако выращивать лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения по действующему федеральному законодательству нельзя. По оценке экологов, площадь "сельскохозяйственных" лесов в стране исчисляется десятками миллионов гектаров, и вовлечение их в лесопользование могло бы с одной стороны решить проблему обеспечения сырьем лесоперерабатывающих предприятий, а с другой – уменьшило бы риск возникновения лесных пожаров на заброшенных сельхозугодьях и защитило бы от промышленного освоения нетронутую тайгу. Но, как показывает исторический опыт, делить для российских чиновников куда привычнее, чем умножать.
Валерий Поташов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание