Сергей Шугаев: «О войне они ничего не рассказывали…»

Чтиво. Без политики
16:23, 10 Мая 2021
фото: Сергей Шугаев/© Столица на Онего
Загрузка...

Бывший начальник Главного управления МЧС России по Карелии, генерал-майор Сергей Шугаев рассказал о своих родных-фронтовиках, о том, почему он решил стать военным и о попытках переписать историю.

Он более сорока лет носит погоны. Прошел путь от курсанта до генерала. Как и всегда, в этом году ходил в Петрозаводске на парад в честь Дня Победы. Признается, что эта дата для него – не просто святой праздник. 9 мая – тот день, когда особенно отчетливо понимаешь, что сделали его деды и все их поколение для него, для всех нас, добыв Победу в Великой Отечественной войне.

Сергей Александрович Шугаев о своих родных-фронтовиках, о том, почему он решил стать военным и о попытках переписать историю.

«Мои деды были танкистами…»

Оба мои деда воевали. Один из них – Матвей Степанович Шугаев – закончил войну в Праге. Второй – Александр Иванович Клепиков – встретил Победу в Вене. Оба были танкистами. Им повезло – из военной мясорубки вернулись живыми. С наградами. Но я очень хорошо помню, что о войне они ничего почти не рассказывали. Вообще настоящие фронтовики, кого я встречал в своей жизни, кто побывал в тяжелых боях, не любили говорить о тех годах. А уж тем более хвастаться подвигами. И деды мои были из таких. И фильмы «про войну» не очень любили смотреть. Очень горжусь ими.

И выбор свой сделал, благодаря им: в 1977 году поступил в Казанское высшее танковое училище. Затем служил в Германии, в Ленинградском военном округе. Хотел быть достойным внуком своих дедов. Кажется, ни в чем их не подвел.

И бабушки мои работали на Победу. Одна всю войну в колхозе, на полях проработала, нашу армию кормила, другая на фабрике шинели шила.

Так что, получается, что все то поколение нашей семьи свой вклад внесли в то, что Советская Армия фашизм победила, до Берлина дошла. И когда сейчас говорю, что помню и горжусь своей семьей – это не пустые слова. Совсем не пустые…

 «Он трижды бежал, его рвали собаками…»

Да, это правда, что фронтовики неохотно о войне рассказывали. Но одну историю в самых страшных подробностях я услышал, и она меня потрясла. Это история Василия Михайловича Клепцова, моего тестя. Он много лет молчал об этом. И рассказал ее в 1992-м, я уже тогда майором был…

Василий Михайлович уже служил в Красной Армии, когда война началась. В 1941-м году его наградили медалью «За боевые заслуги». Представляете, что такое в начале войны получить такую награду? Это как Героя Советского Союза получить… А 42-м под Харьковом он попал в плен. Там тогда страшные бои шли. Немцы триста тысяч наших солдат пленили, в том числе и моего тестя.

Пошел Василий Михайлович три концлагеря на оккупированной немцами нашей территории. Затем его угнали в концлагерь в Германии, в Эссен. Там он в шахте работал. Трижды бежал, охрана его догоняла и рвала собаками.

В феврале 1945-го побег удался. Помог немецкий солдат, его ровесник. Сказал, что скоро их всех уничтожал и показал путь из шахты на волю.

После побега прятался в подвалах. Затем прибился к колонне беженцев, что шли от нашего наступления на запад. Но его вычислили. Не убили лишь потому, что тесть представился угнанным на работы, а не военнопленным. И определили к местному фермеру. Тот обращался с ним так жестоко, что Василий Михайлович не выдержал, и заколол его вилами. И опять пошел с беженцами на запад. Попал к американцам. Рассказывал, что союзники кормили его досыта, давали шоколад и сигареты. И уговаривали остаться. Но он отказывается, бежит к нашим. Попадает к особистам. Трибунал. Статья 58-я: «Измена Родине». Затем лагерь в Шарье, в Кировской области. Там учится на машиниста, водит узкоколейные поезда.

В 1953-м в СССР широкая амнистия. Но его еще три года проверяют, прежде чем отпустить на свободу.

На свободе устраивается на железную дорогу (лагерная профессия помогла), честно работает. Получил квартиру, вырастил прекрасных дочек.

И всю свою «мирную» жизнь добивался реабилитации. Ведь он был лишь амнистированный: медали «За боевые заслуги» ему не вернули, звания «Ветеран Великой Отечественной войны» не давали. Писал во все инстанции, всем министрам обороны СССР…

Справедливости добился лишь в 1992-м году. И награду ему вернули, и звание «Ветеран войны» присвоили. Этим званием он очень гордился. И вот когда его реабилитировали, он мне эту историю и рассказал. А умер этот простой великий человек в 1995-м.

Надо и такое помнить…

«Нельзя допустить, чтобы историю переписали…»

Наша история – она наша история. Со всеми ее героическими и трагическими страницами. Сегодня ее хотят переписать. Хотя эти попытки начались намного раньше. И в советское время нам хотели навязать с Запада свое мнение и свое видение прошлого. Нельзя этого допустить. И огромное большинство россиян это понимает. Я в этом уверен, я это вижу. Хотя очень голосистое меньшинство в нашей стране пытается сделать вид, что это не так. У нас, в основном, замечательная молодежь растет, патриоты. Я принимаю участие в различных молодежных акциях и вижу это. Вижу, как ребята и девушки трогательно относятся к ветеранам, к детям войны. Помогают, поддерживают их. И пока такое отношение к тем, кто воевал, кто отстраивал страну после войны будет сохраняться – Россия своей истории не потеряет. А это для всех нас главное. Это не пафосные слова, это – правда.

 Сергей Андреев

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Аналитика

24.12.2024 10:25
Обществоведение
Дело Евгения Яблокова, застрелившего во дворе своего дома гражданина Азербайджана и отправившегося на долгий срок за решетку, оказалось не таким простым, как мы себе представляли.