Погода в Карелии в последнее время постоянно преподносит нам неприятные сюрпризы. И именно во время природных катаклизмов проверяется на прочность вся инфраструктура, обеспечивающая безопасность жизни людей: тепло, связь, транспорт и, конечно, электрические сети.
Прионежская сетевая компания – одна из крупнейших энергетических предприятий республики обслуживает более пяти тысяч двухсот километров линий электропередачи в 13 районах, Костомукше и, частично, в Петрозаводске. Важно еще то, что сети компании, в основном, доставляют электроэнергию непосредственно потребителю. Ответственность огромная.
Насколько эти энергообъекты готовы выдержать удары стихии, рассказал главный инженер АО "ПСК" Владимир Тарачев.
- Владимир Михайлович, насколько энергообъекты Прионежской сетевой компании защищены от чрезвычайных ситуаций, связанных с природными катаклизмами, теми же паводками, лесными пожарами, ветрами, снегопадами? Какая работа у вас в этом направлении ведется?
- Давайте, я начну с хорошего. По итогам деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Карелия в 2018 году совместным приказом МЧС России по Республике Карелия и республиканского комитета по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, среди предприятий и учреждений республики за высокие достигнутые результаты первое место было присуждено Прионежской сетевой компании.
Это большая победа, с которой я наших сотрудников искренне поздравляю.
В минувшем году не было допущено серьезных сбоев электроснабжения на объектах жизнеобеспечения, не выявлено каких-либо фактов, создающих угрозу функционирования таких объектов.
Вообще, за последние четыре года у нас было лишь одно серьезное ЧП в сетях, непосредственно связанное с непогодой: в январе 2018-го в Костомукше. Тогда погодная обстановка была действительно очень тяжелая, если помните.
Как мы этого добились? Вероятно, потому, что в компании постоянно ведется работа по повышению надежности работы энергообъектов. Это важнейшая задача. У нас создана постоянно действующая комиссия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в которую входят сотрудники, прошедшие специальное обучение в области ГО и ЧС. Именно эта комиссия руководит всей деятельностью АО "ПСК" в этом направлении.
К каждому сложному сезону готовимся очень серьезно. Сейчас, например, идет большая работа по подготовке к весеннему половодью. Проверяем все наши энергетические объекты, которые могут попасть в зону подтопления, мониторим паводковую ситуацию. Подготовили силы и средства для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с паводком.
Особое внимание обратили на то, чтобы обеспечить запас топлива на наших дизельэлектростанциях в поселках Валдай, Полга, Вожмоозеро, чтобы во время распутицы люди там не остались без электроэнергии. Проверили наши резервные источники электроснабжения.
Начинаем уже работу по подготовке к пожароопасному периоду. Это тоже важное направление. Проверим противопожарную безопасность наших подстанций, производственных помещений. В обязательном порядке посмотрим в каком состоянии у нас находятся охранные зоны ЛЭП, как они почищены. Проведем еще ряд мероприятий, противопожарные тренировки в обязательном порядке.
Кроме этого, в Прионежской сетевой компании создана добровольная пожарная дружина, семьдесят шесть сотрудников в нее входят. Это, практически, профессиональные огнеборцы.
Аварийный запас материалов для оперативного устранения ЧП на энергообъектах у нас укомплектован полностью. Специальную технику тоже проверим.
Что касается подготовки к работе в зимних условиях, то она не прекращается ни на минуту. Идут плановые ремонты, модернизируются ЛЭП и подстанции. Еще эта зима, судя по погоде, фактически не закончилась, а мы уже приступили к подготовке к будущим холодам.
- Взаимодействие со структурами МЧС. Есть ли оно и как оно выстроено?
- Взаимодействие постоянное. Более того, у нас с МЧС есть Соглашение о взаимодействии и обмене информацией. Кроме этого, существует специальный документ, который называется "Регламент взаимодействия Штаба по обеспечению безопасности электроснабжения в РК и Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения".
Наша Центральная диспетчерская служба и оперативный центр МЧС Карелии постоянно обменивается информацией о состоянии электрических сетей в зоне ответственности АО "ПСК", о возможных и текущих чрезвычайных ситуациях могущих оказать влияние на надежность электроснабжения.
Ежедневно нашими диспетчерами в семь утра и четыре часа дня в МЧС направляются письменные отчеты о состоянии электрических сетей, в которых отражаются как аварийные ситуации в электрических сетях, так и плановые работы, связанные с отключениями. В них мы указываем дату, время и место отключений, их продолжительность. Также даем список основных отключенных потребителей и причины отключений.
Если необходимо, по телефону в МЧС передается оперативная информация об изменении состоянии сетей, связанная с возникновением или ликвидацией аварийных ситуаций, а также выполнением неплановых и неотложных отключений и переключений в наших сетях.
МЧС же, со своей стороны, передает нам информацию о прогнозах погоды. Спасатели также предоставляют в Прионежскую сетевую компанию информацию о состоянии объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, и другие сведения, которые могут быть использованы при прогнозировании и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Если возникнет ситуация, когда произойдут массовые отключения, то мы готовы направлять в МЧС отчеты о состоянии сетей компании и действиях по устранению аварий каждые два часа или даже чаще.
У нас есть техническая возможность участвовать в видеоконференциях, которые проводит Главное управление МЧС по республике с едиными дежурно-диспетчерскими службами районов Карелии.
Нельзя не упомянуть и о том, что ежегодно в плановом порядке проводятся совместные тренировки персонала МЧС, ЕДДС районов и АО "ПСК", отрабатывается порядок взаимодействия при передаче информации.
- Как оповещается население в случае аварий в электрических сетях в результате паводка, пожаров, непогоды?
- Как я уже сказал, всю информацию об аварийных и плановых отключениях в электрических сетях наша диспетчерская служба направляет круглосуточно в МЧС и ЕДДС Правительства Республики Карелия, в ЕДДС административного района, в котором произошло, или запланировано отключение. О каких-то серьезных проблемах, если таковые случаются, незамедлительно сами даем информацию в СМИ.
Также люди могут получить информацию об аварийных отключениях непосредственно в Прионежской сетевой компании в ЦДС по телефону 59-13-38, или 8-800-200-11-48 круглосуточно.
В состоянии реального времени по телефону 59-13-38 можно прослушать текущую информацию об имеющихся аварийных отключениях, а также о плановых работах которые проходят. Все входящие звонки с обращениями граждан автоматически записываются и определенное время сохраняются в базе данных.
Недавно Прионежская сетевая компания и госкомитет Карелии по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения заключили Соглашение об информационном сотрудничестве и теперь наша информация будет доступна и на информационном ресурсе комитета.
- Часто ли бывает, что причиной ЧП в сетях становятся действия людей?
- К сожалению, да, такие случаи бывают.
В прошлом году шестьдесят пять раз из-за действий людей у нас происходили отключения в сетях. Мы ведем информационную работу, стараемся разъяснять насколько опасны какие-то несанкционированные действия, работы в охранных зонах энергообъектов, что это может привести и к гибели самих нарушителей, и к угрозе жизни и здоровья очень многих жителей Карелии. Но, вероятно, не до всех доходит.
Один недавний пример хочу привести. В октябре прошлого года при проведении несогласованных с Прионежской сетевой компанией земляных работ экскаватором была повреждена наша кабельная линия напряжением 10 кВ, в результате чего практически весь центр города Медвежьегорска остался без электроэнергии. Были обесточены три котельные, Медвежьегорская центральная районная больница, местный психо-неврологический интернат, Администрация Медвежьегорска, Управление Беломорско-Балтийского канала, семь улиц. Представляете? Наши специалисты устранили повреждение в минимальные сроки, всего за час, но что за этот час могло произойти?
- У нас в этом году была трудная зима и, как Вы правильно заметили, холода еще стоят. Но уже можно подвести какие-то итоги прохождения осенне-зимнего сезона? Выдержали ли сети?
- Мы отработали эту зиму в штатном режиме. Серьезных ЧП не было ни одного. По сравнению с прошлым осенне-зимним сезоном технологических нарушений в сетях Прионежской сетевой компании стало на 25 процентов меньше. Этот показатель как раз и говорит о том, что мы очень серьезно готовились, и такая подготовка принесла свои плоды. И хотя календарная зима уже закончилась, но погодные условия, как видите, таковы, что расслабляться рано. Так что, можно сказать, что мы находимся в постоянной боевой готовности.
Александр Ершов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание