Зона мусульман

Чтиво. Без политики
13:45, 28 Ноября 2017
Загрузка...

Глава общины мусульман в Карелии муфтий шейх Саид Абдуль Азиз рассказал, как живут в нашей северном крае люди, исповедующие ислам, какие обычаи и традиции привезли они к нам со своей далекой родины, а также обозначил некоторые проблемы, с которыми приходится сталкиваться осужденным мусульманам в карельских колониях.

Саид Абдуль Азиз встретился с журналистом "Столицы на Онего" и представителем пресс-службы УФСИН Карелии, ответил на вопросы, немного приоткрыв мусульманский мир - такой неизвестный для нас, северян.

Карельская свинина для осужденных мусульман

На встречу в кафе Саид Абдуль Азиз приехал прямо из колонии №9.

"Извиняюсь за опоздание: ездил в колонию на Птицефабрике, встречался с осужденными, решал некоторые вопросы. Я периодически стараюсь посещать все колонии, вчера был в Сегеже, сегодня - в Петрозаводске", - сказал Абдуль Азиз, когда подошел к столику. Быстрым движением скинул пальто и снял каракулевую шапку.

Наш разговор длился почти час и мог бы продолжаться еще, но на телефон муфтия все чаще и чаще поступали звонки: задерживать не осмелились, но постарались получить ответы как можно на большее количество вопросов.

Сколько заключенных мусульман находится в карельских колониях?

- В Петрозаводске 150 и еще примерно около 350 в исправительных учреждениях в районах Карелии.

По каким статьям чаще отбывают сроки мусульмане?

- Чаще сидят за участие в вооруженных формированиях и за торговлю наркотиками, есть статьи за бандитизм. А так, разные статьи, как у всех других.

Если говорить о мусульманах, содержащихся в карельских колониях, то на что они жалуются?

- В основном жалуются на то, что им не позволяют соблюдать молитвы во столько, во сколько они хотят. Например, в утреннее время, когда по распорядку дня они должны спать, или в другие моменты, когда идут режимные мероприятия. Но, думаю, здесь вопрос не в том, что администрация колонии как-то хочет ущемить права мусульман, а в том, что все мероприятия в режимном учреждении прописаны нормативно-правовыми актами Российской Федерации и время молитвы иногда совпадает с другими режимными мероприятиями.
Но в исламе есть момент облегчения - именно в том, что мусульмане, находясь в режиме принуждения, могут совершать молитвы в другое время. В религиозном плане выход есть. И человек, который хочет соблюдать свою религию, понимает, что все можно сделать, не нарушая режим и не создавая себе проблем. А если, конечно, человек хочет с администрацией поспорить для того чтобы якобы свои права соблюсти, то это уже другое дело.
На самом деле, вопрос этот стоит не на местах решать, а на уровне законодательства России.
Есть еще такой обряд, как пост. В колониях получается так, что когда можно есть, еду уже не дают, а когда дают – у них время поста. И здесь опять замечу, что наша религия для находящихся в местах принуждения дает облегчение – они могут поститься в другое время, когда короткое солнцестояние. Все зависит от места, времени, ситуации, где осужденный находится.

Если говорить о питании в целом, о рационе, где большую часть мясных блюд составляет свинина, которую мусульмане не едят. Не получается так, что им приходится из-за этого голодать?

- Этот вопрос надо продумать и решать совместно, потому что в основном хозяйства колонии держат свиней. Это самое дешевое мясо, на которое выдаются дотации. Конечно, здесь не учитывается, что осужденные мусульмане от этого будут страдать.
Понятно, с голоду они не умрут, но то, что недополучат необходимых элементов, - это да.
Но сколько езжу, смотрю - еще ни одному не было плохо от того, что он свинину не ел. Во-первых, есть другие продукты питания, есть и магазины на территории колоний. Передачи приносят родные. И меню составлено так, что блюда не часто повторяются.
Конечно, нельзя всю эту ситуацию назвать правильной, и по большому счету надо учитывать религиозные видения человека, чтобы не нанести вред его здоровью. Если заключенному это важно, надо закрепить за ним право выбора.
Но опять же, как со временем молитвы, вопрос с питанием надо решать на законодательном уровне России. Это не местных колоний порядки.

Сейчас появилась опасность, что воровские понятия заменит джамаат шариат. Есть ли такая угроза у нас в карельских колониях? Возможно ли, что начнется вербовка?

- Исключать момент вербовки мы не можем. Но дело наше как имамов - духовных лиц, знающих людей, объяснить мусульманам, что надо четко разделять уголовный и духовный мир. Это два разных мира, они никак не могут быть соединены вместе. Иногда, когда у человека в заключении идет духовное становление, у них путается понимание уголовного мира и ислама.

Где-нибудь в Карелии на территории колонии есть мечеть?

- Мечетей нет. Присутствуют православные храмы, но не мечети - не могут найти площадку для строительства на самой территории режимного учреждения. Просто выделяют помещение для молитв.

Все условия прописываются в брачном договоре

- Часто ли заключаются браки у мусульман в колонии?

- Браки не часто, но бывают.

Позволяет религия человеку, исповедующему ислам, выбрать вторую половину с другой верой?

- Что касается мужчин, то он имеет право жениться на девушке другого вероисповедания. В священном писании сказано, что он может выбрать жену другой веры, но нет условия, чтобы она приняла ислам. Она по своему желанию остается в своей вере, и он не имеет право препятствовать в соблюдении ее религиозных прав, канонов.
А девушка, исповедующая ислам, не может выбрать себе спутника жизни не мусульманина. По религиозным пониманиям ей не следует выходить замуж за человека другой веры. В этом есть мудрость, так как женщина всегда за мужем, то есть не первое лицо в семье. Муж даже в христианской традиции главный в семье, и он ответственен за свою семью. Если она выйдет за человека другой веры, то нет гарантии, что все ее права как мусульманки будут соблюдены. Другая вера может быть мужем навязана. Она не защищена от того, что может произойти в будущем.

Как проходят обряды бракосочетания в колониях? Родители жениха сами выбирают ему невесту или все свершается по обоюдному согласию молодых?

- Браки заключаются, как у всех, по любви. Девушка имеет право выбирать себе жениха и может не согласиться с выбором родителей. Родители могут предложить, но заставить не имеют права. Любой брак, на который заставили пойти, не действителен, девушка может его аннулировать. Поэтому родители предлагают, а девушка соглашается или не соглашается. Если девушка предлагает кандидата в мужья -здесь право родителей согласиться или не согласиться, все должно быть обоюдно. Девушка тоже может сказать: ко мне сватаются, я не против. Но родители могут что-то знать про этого человека и говорят: мы против.

При заключении брака молодожены подписывают брачные договоры?

- Брачный договор может быть, в него входят условия, на которые согласились супруги. Особенно у девушек могут быть свои условия, без которых они не видят свою семью. Например, она не хочет, чтобы муж оставлял ее больше, чем на месяц. В религии допустима разлука до 4 месяцев, но она не хочет и говорит, что не может без мужа больше месяца. Не должно быть долгих командировок, на что он соглашается. Он будет обязан брать ее с собой либо не оставлять так надолго.

А если он попал в места лишения свободы?

- Она имеет право подать на развод, потому что это ее жизнь, ее право как женщины. Если муж не обеспечивает семью, лоботряс, лентяй, нахлебник – она может подать на развод. Если он унижает ее, оскорбляет как человека, как женщину – она имеет право подать на развод. У женщин очень много прав, а обязанностей меньше, чем у мужа. На нем висит вся семья, ему надо ее обеспечивать, содержать, учитывать все пожелания. Уделять время как жене, так и детям. Женщина не обязана приносить в дом деньги, даже свою зарплату имеет право тратить на себя. При этом, нет такого, что мужа надо беспрекословно слушать. Есть совет, как у всех семей. Но если стоит выбор, то последнее слово за мужем. Потому что он несет ответственность за этот выбор. А уважать, любить и понимать - это его обязанность.

Какие традиции вы пытаетесь сохранить, переезжая в другие регионы или страны?

- Какое вероисповедание - такие и традиции. В каждой семье есть кусочек своей родины. Вы выросли в определенной семье, со своими традициями, при переезде в другой город в своей семье вам никто не запрещает оставаться со своими традициями. Конечно, сохраняем бытовые моменты, морально-нравственные традиции, уважительное отношение к старшим, к отцу, к матери, заботу о своих близких – братьях, сестрах. Это все мы привозим с собой. 
Бывает, встречаются такие люди, наверно, как и везде, которые считают, что если он глава семьи, значит, как царь. Но это неправильно. Глава семьи - это ответственность, а не привилегия.

"Человек, убивший душу невинную, как будто убил все человечество на земле"

- У вас есть заповеди, как в христианстве: не убий, не укради?

- Это не то что заповеди, а тяжелые грехи. Убийство - тяжелейший грех. То есть человек, убивший душу невинную, как будто убил все человечество на земле. А если ты спас человека, как будто ты спас все человечество на земле.

Если человек, совершивший убийство, попросит принять его в вашу веру – примете?

- Создатель может простить грех раскаявшегося человека. Здесь важен момент: человек осознанно пришел к вере, он переживает, его это гложет, ему больно от того, что он сделал. Если создатель принимает таких людей, почему мы должны отвергать?

Если ваш имам, как наш священник Петунов, совершит преступление и по его вине погибнет человек, то сможет ли он после освобождения вести службу в мечети?

- Во-первых, имам – человек, который достоин быть примером морально-нравственных отношений. Я как руководитель выбираю его в статус имама и доверяю ему общение с людьми, чтобы он показывал пример. Если бы имам совершил такой же поступок, как Иван Петунов, мы его от работы бы отстранили.
Бывает так, что человек совершил преступление непреднамеренно, это одно, а если нарушены еще и морально-нравственные устои, такие как употребление (спиртного – ред.), то следует наказание.

Известно, что по вашей вере, когда человек умирает, то его следует похоронить в тот же день? Как быть в том случае, если требуется вскрытие?

- Захоронение в тот же день желательно, но не обязательно. Если необходимо сделать дознание: человека отравили или что-то еще, то здесь судмедэксперты идут навстречу и вскрывают по-быстрому. В данном случает начинает работать уже другой закон.

- У вас есть мусульманское кладбище в Карелии?

- Есть место для захоронения. На городском кладбище в Новой Вилге выделен участок.

Вы хороните без гробов в сукне?

- В гробу или нет - зависит от состояния почвы. Если почва осыпается и мы не можем предотвратить некрасивых моментов во время захоронения, тогда мы используем гроб.
Если земля позволяет, мы делаем небольшую нишу, куда кладем тело умершего, омытое и завернутое в белую ткань, на правый бок. Произносим молитву и засыпаем землей.
На том участке, который нам выделили в Новой Вилге, не всегда получается захоронить без гроба.

Вы будете еще просить у городских властей место под кладбище?

- Пока того участка в Вилге хватает. Еще есть место, но на будущее, если будет не хватать, то обратимся.


P.S.

Вопрос из любопытства: где сейчас находится Висам али Бардвил – экс руководитель общины мусульман Карелии?

- Он в Москве, председатель ассоциации юридических лиц исламских организаций в России. Он регулярно приезжает в Петрозаводск, навещает свою семью, детей.
Думаю, на открытие мечети обязательно приедет. Он первый заключил с мэрией договор о выделении земли еще в 2008 году, это была его заслуга, что выделили землю.

В течение стольких лет земля пустовала. Что мешало начать строительство и благодаря кому сегодня удалось достичь договоренности?

- Договоренность была всегда, у нас была финансовая проблема. Мы строим мечеть на свои деньги, без господдержки, у нас нет никаких дотаций от правительства. Поэтому, как только нашлась первая малейшая возможность начать, мы начали. Средства поступают от прихожан. Если кто-то сказал: я сделаю площадку – пускай делает; я сделаю камень памятный - пускай делает. Все создается общими усилиями.

- Много в Карелии мусульман?

- Всегда  задают этот вопрос, но как на него ответить, если учет мы не ведем? Кто-то жил давно, кто-то приехал. Они все мусульманами себя считают, а в мечеть не приходят, как в православии. У нас нет обряда крещения. У нас, если человек решил принять ислам, он в этом уверен, то он заверяет это словами - и весь вопрос закончен.

Много ли народу из православного мира приняли ислам?

- Такое бывает, что православные приходят в нашу веру, но у нас нет цели отслеживать количество. Это не подотчетное дело - принятие ислама. Наши двери открыты для всех.

Беседовала Ира Меркова

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей