Переизбыток информации в СМИ и социальных сетях о пандемии коронавируса вызывает ожидаемую реакцию – уже некоторую изжогу, хотя тема и не уходит из поля общественного внимания, оставаясь заглавной, но приобретает дополнительные сюжеты, причём не с болезнью связанные. Погружение граждан страны в режим самоизоляции, вынужденного бездействия десятков миллионов людей, привело ожидаемо к обрушению экономики и, как следствие, масштабным социальным проблемам. Нет работы. Нет денег на жизнь. Как спасаться от растущих долгов по набранным кредитам? Десятки подобных проблем стали душить граждан. И вот в этой объективно сложной ситуации проявилась социальная природа Российского государства, когда руководство страны оперативно разработало самые разнообразные меры поддержки семей, детей, людей, лишившихся работы, бизнесменов, впавших в кризис и следом в отчаяние, и целых отраслей экономики. Бюджетный спасательный круг многим был брошен.
В результате пришло понимание того, насколько важно доделать то, что из-за коронавирусной инфекции было остановлено на полпути. Поправки в Конституцию России фактически уже принятые - все органы государственной власти уже проголосовали за них - осталось лишь провести через всенародное голосование. Это обязательное условие, сформулированное президентом России В. Путиным, который право окончательного решения передал гражданам. Пожелаем, проголосуем за поправку (множество изменений оформлены, как единая поправка в Основной закон страны) - значит, узаконим текст обновлённой Конституции. Не проголосуем, будем жить по ныне действующей Конституции. Ничего смертельного не произойдёт, конечно, но теперь ясно, что Основной закон страны может быть гораздо заботливее о гражданине.
Если в марте, до обрушения страны в коронавирусную эпидемию, кому-то могло казаться, что и действующая редакция конституционного устройства вполне может неопределённо долго служить ещё обществу, то теперь, когда стала очевидна практическая польза от предлагаемых Путиным поправок, особенно в части социальной защиты населения, противников конституционного обновления России уже, пожалуй, и не будет. Хотя нет, конечно же, найдутся люди по-прежнему атакующие Конституцию, но это будут скорее всего идеологические противники власти, которые всё от неё исходящее принимают в штыки. Потому что сами хотят стать властью и от того в рамках политической конкуренции выйти из роли бабы яги, которая всегда против, они в принципе не могут без угрозы саморазрушения. Но таких не много будет. Люди ведь не враги себе. Подавляющему большинству россиян нужно сильное государство, с сильной властью и сильной социальной защитой населения.
И потому важны в том числе и конституционные нормы по которым станет формироваться сама федеральная власть. Особенностью новой редакции Конституции становится перераспределение управленческих полномочий между ветвями власти и «национализация» персон власти.
Президентом страны сможет стать лишь тот кандидат, который не менее 25 лет прожил в России, он не должен иметь иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причём не только на момент участия в выборах, но и в прошлом. Впрочем, бурные споры вызвали не эти нормы, а те, что сроки нахождения в должности президента регламентировали. В действующей редакции прописано, что президентом России нельзя избраться два срока подряд, соответственно, не подряд можно. Что и произошло в случае с В. Путиным, который отработав первые два президентских срока, ушёл в премьер-министры при президенте страны Д. Медведеве, а потом опять дважды избирался. В новой редакции Конституции, если за неё проголосуют, такого уже невозможно будет сделать. Удалено указание на периодичность, слово «подряд» убрано. То есть Президентом можно избираться только два срока — и всё. 12 лет (два срока по шесть лет) и, пожалуйте, – в отечественную историю.
Одновременно предлагается и обнуление всех сроков и для всех кандидатов в президенты, а таковых только двое может быть в современной России - Путин да Медведев. Согласно новой редакции Конституции РФ и для Путина, и для Медведева новые президентские выборы станут как бы первыми. Эта норма вызвала бурные дебаты в обществе, мол, Путин узурпирует власть. И такая точка зрения может быть. Но на обнуление сроков стоит взглянуть с иной точки зрения. Возможность избираться для Путина - это не обязанность для него, а возможность, существование которой не позволит до срока развернуться предвыборному цунами, разрушающему политическую стабильность в стране. Путин – действующий Президент и возможно ещё раз, в пятый раз, решит баллотироваться. Одно само такое допущение препятствует «гражданской войне» в стане вроде бы единомышленников и соратников. «Вроде бы» можно и убрать в данном случае (пока Путин – Президент), но надо понимать что политэкономические «группы интересов» существуют и только потому они не схватываются между собой, что В. Путин стоит над ними и он одинаково для них бесспорный лидер.
Если же В. Путин примет решение не баллотироваться в Президенты, то сможет стать пожизненным сенатором в Совете федерации. Ему такое гарантируется, как и пожизненная неприкосновенность после сложения президентских полномочий.
Государственный совет и в сегодняшней конструкции высшей политической власти существует, но это лишь консультативный орган при президенте. Теперь же он включается структуру органов управления, прописанных конституционными нормами, и это уже совсем другой уровень влияния на управления страной. Статус Госсовета будет определяться специальным федеральным законом.
Госдуме вручается право утверждать кандидатуру председателя правительства России, предлагать которую депутатам будет президент страны и он же станет его назначать. Госдума также будет утверждать кандидатуры заместителей председателя правительства и федеральных министров (за исключением тех, кто входит в так называемый «силовой блок» — армия, МВД, ФСБ и т.д.). Представлять думцам их будет премьер-министр.
Все кадровые назначения на высшие государственные должности в правительстве будут согласовываться с членами Совета федерации. Президент страны проводит обязательные консультации с сенаторами прежде чем руководящий состав кабинета-министров сформировать. Причём, консультации проводиться будут и по лицам, которые предлагаются на руководство обороной страны, безопасностью, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также выдвигаются в прокуроры субъектов Федерации.
С участием сенаторов проходить будет и отрешение от должностей судей Конституционного суда, Верховного суда, судей кассационных и апелляционных судов, если те совершили порочащие проступки и президент предлагает прекратить их полномочия. В каждый такой конфликтный эпизод будут вникать сенаторы, разбираясь в произошедшем, прежде чем президент примет окончательное кадровое решение.
Совет Федерации участвуют в формировании состава Счётной палаты РФ (президент вносит в Совфед кандидатуры на должность председателя палаты и половины её членов). Генпрокурору страны придётся ежегодно выступать с докладами перед сенаторами о состоянии законности и правопорядка в стране.
В Конституции усиливается институт парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти и местного самоуправления. Расширяются контрольные полномочия Федерального собрания (Госдумы и Совета федерации).
Появление в Основном законе страны нормы о существовании единой системы публичной власти прекращает существующую двусмысленность, когда юридически местное самоуправлении декларировалось как независимое от институтов госвласти управление, хотя на деле являлось естественным звеном в общей системе государственно-муниципальной власти. Поэтому установление единой системы публичной власти в России прежнее противоречие снимает.
Новая система перераспределения управленческих полномочий укрепляет в отдельности все ветви власти, расширяя их полномочия, и тем самым делает общую систему управления страной более устойчивой. Разве не заинтересованы в этом граждане России? Вопрос риторический. И ответ на него вы знаете. И нам с вами решать какой быть завтрашней системе федеральной власти. Для этого нужно лишь прийти на участок для голосования.
Анатолий Цыганков
Источник: http://politika-karelia.ru/?p=48342