Новости
29 Мая 2020
Сильное государство. Кто-то против?
Обсуждение поправок в Конституцию России теснит тему коронавирусной инфекции на обочину общественного внимания.

Переизбыток информации в СМИ и социальных сетях о пандемии коронавируса вызывает ожидаемую реакцию – уже некоторую изжогу, хотя тема и не уходит из поля общественного внимания, оставаясь заглавной, но приобретает дополнительные сюжеты, причём не с болезнью связанные. Погружение граждан страны в режим самоизоляции, вынужденного бездействия десятков миллионов людей, привело ожидаемо к обрушению экономики и, как следствие, масштабным социальным проблемам. Нет работы. Нет денег на жизнь. Как спасаться от растущих долгов по набранным кредитам? Десятки подобных проблем стали душить граждан. И вот в этой объективно сложной ситуации проявилась социальная природа Российского государства, когда руководство страны оперативно разработало самые разнообразные меры поддержки семей, детей, людей, лишившихся работы, бизнесменов, впавших в кризис и следом в отчаяние, и целых отраслей экономики. Бюджетный спасательный круг многим был брошен. 

В результате пришло понимание того, насколько важно доделать то, что из-за коронавирусной инфекции было остановлено на полпути. Поправки в Конституцию России фактически уже принятые - все органы государственной власти уже проголосовали за них - осталось лишь провести через всенародное голосование. Это обязательное условие, сформулированное президентом России В. Путиным, который право окончательного решения передал гражданам. Пожелаем, проголосуем за поправку (множество изменений оформлены, как единая поправка в Основной закон страны) - значит, узаконим текст обновлённой Конституции. Не проголосуем, будем жить по ныне действующей Конституции. Ничего смертельного не произойдёт, конечно, но теперь ясно, что Основной закон страны может быть гораздо заботливее о гражданине. 

Если в марте, до обрушения страны в коронавирусную эпидемию, кому-то могло казаться, что и действующая редакция конституционного устройства вполне может неопределённо долго служить ещё обществу, то теперь, когда стала очевидна практическая польза от предлагаемых Путиным поправок, особенно в части социальной защиты населения, противников конституционного обновления России уже, пожалуй, и не будет. Хотя нет, конечно же, найдутся люди по-прежнему атакующие Конституцию, но это будут скорее всего идеологические противники власти, которые всё от неё исходящее принимают в штыки. Потому что сами хотят стать властью и от того в рамках политической конкуренции выйти из роли бабы яги, которая всегда против, они в принципе не могут без угрозы саморазрушения. Но таких не много будет. Люди ведь не враги себе. Подавляющему большинству россиян нужно сильное государство, с сильной властью и сильной социальной защитой населения. 

И потому важны в том числе и конституционные нормы по которым станет формироваться сама федеральная власть. Особенностью новой редакции Конституции становится перераспределение управленческих полномочий между ветвями власти и «национализация» персон власти.

Президент России

Президентом страны сможет стать лишь тот кандидат, который не менее 25 лет прожил в России, он не должен иметь иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причём не только на момент участия в выборах, но и в прошлом. Впрочем, бурные споры вызвали не эти нормы, а те, что сроки нахождения в должности президента регламентировали. В действующей редакции прописано, что президентом России нельзя избраться два срока подряд, соответственно, не подряд можно. Что и произошло в случае с В. Путиным, который отработав первые два президентских срока, ушёл в премьер-министры при президенте страны Д. Медведеве, а потом опять дважды избирался. В новой редакции Конституции, если за неё проголосуют, такого уже невозможно будет сделать. Удалено указание на периодичность, слово «подряд» убрано. То есть Президентом можно избираться только два срока — и всё. 12 лет (два срока по шесть лет) и, пожалуйте, – в отечественную историю.

Одновременно предлагается и обнуление всех сроков и для всех кандидатов в президенты, а таковых только двое может быть в современной России -  Путин да Медведев. Согласно новой редакции Конституции РФ и для Путина, и для Медведева новые президентские выборы станут как бы первыми. Эта норма вызвала бурные дебаты в обществе, мол, Путин узурпирует власть. И такая точка зрения может быть. Но на обнуление сроков стоит взглянуть с иной точки зрения. Возможность избираться для Путина - это не обязанность для него, а возможность, существование которой не позволит до срока развернуться предвыборному цунами, разрушающему политическую стабильность в стране. Путин – действующий Президент и возможно ещё раз, в пятый раз, решит баллотироваться. Одно само такое допущение препятствует «гражданской войне» в стане вроде бы единомышленников и соратников. «Вроде бы» можно и убрать в данном случае (пока Путин – Президент), но надо понимать что политэкономические «группы интересов» существуют и только потому они не схватываются между собой, что В. Путин стоит над ними и он одинаково для них бесспорный лидер.

Если же В. Путин примет решение не баллотироваться в Президенты, то сможет стать пожизненным сенатором в Совете федерации. Ему такое гарантируется, как и пожизненная неприкосновенность после сложения президентских полномочий. 

Госсовет

Государственный совет и в сегодняшней конструкции высшей политической власти существует, но это лишь консультативный орган при президенте. Теперь же он включается структуру органов управления, прописанных конституционными нормами, и это уже совсем другой уровень влияния на управления страной. Статус Госсовета будет определяться специальным федеральным законом.

Государственная Дума

Госдуме вручается право утверждать кандидатуру председателя правительства России, предлагать которую депутатам будет президент страны и он же станет его назначать. Госдума также будет утверждать кандидатуры заместителей председателя правительства и федеральных министров (за исключением тех, кто  входит в так называемый «силовой блок» — армия, МВД, ФСБ и т.д.). Представлять думцам их будет премьер-министр. 

Совет Федерации

Все кадровые назначения на высшие государственные должности в правительстве будут согласовываться с членами Совета федерации. Президент страны проводит обязательные консультации с сенаторами прежде чем руководящий состав кабинета-министров сформировать. Причём, консультации проводиться будут и по лицам, которые предлагаются на руководство обороной страны, безопасностью, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также выдвигаются в прокуроры субъектов Федерации.

С участием сенаторов проходить будет и отрешение от должностей судей Конституционного суда, Верховного суда, судей кассационных и апелляционных судов, если те совершили порочащие проступки и президент предлагает прекратить их полномочия. В каждый такой конфликтный эпизод будут вникать сенаторы, разбираясь в произошедшем, прежде чем президент примет окончательное кадровое решение.

Совет Федерации участвуют в формировании состава Счётной палаты РФ (президент вносит в Совфед кандидатуры на должность председателя палаты и половины её членов). Генпрокурору страны придётся ежегодно выступать с докладами перед сенаторами о состоянии законности и правопорядка в стране.

Парламентский контроль

В Конституции усиливается институт парламентского контроля за деятельностью  органов исполнительной власти и местного самоуправления. Расширяются  контрольные полномочия Федерального собрания (Госдумы и Совета федерации).

Система публичной власти

Появление в Основном законе страны нормы о существовании единой системы публичной власти прекращает существующую двусмысленность, когда юридически   местное самоуправлении декларировалось как независимое от институтов госвласти управление, хотя на деле являлось естественным звеном в общей системе государственно-муниципальной власти. Поэтому установление единой системы публичной власти в России прежнее противоречие снимает.

Новая система перераспределения управленческих полномочий укрепляет в отдельности все ветви власти, расширяя их полномочия, и тем самым делает общую систему управления страной более устойчивой. Разве не заинтересованы в этом граждане России? Вопрос риторический. И ответ на него вы знаете. И нам с вами решать какой быть завтрашней системе федеральной власти. Для этого нужно лишь прийти на участок для голосования.

Анатолий Цыганков

Источник: http://politika-karelia.ru/?p=48342


Другие новости:

Сетевое издание “Столица на Онего” и Центральная Избирательная Комиссия Республики Карелия совместно подготовили материалы для информирования об общероссийском голосовании по вопросу внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. Суть спецпроекта донести сложную информацию в простом виде. Будем рады ответить на Ваши вопросы