Бесплатные газетные площади под агитационные материалы партии и их кандидаты могут получить только в тех периодических печатных изданиях, которые финансируются из казны республики. Это три газеты: «Карелия» (выходит в свет на русском языке), «Карьялан Саномат» (на финском языке) и «Ома муа» (на наречиях карельского языка) и ещё семнадцать районных газет.
Все они часть своих площадей предоставляют под агитационные материалы бесплатно (чуть ниже скажу об этом подробнее), а часть площадей выделяют под платную предвыборную рекламу.
Газета «КАРЕЛИЯ» на 25% своих площадей бесплатно публикует агитационные материалы и ровно столько же отвела редакция под платные публикации. Под думские выборы выделяется по 1,2 полосы на партсписки и такой же объём предусмотрен для кандидатов-одномандатников. По 1,8 полосы на партсписки и одномандатников (на каждую группу) предоставляется кандидатам в депутаты, баллотирующимся в Заксобрание Карелии. Такой же объём предоставляется и под платные агитационные материалы.
Газета «КАРЬЯЛАН САНОМАТ» — 15% площадей — бесплатно; 20% — платно.
Газета «ОМА МУА» — 15% площадей – бесплатно; 30% — платно.
Все районные газеты выделяют кандидатам в депутаты под их бесплатные рекламные публикации не менее 15% общего еженедельного объёма печатной площади своих изданий.
С платными публикациями всё сложнее. Из 17 муниципальных изданий лишь пять уведомили Центризбирком Карелии о том, что готовы публиковать агитационные материалы за деньги. Соответственно, только эти газеты и смогут оказывать коммерческие информационные услуги партиям и кандидатам. Перечислю эти районные газеты: Олония», «Приполярье», «Суоярвский вестник», «Новости Костомукши» и «Диалог». Почему остальные муниципальные издания уклонились от участия в информационном сопровождении избирательной кампании, сказать сложно, это надо у редакторов спрашивать, но по опыту предыдущих избирательных кампаний можно вспомнить, что предвыборные деньги редакция зарабатывает на рекламных публикациях небольшие, зато конфликтов с такими статьями хватает (не обязательно судебных). Возможно, редакциям проще не втягиваться в конфликты между кандидатами в депутаты (особенно когда речь идёт о выборах с местные советы депутатов), когда участники избирательных кампаний по недоразумению винят за содержание агитационных публикаций редакции СМИ. И устанешь каждому объяснять, что редакция газеты не несёт ответственности за содержание предвыборных статей, следя лишь за тем, чтобы ничего противозаконного не было в публикациях.
Да и площади муниципальных газет, выходящих раз в неделю, не столь велики, чтобы можно было укрепить финансовое состояние редакций за счёт избирательных фондов кандидатов в депутаты. Но это, оговорюсь, лишь мои предположения. Не исключаю, что из тех 12 районных газет, что отказались от коммерческого участия в выборах, у каждой найдутся свои резоны.
Анатолий Цыганков
Напомним, выборы федерального и регионального уровней назначены на 19 сентября 2021 года. Кроме того, одновременно с этими выборами в Карелии пройдет 21 муниципальная избирательная кампания. В том числе избрать новые созывы горсоветов предстоит жителям Петрозаводска.
Из 450 депутатских мандатов Госдумы половина распределяется между списками политических партий, получивших более 5 % голосов избирателей. Вторая половина депутатов избирается по одномандатным округам. Аналогичным образом формируется Заксобрание республики в составе 36 депутатов и Петросовет в составе 28 депутатов.
В связи с эпидемиологической ситуацией ЦИК России принял решение, что, кроме основного дня голосования, посетить избирательные участки граждане смогут еще в течение двух дней. Таким образом, голосование пройдет в очном формате 17, 18 и 19 сентября. Избирательные участки будут открыты ежедневно с 8.00 до 20.00 часов.