Трагедия на Сямозере: почему система "112" дала сбой?

Аналитика. Обществоведение
11:35, 16 Января 2017

Адвокаты, представляющие интересы родителей утонувших на Сямозере детей, намерены выяснить, почему дала сбой система "112".

Напомним, что система соединила звонившего ребенка, который тонул на озере, с фельдшером скорой помощи Суоярвской центральной районной больницы Ириной Щербаковой. Женщина приняла звонок ребенка за шутку и теперь ее обвиняют по статье "Халатность, повлекшая смерть двух и более лиц".

Есть информация, что следственные органы уже разобрали ситуацию с Главным управлением МЧС. В свою очередь, "Столица на Онего" попыталась выяснить, как на самом деле сейчас работают телефоны экстренных служб.

Номер работает, системы нет

Тонувший ребенок набрал номер 112, который, действительно, работает в Карелии. Но, как выяснилось, самой системы "112" в Карелии еще нет. Экстренный номер действует при помощи информационно-справочной системы IVR, созданной операторами сотовой связи, которая переадресует звонок на номера экстренных служб 101, 102, 103 и 104.

Озеро Сямозеро и, в частности, место, где случилась трагедия, находится на территории Пряжинского района, поэтому логично предположить, что спасать детей могли пряжинские службы. Но совсем рядом – уже Суоярвский район. Ближайшей к месту июньской трагедии оказалась вышка оператора мобильной связи, расположенная именно в Суоярвском районе. Соответственно, звонок от тонущего ребенка поступил именно на нее.

- Если вы бываете на границе с Финляндией, то, наверное, замечали, что звонки с мобильных телефонов часто уходят в Суоми, и, еще находясь на территории России, мы получаем сообщения, что находимся в зоне роуминга. Потому что так расположены вышки мобильных операторов, - прокомментировал факт Михаил Николин, ведущий специалист отдела гражданской обороны Государственного комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения.

Как предполагают специалисты, после набора номера 112 ребенок набрал цифру 3, поэтому звонок попал в больницу. К слову, если бы была набрана цифра 1 (пожарно-спасательная служба), то, возможно, реакция была бы совсем иная. Как должна была реагировать на данный звонок дежурный врач ЦРБ – это вопрос регламента медучреждения. По словам Михаила Николина, для системы "112" обязательно будут разработаны регламенты взаимодействия со всеми службами, в соответствии с которыми будет точно ясно, как должны действовать операторы.

Прибавьте единицу

Как ни странно, многие жители Карелии до сих пор не знают, как правильно позвонить спасателям с мобильного телефона. При этом информация регулярно публикуется в районных газетах, в платежных квитанциях, идет по телевидению, размещена на сайтах правительства, Госкомитета, МЧС.

Номер 112 распространяется только на сотовых операторов, и, поскольку они не могут работать с двузначными цифрами, предлагается перевод звонков со "112" на трехзначные телефоны экстренных служб, которые легко запомнить – они аналогичны привычным все "аварийным" телефонам, только с единицей в начале. После набора 112 голосовой автоответчик предложит набрать цифры для перевода на соответствующую службу. Это происходит в течение двух циклов, на английском и русском языках. Если в это время дополнительные цифры не набраны, то звонок поступает в единую диспетчерскую службу (ЕДДС) муниципального района, на территории которого находится звонящий.

Итак, если мы хотим позвонить с мобильного телефона в пожарно-спасательную службу, - набираем 101, в полицию – 102, в "скорую" - 103, в аварийную газовую службу – 104. Спасатели уверяют: набирать именно эти номера – на сегодняшний день самый правильный и эффективный путь.

Отступая от темы, отметим, что наша республика далеко не полностью обеспечена мобильной связью, поэтому те, кто, например, блуждает по карельской тайге, могут оказаться в крайне затруднительном положении.

Денег нет, но работать надо

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации, по Федеральной целевой программе Карелии в 2016 году на создание системы "112" было выделено 18,2 миллиона рублей.

- На эти деньги программу реализовать невозможно, - говорит Михаил Николин. – Все остальные средства, необходимые для реализации Федеральной целевой программы, нам необходимо найти в республике.

В прошлом году республика выделила Госкомитету 19 миллионов рублей. На них, а также на упомянутые 18 федеральных миллионов удалось отремонтировать помещения и закупить оборудование для центра обработки вызовов на Гюллинга, 11.

- Нам бы хотелось публично рассказать о том, что это такое и как оно будет работать; возможно, мы сделаем это после 20 января, - пояснил Михаил Николин. - Уже оборудована серверная, есть дизель-генератор для обеспечения бесперебойного питания, готовы 12 рабочих мест для операторов. Также закуплены автоматизированные рабочие места (компьютер с двумя мониторами, источник бесперебойного питания, гарнитура, IP-телефон и пр.), которые переданы в экстренные службы, благодаря чему дежурные в тестовом режиме могут взаимодействовать с операторами центра обработки вызовов.

Однако нельзя сказать, что центр оборудован полностью. Пока не должным образом обеспечена информационная безопасность, нет модуля определения местоположения позвонившего абонента, модуля сопряжения с системой "ГЛОНАСС". И, конечно же, нужно обеспечить рабочими местами дежурные службы в районах.

В конечном итоге в центр обработки будут поступать звонки от жителей всей Карелии, но пока в соответствии с соглашением между правительством республики и МЧС, центр обработки вызовов подготовлен к работе в режиме опытной эксплуатации на территории Петрозаводского городского округа. При этом сейчас в тестовом режиме используется не набор цифр 112, а другой телефонный номер.

По условиям опытной эксплуатации, ввод номера "112" в Петрозаводском городском округе будет осуществляться постепенно. Сначала номер заработает у Карельского филиала ПАО "Ростелеком", при осуществлении звонков со стационарных телефонов, а затем, по мере готовности к Системе-112 будут подключаться операторы сотовой связи. Необходимо понимать, что в режиме опытной эксплуатации системы "112", операторы центра обработки вызовов всех звонков обработать не смогут, поэтому часть звонков по-прежнему будет уходить в систему IVR и предлагать подключиться непосредственно к экстренной службе, - сказал Михаил Николин.

Что касается дальнейшего развития системы, то следует отметить, что правительство республики ищет ресурсы для продолжения финансирования проекта. Мероприятия по созданию системы включены в программу подготовки к празднованию 100-летия Карелии. Есть надежда, что необходимая сумма финансовых средств будет выделена во втором квартале 2017 года.

 

 


 

В настоящее время система "112" в полном объеме работает лишь в Татарстане и Курской области. Следующими регионами Северо-Западного федерального округа, где ее введут в эксплуатацию, должны стать Калининградская,  Ленинградская области и Республика Коми. Планируется, что номер 112 во всех субъектах Российской Федерации будет запущен только в 2018-2019 годах.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей