Архипелаг смерти

Аналитика. Обществоведение
13:51, 27 Октября 2006

Поисковики из Карелии первыми обнаружили место массовых расстрелов времен сталинских репрессий на Соловецких островах

Юрий Дмитриев производит опись содержимого одной из расстрельных ям.
Юрий Дмитриев производит опись содержимого одной из расстрельных ям.

Этап, ушедший в никуда

- О том, что Соловки стоят на костях, вам поведает любой местный житель, - рассказывает президент Академии социально-правовой защиты Юрий Дмитриев. - Но попробуйте задать вопрос «а где лежат эти кости»? Вам тут же укажут десяток мест «массовых захоронений», будут ссылаться на рассказы старожилов, воспоминания родственников. А начинаешь проверять - никаких захоронений в этих местах нет.

О костях жители архипелага говорят не зря. Издревле священная земля Соловецких островов за годы «торжества советской власти» и впрямь превратилась в большую братскую могилу. Согласно данным архивов, первый исправительно-трудовой лагерь, в местах, где впоследствии трагически оборвались жизни тысяч тех, кого при диктатуре пролетариата называли врагами народа, был создан еще в 1923 году. Лагерь неоднократно переименовывался и был известен то как Соловецкий лагерь особого назначения (трагично-знаменитый СЛОН), то как составная часть не менее известного БЕЛБАЛТЛАГ-а. Численность «врагов народа», отбывающих в лагере срок, а, часто, и обретших там вечный покой, изменялась – от 3049 человек в момент образования, до 71800 заключенных в начале 1931 года.

Помимо тех, кто умер, не выдержав жесточайших условий содержания на Соловках, были и расстрелянные энкавэдэшниками. Точного числа расстрелянных и умерших узников не знает никто: дошедшие до нас сведения скупы и разрозненны. Например, сейчас доподлинно известно, что в годы «большого террора» (1937-1938 г.г.) на Соловках были сформированы три этапа из числа осужденных, приговоренных Особой Тройкой УНКВД Ленинградской области к расстрелу. Первый этап был вывезен в Карелию и расстрелян в урочище Сандормох, следы второго теряются где-то в Ленинградской области. Заключенных из третьего этапа сталинские палачи с архипелага вывезти не успели: закрылся сезон навигации. Продержав обреченных на смерть узников несколько месяцев на Большом Соловецком острове, в феврале 1938 года их расстреляли.

- Мы знаем, что расстрелы производились на Соловках, - говорит Дмитриев, - в архивах есть акт, это подтверждающий. Но места, где были расстреляны узники третьего соловецкого этапа не смог указать никто.

Находка у Секирной горы

К систематическому поиску мест массовых расстрелов узников Соловецкого лагеря Дмитриев подключился несколько лет назад по просьбе с местных властей и музея. Обследованием территорий, на которых, по мнению поисковика, могли производиться расстрелы, он занимался наездами в течение трех полевых сезонов. Безрезультатно.

- В прошлом году мы вместе с коллегой из Питера Анатолием Разумовым изучили район Куликова болота, - рассказывает Дмитриев. – Рядом с болотом когда-то стояли лагерные бараки, но мест массовых захоронений не нашли и там. Зато во время разговора с настоятелем скита на Секириной горе выяснилось, что он видел подозрительные провалы в земле, когда ходил по грибы в лес неподалеку от скита.

Раскопки были перенесены на новее место и тут поисковикам улыбнулась удача. Почти сразу они наткнулись на безымянную могилу. Однако для продолжения раскопок времени не осталось. Место возможных массовых захоронений отметили, но смогли продолжить полевые исследования лишь в августе этого года.

- Раскопками в лесу у Секирной горы в этом году мы занимались вместе с писателем Василием Фирсовым, - говорит Юрий Дмитриев. - Едва приступили к работе, стало ясно: нашли место массовых захоронений. В первой вскрытой могиле обнаружили останки двадцати шести человек с характерными отверстиями в черепах – от пуль. Здесь же нашли гильзы от «Браунинга» и сами пули. Примерно такая же картина предстала и в других открытых ямах. Разными было только количество расстрелянных в них людей.

В конце августа к поисковикам из Карелии присоединились подростки из Московской международной киношколы, с которой у президента Академии социально-правовой защиты установлены давние дружеские отношения. По договоренности с Дмитриевым, школьники уже не в первый раз приезжают в Карелию, участвуя в работе своеобразного поискового лагеря.

- Ребята жили в полевых условиях, и каждый день занимались расчисткой леса вокруг мест раскопок. Ограждали территорию, помогали нам с ее разметкой и составлением поисковой схемы. Делали скамейки и прокладывали тропы на месте будущего мемориала расстрелянным - рассказывает Юрий Дмитриев.

Сами же поисковики продолжали методичные раскопки, с каждым днем все больше приподнимая полог забвения над жуткой трагедией, разыгравшейся много лет назад в лесу у Секирного скита.

Тайное становится явным

- За те несколько дней, что продолжались работы, нам удалось вскрыть девять расстрельных ям, с останками семидесяти человек. - Констатирует Дмитриев. – Везде одна и та же картина: черепа с пулевыми отверстиями, простреленные лопаточные кости, гильзы, пули.

В одной из расстрельных ям удалось обнаружить маленький узелок из полуистлевшей материи. В нем кто-то из безвестных узников Соловецкого лагеря нелегально хранил свои скудные сбережения: монетки копеечных номиналов и несколько бонов – так назывались бумажные аналоги мелких монет. Эта находка помогла установить приблизительное время массового расстрела заключенных у Секирной горы.

- Найденные монеты отчеканены с 1921 по 1928 годы, - говорит Юрий Дмитриев, – а боны печатались с 1929 по 1931 год. Стало быть, массовые расстрелы у Секирной горы, производились в промежуток с 1929 по 1933 годы.

Останки узников, расстрелянных у Секирной горы, вновь предали земле. По-человечески. Поминальную панихиду над жертвами сталинских застенков по православному отслужили монахи Соловецкого монастыря.

- Понятно, что у Секирной горы обрели покой представители разных конфессий, - говорит Юрий Дмитриев, - но ведь главное то, что их помянули перед Богом, а останки с достоинством предали вечному покою.

На месте массовой казни заключенных Соловецкого лагеря Дмитриев, Фирсов и их добровольные помощники из Международной киношколы установили девять сколоченных монахами простых деревянных крестов. Лесную чащу вокруг проредили, проложили широкую тропу, чтобы любой желающий мог спокойно посетить место былой трагедии.

Президент Академии социально-правовой защиты надеется, что со временем у секирной горы появится мемориал в честь погибших там узников и по-прежнему не теряет надежды отыскать на острове место гибели третьего Соловецкого этапа.

- Думаю, в следующем году мы продолжим поиск и найдем следы других массовых захоронений. На Большом Соловецком острове осталось не так много мест, где могут быть скрыты тайные расстрелы, - уверен Юрий Дмитриев.

Дмитрий Гордиенко

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Аналитика

31.12.2024 12:00
Обществоведение
«Столица на Онего» предлагает вспомнить важные события в политике, общественной и культурной жизни уходящего года.