Когда дорожный ремонт помещается в пространство политической борьбы, горожанам нет смысла ждать чего-то хорошего, направленного на реальное улучшение качества жизни.
Ровно год назад петрозаводчане стали свидетелями того, как городская власть и губернаторская администрация всячески пытались демонстрировать отсутствие в публичном поле сложностей и противоречий. Это должно было выступить иллюстрацией преодоления тех проблем, а порой и конфликтов, что инициировались с неожиданной победой Галины Ширшиной на мэрских выборах-2013. В декабре 2015 года она была удалена в отставку "в связи с неисполнением главой города своих непосредственных полномочий". В апреле 2016 года сформировалась новая горадминистрация, первое лицо которой понимало, что должность сити-менеджера предоставляется, сохраняется и отбирается в результате прикрываемых открытым конкурсом внутриэлитных договорённостей. По данной причине был очевиден и вектор поддержания необходимой лояльности.
Манифестировать республиканско-столичный консенсус должен был проект по освоению многомиллионной субсидии на ремонт городских улиц. Задача не была столь тривиальной в смысле принятия минимально адекватных управленческих решений и уж тем более достижения высочайшей эффективности. "Прислониться" к трате бюджетных средств решили все провластные кандидаты в депутаты Петрозаводского городского совета и Законодательного собрания Карелии. Сперва они "тщательно поработали" над установлением перечня объектов, подлежащих ремонту. Пролоббировать свой округ, а потом постараться приписать себе результативность заботы и внимания по отношению к избирателям – дело, хотя и требующее некоторой сноровки и гибкости позвоночника, но не такое уж мудрёное. Куда сложнее представлялся вопрос формирования вокруг проекта дорожного ремонта электоральной коалиции поддержки. Но и тут кое-как справились. На помощь пришли так называемые "общественные контролёры". Эти граждане довольно быстро освоили правила игры (или, что более вероятно, изначально были на них ориентированы). Они включились в медийное сопровождение, целью которого был не столько реальный аудит качества выполнения работ и профессиональная экспертиза, сколько демонстрация единения нужных кандидатов в депутаты со своими избирателями, априорно получившими роли слыть благодарными за то, что хоть что-то в городе делается к лучшему.
Автодороги отремонтировали, выборы завершились, но благости так и не наступило. Более того, нельзя даже сказать, что вчерашнее заявление сити-менеджера Ирины Мирошник о том, что "подрядчикам придётся переделывать 50% магистралей с асфальтобетонным покрытием и ещё больше грунтовых дорог, которые они ремонтировали в Петрозаводске в 2016 году за счёт федеральной субсидии" прозвучало как полная неожиданность. Горожане, которые в более или менее регулярном режиме следят за сложившимися и укоренившимися в Петрозаводске практиками распределения контрактов и представляют механизмы работы двух-трёх схем "освоения денег", в принципе не ожидали ничего иного.
Известно, что есть фирмы-однодневки, которые, предложив низкую стоимость выполнения работ (что практически означало и отложенное по времени низкое качество), выиграли конкурсы, освоили ресурсы, ликвидировались и, следовательно, на вполне законных основаниях избежали кого-либо соприкосновения с неприятными процедурами предъявления им претензий.
Известно, что есть фирмы-многодневки, которые сделали такие же первые три шага, но ликвидироваться чуть повременили. А теперь порой обоснованно, порой не совсем отвечают на выставленные им претензии встречным недовольством по поводу ненадлежащего режима эксплуатации (за который, в конечном счёте, отвечает горадминистрация), требуют проведения занимающих много месяцев экспертиз, готовы не соглашаться с их будущими заключениями и отстаивать свою правоту исключительно в судах, включая апелляционные и кассационные инстанции … а дальше приставы, "понуждение к выполнению" и казус "Невского пассажа".
Очевидно, что проблемы распределения и заключения контрактов, формирования предпринимательской репутации подрядчиков, задействования справедливого правоприменения носят институциональный характер, поскольку, в самом общем виде, институты – это правила игры и поведения её участников. Выражаясь более академическим языком, можно заключить, что искажение институциональных условий создаёт очевидные предпосылки для оппортунистического поведения, которое по-другому можно назвать "кидаловом", а можно действиями участников контракта, направленными на одностороннее получение преимуществ за счёт другого (других) участников возникающих отношений.
Все эти "пляски" с общественными контролёрами, которые в прямом и переносном смыслах в прошлом году постояли в сторонке при подписании актов выполнения работ, предэлекторальной медийностью и пластмассовой народностью "100 дорог Карелии" не направлены на совершенствование действующих институтов. Пусть даже на уровне хозяйственно-экономической системы одного-единственного города, в котором власть думает о реальной эффективности своей деятельности, выстраивает и реализует такую политику в сфере дорожного хозяйства, что будет приниматься и поддерживаться абсолютным большинством жителей.
На этом фоне последовательные заявления: "все недостатки на магистралях подрядчики устранят по гарантии до 20 мая", "из-за холодов сроки сдвигаются, дороги начнут переделывать позднее" вызывают лишь горькую усмешку. Однако она совершенно не помогает в обстоятельствах, когда выборы депутатов горсовета и регионального парламента состоятся в далёком 2021 году, а следующий сити-менеджерский конкурс находится вообще за пределами подотчётности и планирования.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание