Власти Карелии хотят создать в Вяртсиля особую экономическую зону.
У каждого карельского губернатора в какой-то момент работы возникает желание реализовать мега-начинание. У Андрея Нелидова была идея как-то объединить Кижи, Соловки и Валаам в пространство, способствующее культурно-религиозному развитию республики. У Александра Худилайнена поддержку получил так называемый "Пудожский мегапроект", направленный на "разработку Пудожгорского месторождения титано-магнетитовых руд, Аганозерского месторождения хромовых руд и Шалозерского месторождения хромо-медно-никелево-платинометальных руд". Объёмы требуемых инвестиций начинались с 50 млрд. рублей, значительную часть которых почему-то ожидалось получить от китайских предпринимателей.
Для нынешней губернаторской администрации на роль мегапроекта начинает претендовать идея организации особой экономической зоны (ОЭЗ) "Вяртсиля". 28 мая вышло распоряжение Правительства Карелии, в соответствии с которым образована рабочая группа по подготовке заявки на создание промышленно-производственной ОЭЗ. Предложения по соучастию в реализации проекта были в центре внимания во время недавнего визита официальной карельской делегации в Хельсинки.
Для того, чтобы объективно оценить шансы на поддержку вяртсильской заявки со стороны федеральных властей, стоит разобраться, чем являются ОЭЗ в современной России.
Прежде всего, надо отметить, что под ОЭЗ понимается часть территории Российской Федерации, в пределах которой в соответствии с законодательством установлен особый режим ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также создан режим свободной таможенной зоны. Целью создания ОЭЗ является формирование рынков факторов производства, товаров и услуг, действующих по международным регламентам хозяйствования.
Практически все ОЭЗ функционируют, как правило, в крупных городах, расположенных на оживленных транспортных путях. Выгодное географическое положение, развитая инфраструктура, стабильная законодательная база и эффективная структура административного управления позволяют особым зонам в единстве с другими механизмами стимулирования хозяйственной деятельности добиваться значительных результатов.
Однако применительно к ОЭЗ в России экономисты-международники всё чаще обращают внимание не на истории успеха, а на основные причины низкой эффективности, а зачастую и неработоспособности зон. При их создании в нашей стране, как правило, ставятся необоснованно обширные цели и задачи, многие из которых в большей степени присущи комплексным экономическим зонам, прошедшим уже определённые стадии развития. Так, например, промышленно-производственные ОЭЗ относятся к зонам третьего поколения, для которых важен не территориальный, а функциональный подход, рассматривающий зону как особый преференциальный режим, распространяемый на определенный вид предпринимательской деятельности независимо от местоположения компании (статус резидента получают фирмы, относящиеся не к определенной территории, а к определённой сфере производства). Для российских ОЭЗ слабо учитывается наличие объективно необходимых благоприятных условий и предпосылок их создания. Не соблюдаются общие основополагающие требования к выбору районов размещения, размерам территории зон, формированию нормативной правовой базы, включающей финансовые и налоговые механизмы функционирования.
На последнем положении необходимо остановиться дополнительно. Классический вопрос, встающий при создании ОЭЗ, касается соотношения общеэкономической отдачи с уровнем микроэкономической рентабельности реализуемых в зоне проектов. Ведь ОЭЗ – это в своей основе своеобразный оффшор или таможенный анклав, который старается привлечь инвесторов определённым набором преференций. Как правило, они включают: налог на прибыль – 2% на протяжении первых 5 лет, 7% с 6 по 10 год (срок отсчитывается с момента получения предприятием первой прибыли), налог на имущество – 0% на протяжении 10 лет с момента формирования налогооблагаемой базы, освобождение от уплаты транспортного налога на 10 лет с момента постановки транспортного средства на учёт и от уплаты налога на землю на аналогичный срок с момента возникновения прав собственности на участок.
Анализ действующих в настоящее время ОЭЗ свидетельствует, что, к сожалению, вместо привлечения реальных инвестиций воспроизводится система, в которой на бюджетные средства образуется слой заведомо неконкурентоспособных коммерческих структур, эксплуатирующих зональные льготы под видом резидентов и не способных позитивно влиять на модернизацию местной экономики. Другими словами, резидентам зоны может быть и выгодно ситуационно платить меньше налогов, пошлин и платежей, но это точно не выгодно самой территории, отказывающейся от части обязательных налоговых поступлений.
Именно поэтому в последние годы наметилась тенденция к резкому сокращению ОЭЗ в России. Федеральное минэкономразвития главными причинами этого считает несовершенство законодательной базы о зонах и слабость организационной системы государственного контроля за осуществлением в них экономической деятельности. Ему вторит и федеральный Минфин, который совсем недавно заявил, что предлагает выделять бюджетные средства только уже успешным ОЭЗ промышленно-производственного типа, у которых объём привлечённых инвестиций к моменту создания зоны "в три раза превышает затраты федерального центра на её инфраструктуру".
В практических категориях это означает, что российский кабинет министров будет рассматривать заявку на создание ОЭЗ "Вяртсиля" только при документально подтверждённом наличии серьёзных инвестиционных обязательств потенциальных резидентов. Опыт привлечения резидентов на промышленную площадку "Надвоицы" сигнализирует лишь о том, что деловое сообщество оценивает качество предоставляемых преференций и сопутствующих услуг в регионе недостаточно эффективно.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание