В Карелии нашли чудом уцелевшие иконы из уничтоженной огнем Успенской церкви в Кондопоге.
10 августа 2018 года — черный день для Карелии: сгорела Успенская церковь в Кондопоге. Из-за поджога был уничтожен не просто храм Успения Пресвятой Богородицы, а один из высочайших деревянных храмов России, объект культурного наследия федерального значения. Оказался полностью утрачен и уникальный иконостас, находившийся в церкви, включая иконописный потолок-небо с единственным образцом композиции «Божественная литургия» в действующей церкви. От старинного храма осталась лишь груда полусгоревших бревен. И сразу после пожара встал вопрос о восстановлении церкви.
Тогда эксперты побывали на месте сгоревшей церкви и оценили ущерб. Несмотря на то, что храм был почти полностью уничтожен огнем, остались венцы алтарного прируба и некоторые конструктивные элементы здания. По ним, а также по сохранившимся фотографиям было решено восстанавливать утраченный памятник северной архитектуры.
Благотворительный фонд «Северный духовный путь», уже имеющий опыт работы по строительству часовни в Карелии, предоставил свою площадку для привлечения средств, необходимых для восстановления Успенской церкви. Кроме того, был создан попечительский совет.
Представители власти, бизнес-сообщества и просто обычные люди, неравнодушные к судьбе исчезнувшего памятника, начали собирать средства — только в 2018-м году на восстановление церкви было собрано около 6 миллионов рулей, а всего на данный момент более 9,6 миллионов рублей.
Кроме средств, собранных частными жертвователями в благотворительный фонд, целевым образом были выделены деньги на восстановление храма из федерального бюджета по линии Министерства культуры России.
Как рассказал директор благотворительного фонда «Северный духовный путь» Александр Лысенковский, фонд не только предоставил площадку для сбора средств, но и силами своего актива участвовал непосредственно в работах по восстановлению. Так, именно участники фонда установили над останками сгоревшего храма консервационное укрытие, которое позволило сохранить уцелевшие фрагменты и бревна, что очень важно для последующей работы реставраторов. Кроме того, руководство фонда активно работало над подбором подрядчика для написания иконостаса и проведения научно — исследовательских изысканий.
В нынешнем, 2022 году, начались работы по восстановлению Успенской церкви. Были проведены все необходимые экспертизы, согласованы сметы, подрядчик приступил к возведению стен. Окончание строительства предполагается в августе 2024 года.
Но необходимо было решать вопрос и по восстановлению внутреннего убранства церкви, в том числе уникального иконостаса. И к этой работе, помимо карельских мастеров, подключились московские специалисты из Православного Свято-Тихоновского университета. На факультете церковных художеств университета была создана рабочая группа из художников и искусствоведов по созданию проекта реконструкции иконостаса, и с октября началась научно-исследовательская работа. Руководитель художественной мастерской факультета Лариса Гачева, два иконописца мастерской Татьяна Трепова и Мария Голегузова, а также выпускница магистратуры кафедры теории и истории церковного искусства Наталия Кандрашина оправились в рабочую командировку в Петрозаводск и Кондопогу. И тут выяснилось, что не все иконы из Успенской церкви погибли в огне. По крупицам, по одной иконе, специалисты начали находить части иконостаса сгоревшего храма.
Как рассказала «Столице на Онего» доцент кафедры монументального искусства, руководитель художественной мастерской факультета церковных художеств Лариса Гачева, специалисты знали, что сохранилась одна икона Рождества Богородицы, из праздничного ряда церкви — в момент пожара она была на реставрации. В настоящий момент она хранится в приходе.
«Для начала работы над проектом, мы должны были собрать всю информацию о том, какие иконы были в иконостасе: изучали то, что было зафиксировано на фотографиях разных лет, в частности, на фото Ларса Петерсона 1942 года, рассматривали и изучали материалы фотофиксаций во время реставрации икон разных лет, фотографии экскурсий и прочего. Мы все это должны были собрать и проанализировать.
Были взяты чертежи обмеров иконостаса, сделанные Татьяной Ивановной Вахрамеевой, архитектора из Карельской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской «Лад». Используя ее чертежи, предоставленные нам, мы начали восстанавливать иконы иконостаса — пока в форме проекта, на эскизе», — поделилась Лариса Гачева.
Почти сразу исследователям стало очевидно, что части икон на снимках нет — надо делать их реконструкцию. Специалисты из Православного Свято-Тихоновского университета связались с музейным, искусствоведческим сообществом Петрозаводска, в частности, с Галиной Фроловой — в прошлом главным хранителем и реставратором музея «Кижи». По ее советам они стали подбирать аналоги несохранившихся икон. Помогла московским специалистам и Мария Смирнова — реставратор и хранитель Музея изобразительных искусств Карелии.
В результате выяснилось, что в Музее ИЗО в Петрозаводске хранится переданная в свое время из Финляндии диаконская дверь из кондопожской Успенской церкви — икона с ростовым изображением архидиакона Стефана.
«Мы договорились с Марией Федоровной Смирновой о том, что икона будет очищена от потемневших слоев лака и загрязнений, — говорит Лариса Гачева. — Недавно смогли приехать и изучить ее, сделать выкраски основных цветов, изучить приемы написания, чтобы в дальнейшем использовать в реконструкции цветового решения иконостаса.
Далее предполагалось, что мы поедем в Кондопогу, чтобы изучать и копировать сохранившуюся икону. Однако еще в первую нашу ознакомительную поездку, совместно с сотрудниками музея «Кижи» Б. Д. Москиным, А. В. Дибровой и Г. И. Фроловой мы посетили хранение на острове, ознакомились с иконами местной иконописной артели «Кондопожский мастер», находящимися в хранениях музея и иконостасах Преображенской и Покровской церквях. Стало очевидно, что некоторые иконы, снятые с потолков разных часовен на побережье Онежского озера, в частности, «небо» деревни Волкоостров и из часовни в Усть-Яндоме, могут стать аналогами для икон иконостаса Успенской церкви. Например, пророки на «небе» волкоостровской часовни по размеру, стилистике и принципам письма абсолютно соответствовали иконам апостолов апостольского дейсусного чина иконостаса сгоревшей Успенской церкви».
Для того, чтобы договориться о копировании этих икон, и в официальных обращениях указывать номера необходимых памятников, московские специалисты обратились к госкаталогу музея «Кижи». Они отметили, что в кижском хранении находится икона «Воскресение Христово», атрибутированная как «Онежская мастерская». Икона по размеру и по фотографиям абсолютно соответствовала одной из икон церкви Успения в Кондопоге, пропавшей оттуда в 1942 году. Очевидно, она была вывезена в Финляндию, а уже после войны, как выяснилось, ее вернули обратно, в один из храмов Петрозаводска. После эта икона попала в хранение музея «Кижи», но она не была обозначена, как икона из кондопожского храма.
«Вот так мы нашли еще одну икону из церкви Успения. Таким образом, на сегодняшний день найдены уже три чудом сохранившиеся подлинные иконы из Успенской церкви. Одна во время пожара была на реставрации, две другие нашлись в хранениях музеев», — констатирует руководитель художественной мастерской факультета церковных художеств.
Московские эксперты договорились в рамках этого же проекта с музеем ИЗО, с Марией Смирновой, что несколько икон артели «Кондопожский мастер» будут переданы на кафедру реставрации факультета церковных художеств Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Здесь эти иконы в течении ближайших двух лет будут отреставрированы и, таким образом, их тоже можно будет изучать. Например, сделать более подробные анализы состава грунтов, покрытий и пигментов в красочных слоях, что будет необходимо при последующей реализации проекта и написанию реконструкций сгоревших икон.
«В рамках первой поездки мы выяснили, что до пожара на чердаке храма прихожанами была найдена подложка под царские врата. Прежние чертежи по реконструкции иконостаса были сделаны без учета этой находки. Теперь же необходимо будет учитывать и эту подложку.
В ходе этой же поездки выяснилось, что в Кондопоге хранится список с Тихвинской иконы Божией матери, датируемый по времени создания на 10 лет позже того списка, что находился в иконостасе Успенской церкви. Дело в том, что эту икону не писали местные иконописцы — она была заказана в Тихвинском монастыре. Каким-то образом в приход попали две почти идентичные. Теперь при восстановлении иконостаса можно взамен сгоревшей использовать именно эту, вторую икону, написанную в той же мастерской», — считает Лариса Гачева.
Говоря о дальнейшем ходе реконструкции, доцент кафедры монументального искусства поделилась, что на места тех икон, что не были зафиксированы на фотографиях, уже подобраны с помощью экспертов аналоги, написанные артелью «Кондопожский мастер».
«Сейчас мы работаем над проектом цветового и иконографического решения всего иконостаса сгоревшей церкви. Мы опираемся на опись храма 1876 года, в которой были подробно описаны утварь и иконы храма, в том числе и те, что присутствовали на иконостасе, их последовательность (с размерами в аршинах и вершках). Именно благодаря описи мы смогли соотнести одну из икон в кондопожском храме с иконой в Покровском храме Кижей, а именно икону «Всех скорбящих радость». У нас уже набирается некое количество аналогов, на которые мы можем опираться при восстановлении икон иконостаса Успенской церкви. Также благодаря описи 1876 года, стало понятно, что в местном ряду иконостаса на северной стене находилась икона «Входа Господня во Иерусалим», не поместившаяся по каким–то причинам в праздничный ряд. Сейчас возникла идея, аналогично на южной стене, где по описи был киот с иконой Рождества Богородицы, в восстановленной церкви разместить единственную сохранившуюся на приходе подлинную не сгоревшую икону «Рождества Богородицы» из праздничного ряда, а в праздничный ряд сделать ее список — реконструкцию», — рассказала Лариса Гачева.
Как отмечают московские специалисты, «Кондопожский мастер» — обозначение условное. Это была мастерская, артель местных художников, работавшая на протяжении XVIII века в районе Онежского озера. Эти художники писали иконы для многих храмов, строившихся в этих местах. Причем мастера это были уникальные — в эпоху барокко, эпоху стремления к академизму они работали в северных русских традициях.
«Их стилистика — необыкновенная, ни на что не похожая. И самым известным памятником, где они работали, как раз и была церковь Успения в Кондопоге. Поэтому в искусствоведческой среде их и называют «Кондопожский мастер», — рассказала руководитель художественной мастерской факультета.
Лариса Георгиевна не устает повторять, какую огромную роль в поиске и восстановлении икон сыграли все люди, задействованные в проекте.
«То, что сейчас найдено и уже зафиксировано в ходе нашей научно–исследовательской работы, это не то, что «мы нашли» — мы просто стали связующим звеном всех людей, заинтересованных в восстановлении кондопожского храма. В частности, Куспак Светлана Олеговна, главный специалист отдела обеспечения сохранности объектов культурного наследия, сопровождала нас в ходе первой поездки, когда мы приезжали в Кондопогу, где общались с настоятелем прихода, археологом по образованию, отцом Львом, специалистом иконописной мастерской прихода, архитектором Ириной Соболевой, встречая самое сердечное желание помогать и участвовать в проекте реконструкции икон.
Приносим огромную благодарность сотрудникам музея «Кижи», и сотрудникам музея изобразительных искусств в Петрозаводске, лично Галине Ивановне Фроловой, Анастасии Дмитриевне Дибровой, Марии Федоровне Смирновой и другим специалистам, в частности, директору краеведческого музея Кондопоги, Локтевой Ольге Леонидовне за предоставленную возможность сделать выкраски колеров с нескольких сохранившихся подлинных деталей резьбы иконостаса», — говорит Лариса Гачева.
Есть ли еще иконы Успенской церкви? Специалисты не исключают, что они могут найтись, возможно, где-то в других храмах. Их могли вывезти финны. Что-то могло «уплыть», когда церкви разорялись в советское время. Кто-то мог припрятать иконы на чердаках. Возможно, когда-нибудь эти сокровища найдутся.
«В связи с восстановлением Успенской церкви поднялся огромный интерес к северной иконописи. И, повторюсь, мне кажется, что мы стали неким связующим звеном, наш коллектив оказался в нужный момент в нужном месте. Думаю, это долгосрочный проект. Мы надеемся на сотрудничество со всей командой людей, имеющим отношение к восстановлению церкви», — рассказала представитель Православного Свято-Тихоновского университета.
Александр Орлов
Фото предоставлены Ларисой Гачевой и благотворительным фондом «Северный духовный путь».
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание