С начала августа в столице Карелии действует автобусный маршрут, перевозками на котором занимается муниципальное предприятие.
Глава города рассказала, что о нем говорят жители отдаленных районов, когда нам ждать новых маршрутов и как это связано со стратегией развития ПМУП «Городской транспорт».
— На прошлой неделе в Петрозаводске пошли автобусы по новому 30-му маршруту, где перевозчик работает по регулируемому тарифу. Давайте подведем первые итоги.
— Для начала напомню, почему мы в свое время решили, что в Петрозаводске должны появиться брутто-контракты*. 30-й маршрут работает по брутто-контракту.
Очень популярные сейчас вопросы от горожан: почему нельзя было раньше перейти на брутто-контракты, почему старые маршрутчики всё еще работают? Это основная и, конечно, правильная претензия. Напомню, что первые свидетельства перевозчикам у нас были выданы в 2016 году. Что означает свидетельство для перевозчиков? Что они вправе осуществлять пассажирские перевозки без контракта. А это значит, что фактически нет штрафных санкций за несоблюдение расписания, состояние автопарка.
И с 2016-го у них эти свидетельства пролонгировались до 2026 года. Получилось, что в тот момент требования законодательства были соблюдены, но никто не подумал, что заложниками ситуации окажутся жители Петрозаводска. Однако жизнь меняется, федеральный Минтранс предложил модель брутто-контрактов, и многие регионы стали двигаться в этом направлении.
В 2021 году РОСДОРНИИ провел для Петрозаводска большое исследование, по итогам которого рекомендовал обязательно сохранить в городе троллейбусное сообщение и продолжить развивать автобусное сообщение через контракты, а не по свидетельствам. И в прошлом году мы впервые заключили с перевозчиком брутто-контракт. Участвовать [в торгах] могло любое предприятие, в том числе и старые перевозчики. Другое дело, что у них просто не было качественного автопарка, чтобы работать по такому контракту. И в итоге они пошли суд, обжаловали наше решение о переходе на новую систему. Суд решил, что перевозчики имеют право до 2026 года, до окончания срока действия свидетельств, работать на маршрутах.
Но мы поняли главное: модель брутто-контрактов работает. Жители Петрозаводска увидели, что благодаря этой модели соблюдается расписание, а у нас появилась реальная возможность контролировать перевозчика. Сейчас мы видим, что выигравшие суд перевозчики вернулись со старыми проблемами. Они не ездят вечером, потому что это им невыгодно, и после половины восьмого отдаленные районы просто остаются без качественного транспортного сообщения.
Мы понимали, что переход на контракты нужно продолжать. Проанализировали ситуацию в отдаленных районах, поняли, что жители СКЗ оказались в самом тяжелом положении. При работе над новым маршрутом № 30 снова обратились за консультацией в РОСДОРНИИ. В результате решили сделать этот маршрут социальным: проложили его так, чтобы он максимально затрагивал социальные учреждения. Он проезжает через третью поликлинику, онкодиспансер, Республиканскую больницу, детскую художественную школу и другие учреждения. Это то, о чем просили сами жители.
Конкурс на маршрут был открытым, в нем могли поучаствовать и старые перевозчики. Но в итоге конкурс выиграло наше муниципальное предприятие «Городской транспорт», которому правительство республики передало автобусы. Именно эти автобусы сейчас работают на 30-м маршруте.
— В соцсетях есть жалобы, что автобусов на маршруте сейчас недостаточно. Причина в недостатке водителей?
— На линии здесь примерно столько же автобусов, сколько раньше было у «Транс-Балта» на их маршрутах. Просто маршрут длиннее.
Водителей набираем, эту работу ведем постоянно. Сейчас у нас пять водителей не хватает: двух берем на этой неделе, продолжим на следующей. Пока не видим рисков, что не сможем набрать нужное количество.
Я вижу, жители пишут, что нужно корректировать расписание. Мы изначально говорили, что будем анализировать пассажиропоток, поэтому можно сказать, что пока маршрут работает в тестовом режиме. Однозначно будем корректировать расписание к 1 сентября, к началу учебного года.
Что касается кадров, мы не скрываем, что на «Городском транспорте» есть кадровый дефицит. Но мы приняли решение, и тут мы прислушивались к мнению горожан, продолжить развивать это предприятие. Автобусы — это новое направление. И сейчас у нас глобальная кадровая задача: мы не делим в этом плане водителей троллейбусов и водителей автобусов — набираем и тех, и других.
«Городской транспорт» работает совместно с Автотранспортным техникумом и республиканским Управлением труда и занятости. В прошлом году полугодовое обучение по ней прошли десять человек, которые уже устроились на предприятие, и вот сейчас трудоустраиваются еще семь водителей.
Мы развиваем и автобусное направление, и троллейбусное. В 2022 году приобрели 21 троллейбус, правительство республики помогло, и уже в этом году приобрели еще 27 в рамках лизинга. То есть за это время нам удалось получить почти 50 троллейбусов. И сейчас мы обсуждаем с Минтрансом, как продолжить наше участие в программе льготного лизинга, чтобы в городе работали качественные троллейбусы. Кстати, одним из условий участия в этой программе было заключение брутто-контракта в сфере общественного транспорта.
Наша задача — не только обновить троллейбусный парк, но и расширить его. Люди должны как можно меньше времени ждать общественный транспорт на остановках.
— Что говорят о новом маршруте сами жители районов, через которые он проходит? Получаете уже обратную связь?
— Говорят, что появилась возможность планировать свое время, даже свою жизнь. Например, с СКЗ много детей ездит в учреждения допобразования, и это была большая проблема: родители переживали, как ребенок вечером возвратится домой. Теперь это стало гораздо проще. Многие пишут, что теперь можно с Кукковки добраться до Республиканской больницы.
Получаем и предложения от жителей. Многие спрашивают, будут ли действовать проездные, просят скорректировать расписание под детей, предлагают пустить больше автобусов, чтобы сократить интервалы между рейсами. Мы это всё учитываем, анализируем. Напомню, что маршрут мы изначально планировали так, чтобы он проходил через максимальное число социальных объектов. В итоге он получился длинным, но социальным.
— Есть вероятность, что на автобусах появятся проездные?
— Мы это пока обсуждаем. Для начала надо понять, что будет происходить с муниципальным предприятием с точки зрения выручки, пассажиропотока. Здесь важно рассчитать экономику.
— Новых маршрутов стоит ждать? Возможно, троллейбусных?
— Мы сейчас тестируем один новый автобусный маршрут, 30-й, но видим запрос и из других районов города. Город развивается, застраивается, и транспортное сообщение нужно, конечно, корректировать.
Понятно, что новый троллейбусный маршрут может появиться, только если будет проложена контактная сеть. Учитывая развитие новых районов города, мы сейчас обсуждаем возможность приобретения нескольких троллейбусов с автономным ходом, которые могут ходить и без контактной сети. Это было бы актуально, например, для Древлянки.
Напомню, что как раз на Древлянке мы в середине лета продлили троллейбусный маршрут № 8 до одного из новых районов: теперь восьмерка ходит до улицы Чистой. Это стало возможным благодаря реконструкции Лососинского шоссе, в рамках которой там проложили новый участок контактной сети.
— Вернемся к брутто-контрактам. Если посмотреть на примере 30-го маршрута, какие конкретно у этой системы плюсы? Какие требования обязан перевозчик выполнять?
— Первое — это соблюдение расписания, и особенно — в вечернее время. У жителей отдаленных районов появляется гарантированная возможность выехать куда-то вечером.
Во-вторых, движение транспорта должно быть отражено в мобильном приложении. Это тоже для жителей очень важно.
В-третьих, хорошее состояние автобусов. Люди часто жалуются на автобусы старых перевозчиков: порванные сиденья, нога в пол провалиться может. Сюда же относится требование, чтобы автопарк был не старше определенного возраста. Мы нашим перевозчикам, которые работают по нерегулируемому тарифу, предлагали: участвуйте, работайте по брутто-контракту. Но они, видимо, считают, что менять автопарк незачем, потому что никакой выгоды это им не принесет.
Сейчас вся Россия постепенно переходит на брутто-контракты, потому что это гарантированное качество перевозок, это удобно для людей. Понятно, что это стоит денег. Но мы продолжим двигаться в этом направлении, пусть и не так быстро, как хотелось бы. И будем развивать наше муниципальное предприятие.
— Сколько денег нужно, чтобы общественный транспорт в Петрозаводске начал работать, как надо?
— Можно посмотреть на примере 30-го маршрута, хотя, конечно, суммы будут различаться в зависимости от особенностей маршрутов. 30-й маршрут — это около 21 миллиона до конца года, за пять месяцев. Методику расчета предложил Минтранс России, она четко выверена и привязана к большому числу факторов.
Если у нас появятся новые маршруты, они, возможно, будут не такими длинными, как 30-й, мы это тоже сейчас обсуждаем, учитывая общую стратегию развития общественного транспорта, стратегию развития троллейбусного сообщения, нашего муниципального предприятия. Например, маршрут из отдаленного района может доходить до центра города. Есть понятие модального маршрута, когда пассажир доезжает до определенного места на автобусе, а затем пересаживается, допустим, на троллейбус.
— Есть шанс, что до конца года в городе появится еще хотя бы один новый маршрут?
— Планируем. В сентябре будет обсуждаться бюджет — будем смотреть, что у нас с деньгами, насколько нам республика готова помочь с автобусами. В планах маршруты есть.
— Люди спрашивают, могут ли вернуться в Петрозаводск удобные голубые автобусы, которые ходили еще недавно по трем маршрутам.
— Они уже могли вернуться, если бы у перевозчика было желание. Когда мы размещали аукционную документацию на 30-й маршрут, мы всем сообщали — и старым перевозчикам, и «Транс-Балту», все они могли участвовать. Конечно, для нас важно, что на маршрут вышло наше муниципальное предприятие: это позволяет дополнительно синхронизировать процессы развития общественного транспорта. Но если бы вышел «Транс-Балт», мы были бы рады и этому предприятию — так же, наверное, как и горожане.
— Но остальные перевозчики еще два года, видимо, всё же продолжат работать на основании свидетельств, без контрактов и жестких требований. Неужели их совсем никак не привлечь к ответственности? Несколько месяцев назад вы выступили с инициативой внести в законодательство изменения, чтобы ответственность эта стала возможной, и эту идею поддержали тысячи горожан. Что в итоге?
— Мы обсуждали этот вопрос и с депутатами Петрозаводского городского Совета, и с депутатами Законодательного собрания. Говорили, что нужно прописать в законе требования к перевозчикам и установить за их нарушение ответственность.
Глава республики эту позицию поддержал, дал поручение Минтрансу проработать изменения в республиканском законодательстве. Насколько я знаю, такой законопроект уже проходит процедуру оценки регулирующего воздействия. Следующий этап — и республиканский Минтранс уже этим занимается — внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях Республики Карелия. И на федеральном уровне сейчас вносятся аналогичные изменения, поэтому наше региональное законодательство синхронизируется с федеральным. Мы этого ждем.
*Брутто-контракт — экономическая модель пассажирских перевозок, при которой перевозчик получает оплату из бюджета, а вся выручка от перевозок поступает напрямую в бюджет. В результате для перевозчика становится важным не число перевезенных пассажиров, а выполнение прописанных в контракте требований — соблюдение расписания, состояние автопарка и так далее.