Под прикрытием упразднения Конституционного суда Карелии республиканский парламент одобрил пакет поправок в Основной закон, касающихся государственного устройства и местного самоуправления региона.
Изменения карельской Конституции готовились в Законодательном собрании республики чуть ли не в режиме спецоперации. Утром 18 февраля ничто не предвещало того, что депутатам придется утверждать блок поправок в Основной закон республики, касающихся ее государственного устройства и местного самоуправления. В повестку дня очередной сессии был включен лишь вопрос об упразднении Конституционного суда Карелии, для которого парламентариям необходимо было принять изменения самой карельской Конституции. Причем, этот вопрос предполагалось рассмотреть еще на январском заседании Законодательного собрания, но обсуждение почему-то перенесли на февраль. Представитель главы республики в карельском парламенте Юрий Шабанов тогда сослался на некие "технические причины", но сегодня можно предположить, что это была, как принято говорить, "многоходовочка".
Как только Законодательное собрание приняло поправку о Конституционном суде в первом чтении, спикер республиканского парламента Элиссан Шандалович объявил о завершении очередной сессии, чтобы Конституционный комитет мог собраться на свое заседание и рассмотреть предложения ко второму чтению законопроекта. И вот тут на заседание комитета был внесен дополнительный пакет поправок в Конституцию Карелии, касающихся государственного устройства и местного самоуправления республики. В них попали как предложения главы региона Артура Парфенчикова и депутатов от "Единой России", поддержанные рабочей группой по изменению Основного закона республики, так и те инициативы парламентской оппозиции, которые не смогли получить большинства голосов на недавней встрече членов рабочей группы, проходившей, к слову сказать, без приглашения общественности и прессы. Как и следовало ожидать, профильный депутатский комитет отсеял все поправки оппозиции и рекомендовал Законодательному собранию принять изменения в Конституцию, предложенные республиканским руководством и "единороссами".
Примечательно, что перед заседанием комитета пакет этих поправок – в виде оформленного законопроекта – нельзя было найти в поисковой системе официального сайта Законодательного собрания. Но это не помешало парламентскому руководству вынести дополнительные поправки на внеочередную сессию, которая началась сразу после их одобрения профильным комитетом.
"На мой взгляд, такой стиль работы – это не просто неуважение к депутатам, это – неуважение к Основному закону Карелии, к Конституции! – заявил коллегам депутат от "Справедливой России" Александр Федичев. – Нельзя принимать вот так, за 10 минут, не вчитавшись даже в смысл этих норм! Ничего не произойдет, если мы этот вопрос сегодня исключим и рассмотрим его на следующем очередном заседании Законодательного собрания и, может быть, еще раз дадим время депутатам подготовить поправки и более тщательно поработать над этим документом. На ходу принимать это нельзя!".
"Это – совершенно какое-то беспрецедентное пренебрежительное отношение и к Конституции, и к гражданам Карелии! – поддержала Федичева депутат от партии "Яблоко" Эмилия Слабунова. – Работа комитета по рассмотрению поправок проходила в закрытом режиме, трансляции не было. Предложено было перенести заседание в большой зал, поскольку, как было сказано, только здесь технически возможна трансляция, но было проголосовано против такого переноса. Недопустимые это вещи!".
С мнением коллег согласился еще один депутат от "Справедливой России" и бывший руководитель Карелии Виктор Степанов.
"Считаю оскорбительным для себя, не знаю, как депутаты из "Единой России", других фракций отнесутся к этому, но это оскорбление моих депутатских полномочий, – сказал Степанов. – Я получил перечень поправок в Конституцию за несколько секунд до начала заседания, которые я еще прочитать не успел и не успею. Я не хочу никого оскорблять, но призываю депутатов от "Единой России" не превращаться в некую секту в республике в составе парламента, а просто руководствоваться здравым смыслом. Ничего у нас не горит, кроме сильных морозов, снегопадов и других проблем, которые существуют! Конституция – это Основной закон Республики Карелия, и в соответствии с этим законом мы должны уважать права граждан, в том числе и депутатов".
Однако члены фракции "Единой России" изобразили искреннее недоумение такими репликами парламентской оппозиции.
"Честно говоря, поражена, потому что те, кто выступал сейчас – три человека против рассмотрения этих вопросов – они были членами рабочей группы, на которой именно эти поправки рассматривались вместе с ними, и теперь они говорят о неожиданности, что они с ними не успели ознакомиться. Это просто парадокс какой-то!", – изумилась председатель депутатского комитета по государственному устройству и вопросам местного самоуправления Анна Лопаткина.
"Вообще обсуждение было достаточно обстоятельным, очень длительным – все время принятия поправок, которые поступали, – вторил Лопаткиной спикер карельского парламента Элиссан Шандалович. – Более того, те поправки, которые коллеги подготовили, насколько я знаю, с прошлого комитета. А в понедельник они уже были готовы, и у той же Эмилии Эдгардовны (Слабуновой – прим. автора) уже были на руках. Ей подготовил наш аппарат эти поправки, поэтому говорить, что они появились вот сейчас, только что – по крайней мере, неправильно и несправедливо".
Одобрено с подавляющим преимуществом
Очевидно, что депутатам-"единороссам" не составило никакого труда подавить возмущение парламентской оппозиции. Пакет конституционных поправок от республиканского руководства и партии власти был одобрен Законодательным собранием Карелии примерно за полчаса и почти единогласно. Правда, принципиальных изменений в государственном устройстве и местном самоуправлении республики этот пакет не предусматривает – речь, скорее, идет об очередном приведении регионального законодательства в соответствие с федеральными нормами и последними веяньями государственной политики. Достаточно сказать, что в карельскую Конституцию внесено положение о незыблемости государственной целостности Российской Федерации.
Однако парламентское большинство провалило при этом довольно значимые для демократических процессов в Карелии предложения оппозиции – о закреплении в республиканской Конституции прямых выборов глав муниципальных образований, о заявительном характере работы депутатов Законодательного собрания на профессиональной основе и о регламенте закрытых заседаний карельского парламента. А многим жителям республики эти предложения так и остались неизвестны.
Валерий Поташов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание