Российское образование находится на пороге реформы в связи с выходом страны из Болонского процесса: как перемены отразятся на образовании в Карелии.
Вузы России и Беларуси исключены из Болонского образовательного процесса в апреле. Об этом сообщил замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев. По словам представителя российского министерства, решение было принято после того, как Российский союз ректоров поддержал СВО на территории Украины. В последние месяцы представители российской власти рассуждали о необходимости отказа от Болонской системы, которую они увязывали с западными традициями. Чиновники России намерены запустить некую новую форму обучения в российских вузах.
«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — заявлял министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Универсальная европейская система подразумевала создание единого образовательного пространства, в рамках которого студенты вузов различных стран могли быть максимально мобильными на международном уровне. В российских вузах в ту пору появились бакалавриат и магистратура, а школьники страны стали сдавать ЕГЭ как единый объективный способ проверки знаний.
Для региональных вузов отказ от Болонской системы является не сильно тревожным фактором, поскольку по ряду направлений подготовки местными университетами сохранены программы «специалитета» — прежнего пятилетнего цикла подготовки студентов. Об этом в беседе со «Столицей на Онего» рассказала старший научный сотрудник Института экономики Карельского научного центра РАН Ольга Поташева.
При этом разочарование после предполагаемых реформ могут испытать студенты, которые связывают свою образовательную стратегию со стажировками в европейских странах. Подобные международные программы обучения могут исчезнуть, несмотря на существующую успешную практику.
«Отзывы ребят были положительными. Им нравились эти стажировки. Они длились и по полгода у некоторых. Поэтому здесь, наверное, все-таки будут негативные последствия», — отметила Ольга Поташева.
Участие в Болонской системе позволило увеличить число иностранных студентов в вузах Карелии. В частности, в регион прибывали представители не только из соседней Финляндии и других европейских государств, но также учащиеся из Африки и Азии. Сейчас, по оценке эксперта, сложно прогнозировать перспективы дальнейшего осуществления международных проектов и образовательных программ для студентов.
Прежде на обстоятельства посещения Карелии студентами зарубежных вузов негативно влияла пандемия, теперь ограничения могут быть вызваны изменением политической ситуации в мире по причине действий на Украине.
Говорить о том, на каких условиях впредь будут учиться в Карелии иностранцы, рано. При этом эксперт подчеркнула, что представители других государств приезжали в местные вузы и до вхождения России в Болонский процесс.
Преподаватели вузов по итогу проведенных реформ могут столкнуться с более значительной учебной нагрузкой. Это, в свою очередь, ставит перед чиновниками от образования вопрос об улучшении условий оплаты труда преподавателей. Сама предполагаемая реформа, по оценке эксперта, должна опираться на рекомендации работников вузов, преподавателей и специалистов, непосредственно занятых в образовательном процессе.
«Хочется, чтобы больше прислушивались к мнению профессорско-преподавательского состава, ученых — непосредственно тех, кто находится в образовательном процессе, чтобы их мнение было учтено при разработке новых документов. Конечно же, понятно, что если будет возвращение к специалитету, то это будет увеличение учебного времени подготовки студентов, это будет увеличение объема учебных часов основных образовательных программ. Соответственно, хочется надеяться, что это станет одним из факторов повышения заработной платы и статуса преподавателя», — высказала предложения Ольга Поташева.
Эксперт считает, что «утечка мозгов» для региональных университетов менее актуальна, нежели для столичных вузов. При этом, несмотря на ценность российских дипломов, выпускники на местах зачастую не могут найти профильную работу. Дисбаланс подготовки кадров и потребностей рынка труда — проблема, которая не решена в настоящее время. В этой связи представитель Института экономики Карельского научного центра РАН Ольга Поташева предлагает учесть прежние традиции целевой подготовки и практики студентов, а также организацию распределения выпускников в организации и предприятия Карелии после получения дипломов.
«Прогнозы и запросы государства и общества, мы видим, уже создаются на подготовку кадров. А вот понятного механизма трудоустройства выпускников и их уверенности в том, что они, получив образование, будут востребованы на рынке труда, — такой ситуации еще пока не наблюдается, к сожалению», — сообщила она.
Ольга Поташева пояснила, что ожидать скорой смены образовательных практик в стране не нужно по причине инертности системы, которой подчинены 724 российских вуза. Период перемен может занять от трех до пяти лет. За это время нужно изменить нормативно-правовую базу и образовательные программы.
Точно так же, по мнению эксперта, рано давать точные оценки результативности существования России в рамках Болонского процесса. Инвестиции в образование проявляют себя через 15-20 лет, отмечает ученый.
«На мой взгляд, говорить, например, о результатах вхождения России в Болонский процесс еще рано. Исследований, выявляющих влияние Болонской системы на российскую систему образования, на экономику российских регионов, на общество я пока не встречала», — уточняет она.
Александр Гнетнев
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание