Власти карельской столицы получили передышку в суде с автоперевозчиками: каковы дальнейшие перспективы?
Противостояние между городской властью и фирмами, которые взяли на подряд обслуживание автобусных маршрутов в Петрозаводске, началось в конце 2022 года, когда на свет появилось постановление местной администрации N4334 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в Петрозаводском городском округе». В приложениях к этому документу и содержалась та самая транспортная реформа, о которой столько говорили чиновники.
В свое время разъяснения по ней «Столице на Онего» давала заммэра Петрозаводска Юлия Мизинкова:
«Мы планируем перевести маршруты на регулируемый тариф и заключать контракты на транспортную работу с перевозчиками, что позволит нам существенно поднять качество перевозок и обеспечит контрольные полномочия, - рассказала она. - Это соблюдение расписания, интервалов движения, наличие современного подвижного состава, порядок в салонах. Кроме того, контрактом мы предусмотрели использование транспорта не старше двух лет, это удобный, фактически новый транспорт. И автобусы должны быть на природном газе, такого у нас еще не было».
Все это должно было прийти на смену старым «ПАЗикам» с постоянными срывами графика движения, на которые периодически жаловались горожане. Главным удобством должен был стать именно перевод «маршрутчиков» на регулируемый тариф, когда компания получает деньги не за количество перевезенных пассажиров, а за количество рейсов. И если в 22.30 автобус повезет только пару человек, он все равно выйдет на маршрут.
Но маршрутчики с нововведениями не согласились. Во-первых, с ними не согласовали грядущие изменения (а закон теперь этого требует), во-вторых – у них на руках имеются свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам, которые были выданы в августе 2021 года сразу на пять лет. Поэтому перевозчики подали заявление в суд, в котором требовали отменить муниципальный нормативный акт, ущемляющий их права, и Фемида встала на их сторону.
Городские власти обжаловали решение первой инстанции, и 4 декабря Верховный суд республики решил вернуть дело в Петрозаводск на новое рассмотрение.
Что стало причиной отмены первоначального решения, сказать пока невозможно, мотивировочная часть еще не озвучена. Но нельзя сказать, что в мэрии ликуют. Вердикт ВС РК здесь воспринимают очень сдержанно и называют его лишь «маленькой победой». Судя по всему, в муниципалитете не очень верят в свою победу в судебных баталиях.
Между тем, совершенно неожиданно всплыли факты, которые меняют картину происходящего. Как выяснилось, палки в колеса транспортной реформе ставят люди очень близкие к власти.
Когда в 2021 году городские маршруты были распределены, можно было говорить, что они поделены, в том числе и, между шестью компаниями: «АТП», «АТП 2», «АТП 3», «Автосити», «Транспортная компания» и «АТП №4 Тосноавто». Но теперь слово «поделены» совершенно неуместно, потому что учредителем всех этих «ОООшек» является один и тот же человек, и базируются они по одному адресу.
Как нам стало известно из открытых источников, фирмы принадлежали разным учредителям до 14 марта 2023 года, но в этот день учредитель у них остался один – Константин Сухарев. А через неделю в Петрозаводский городской суд отправился иск к администрации Петрозаводска.
У нас имеются обоснованные сомнения в том, что решение «бодаться» с крупнейшим муниципалитетом республики принял лично Константин Вадимович, поскольку ему на тот момент было 19 лет. В таком возрасте мало кто имеет достаточный опыт в судебных тяжбах, да и в управлении транспортными предприятиями. Но и то, и другое имеется у Вадима Сухарева – главы Прионежского района и в прошлом директора петрозаводского троллейбусного управления.
Таким образом, нетрудно догадаться, кто действительно управляет шестью «взбунтовавшимися» перевозчиками.
Секретом это не является. Вот что в феврале 2022 года писало петербургское издание «Питертранспорт»: «Единственное юрлицо, принадлежавшее непосредственно «Питеравто» - гатчинское ООО «АТП № 4 Тосноавто» - сменило собственника… Теперь единственным владельцем является Константин Сухарев, сын главы Прионежского района Вадима Сухарева, который ранее управлял филиалом «Питеравто» в республике».
Казалось бы, это существенно упрощает задачу. Вадим Сухарев – человек, напрочь встроенный в систему нынешней республиканской власти. И, по идее, ничего не мешает петрозаводским и республиканским властям договориться с коллегой по должности и по партии. Но этого почему-то не происходит. Вместо полюбовного решения – суды, петиции, попытки изменить федеральные законы, студенческие пикеты... С одной стороны это вроде как доказывает, что в нашей республике нет никакого «телефонного права». С другой – как-то странно выглядит ситуация, когда человек из власти настолько открыто доказывает руководству крупнейшего города республики свою точку зрения на организацию транспорта, и при этом продолжает оставаться во власти.
Есть, конечно, и альтернативная точка зрения – суд в первых инстанциях встал на сторону перевозчиков. А значит, несмотря на все благие намерения, они были исполнены администрацией юридически небезупречно. Гадать не будем, скоро повторное рассмотрение иска расставит все на свои места.
Второй удивительный момент: как петрозаводская администрация, кто бы ее не возглавлял, умудряется раз за разом заключать невыгодные договоры, которые потом невозможно расторгнуть? Сначала история с продажей помещений, арендуемых у города банком, в результате которого городская казна потеряла 26 миллионов рублей по курсу 2007 года.
Читайте по теме: «В чем признали виновным Девлетхана Алиханова».
Затем в 2011-2012 годах было приватизировано здание МУП «Мемориал». Мэрия продала имущество муниципальной похоронной конторы прямым конкурентам, предварительно сделав там ремонт. Цена, как выяснилось спустя годы, была занижена на треть. Вернуть имущество не удалось.
Спустя пару лет Петрозаводск влип в энергосервисный контракт, по которому на наших улицах должны были установить энергосберегающие фонари. Они оказались настолько сберегающими, что город на 5 лет погрузился во тьму. Но расторгнуть контракт было невозможно, и город еще и заплатил более 200 миллионов рублей.
Перечень подобных скандалов можно продолжить – но зачем его продолжать? Кому это выгодно?
Мы будем следить за развитием событий.
Автор: Максим Берштейн
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание