Жильцы нескольких улиц в районе Университетской в Петрозаводске по очереди отбиваются от стремления мэрии пустить под их окнами колонны грузовиков со стройматериалами. В одном из кварталов люди решились выйти на пикет.
В минувшую среду, 22 марта, власти Петрозаводска запретили движение грузовиков по улицам Лучистой и Роберта Рождественского в Университетском городке на Древлянке. Таким образом в мэрии города пошли навстречу жильцам этих улиц, которые беспокоились за свои комфорт и безопасность ввиду массового трафика большегрузов под окнами их домов.
Действительно, в теплое время года в районе улицы Университетской наблюдается плотное движение грузовиков. Они везут различные материалы к двум строящимся микрорайонам – ЖК «Равновесие» и «Университетский-7». До 22 марта стройматериалы отправляли по улице Роберта Рождественского.
Решение крайне неоднозначное, поскольку Рождественского называется «улицей» только на карте, официально ее попросту нет, это направление в муниципальную собственность не приняли до сих пор. Более того, под проезжей частью расположены инженерные коммуникации, ведущие к следующей улице, Дивизионному проезду. В том числе, там находятся канализационные трубы, которые тяжелые грузовики в конце концов и разбили.
Особенно активно фекальные фонтаны забили на Рождественского этой зимой. Починить трубы в мэрии карельской столицы не в состоянии, потому что сети находятся в частной собственности компании-застройщика из Костромы, которая ранее возводила дома в Дивизионном проезде. В результате чиновники решили пустить грузовые машины по соседней улице Лучистой, находящейся на балансе городской администрации.
Жители Лучистой совсем не обрадовались такой перспективе. На этой улице нет тротуаров, дети из дворов частных домов выбегают прямо на проезжую часть, грузовики будут круглосуточно шуметь, поднимут пыль – с этим набором претензий люди обратились в мэрию. И 8 марта их позвали на встречу, где было решено поставить на Лучистой дорожные знаки, запрещающие проезд тяжелой технике. Также как на Роберта Рождественского.
Однако, вопрос проезда к месту строительства двух новых кварталов остался нерешенным. И в петрозаводской администрации решили пустить большегрузы по другому маршруту: по Университетской улице до Древлянского шоссе, и дальше, к новостройкам.
И вот здесь начинается самое интересное. Своим решением мэрия вскрыла застарелую проблему примерно десятилетней давности. Дело в том, что отрезок Университетской, вместе с Древлянским шоссе, также как и улица Рождественского, де-юре не существует. Нет таких дорог. Более того, часть улицы Университетской, которая начинается от конечной маршруток, полностью построена руками и на деньги жителей квартала «Резервный».
«Начали мы эту работу в 2015 году. По мере захода на территорию квартала понемногу начали остальные проезды тянуть. На данный момент наши общие расходы на строительство, содержание и так далее составляют порядка 17 млн рублей, - рассказал «Столице на Онего» житель квартала «Резервный» Вадим Евсеенков. – Хотя вопросы дорог, водоснабжения и водоотведения – это обязанность сугубо муниципалитета, администрации Петрозаводска. Но, к сожалению, ничего не было сделано. Все дороги, которые есть в квартале «Резервный», сделаны нами самостоятельно».
Ситуация с дорогами в «Резервном» для Петрозаводска пусть и не уникальная, но крайне интересная, и ярко иллюстрирует взаимоотношения городских властей с горожанами. Дело в том, что земли в указанном квартале должны были бесплатно выделить так называемым льготным категориям граждан – многодетным семьям и инвалидам.
Участки людям долго не выделяли, по словам Вадима Евсеенкова, чиновники объясняли это тем, что раздавать земли начнут, когда будут средства на обеспечение их необходимой инфраструктурой: дорогами, коммуникациями. В общем, «Резервный», он и в Африке резервный. На потом.
Но после того, как в 2012 году вышел указ президента «О дополнительных мерах поддержки инвалидов», льготники начали массово подавать в суд, чтобы ускорить процесс получения участков. И выигрывали. Также в 2013 году поступили и будущие жители квартала.
Однако, к тому моменту денег на дороги, освещение, водопровод и канализацию у мэрии опять не оказалось. Поэтому люди начали самостоятельно решать эти проблемы. Для этого они объединились в ПОО «Свой дом» (ПОО – это петрозаводская общественная организация).
Вадим Евсеенков стал ее председателем. С электричеством вопрос решили в правительстве Карелии. Возможно, сообщил Евсеенков, в этом году закончится эпопея с обеспечением домов природным газом. Канализация и водопровод у каждого в «Резервном» автономные.
Жители квартала самостоятельно справились и с самой затратной проблемой, с дорогами. Километр продления Университетской и 4,5 километра внутриквартальных проездов жильцы построили самостоятельно.
Мэрия помогла, бесплатно и в несколько этапов выделив так называемый ФАМ – фрезерованный асфальтобетонный материал, то есть, снятый с других дорог старый асфальт. Получилось порядка ста машин или около полутора тысяч тонн. Этот ФАМ в «Резервном» положили за свой счет, и получилась вполне сносная дорожная сеть, которой в квартале гордятся.
«По факту, мы создали дорожную сеть, которая не уступает подавляющему большинству грунтовок Петрозаводска, - отметил Евсеенков. - Даже сами сотрудники администрации при встречах искренне удивлялись, говорили, зачем вам наше участие, у вас и так здесь все хорошо, и не может быть, что вы это сделали сами».
Сделать-то сделали, но на протяжении всех последних лет команды разных мэров карельской столицы последовательно отказывались принимать построенные льготниками дороги в муниципальную собственность. То есть, брать на себя законную обязанность содержать эти дороги за счет городского бюджета.
«Примерно в 2018-2019 году я предлагал действовать нашей администрации через «бесхозяйность», - рассказал Евсеенков. - Эта схема позволяет принять наши дороги в муниципальную собственность. Чтобы, как минимум, потом содержать. Длительное время мэрия уклонялась от наших предложений, в какой-то момент нам даже предлагали взять эти земли у города в аренду, самим сделать проектно-сметную документацию, снова за наш счет построить все дороги, которые будут соответствовать всем нормативам, и только после этого муниципалитет возьмет их на баланс. Жителям квартала «Резервный» предложили все это, несмотря на прямую обязанность самой администрации решать все эти вопросы. Оцените цинизм ситуации».
Отказываются делать это и чиновники при действующем главе Владимире Любарском. Причина очевидна и уже набила оскомину – денег нет. Потому что тогда придется искать средства на освещение и обустройство тротуаров на продлении Университетской – сейчас там люди ходят по опасным обочинам и зачастую в темноте.
При этом в администрации игнорируют и рекомендации правительства Карелии – в региональном Минтрансе неоднократно обращались к мэрии Петрозаводска с тем, чтобы эти дороги поставили, наконец, на муниципальный баланс.
Исходя из всего этого вполне понятно возмущение жителей «Резервного», когда они узнали, что чиновники к строительству ЖК «Равновесие» и «Университетский-7» пустят грузовики по их части Университетской.
«Вы вдумайтесь: администрация отправляет грузовое движение по дорогам, которых юридически не существует. В мэрии вдруг про них вспомнили и начали говорить, что будут их содержать. Но при этом улица Лучистая уже является объектом муниципального контракта на содержание, имеет освещение, и она более короткая, то есть, более удобная для грузовиков, - заявил Вадим Евсеенков. - Но нам все подают под соусом, что на Лучистой живут люди, ходят дети, и проезд грузовиков по Лучистой небезопасен. Возникает вопрос: почему безопасность детей с Лучистой, которую содержит город, важнее безопасности наших детей? Театр абсурда. Нам не только не помогли, но и решение застарелой проблемы Лучистой, Роберта Рождественского и так далее, переложили на наши плечи! Конечно, мы возмущены».
В мэрии действительно неоднократно заявляли, что приведут в порядок и будут содержать Древлянское шоссе, куда, по их задумке, грузовики будут сворачивать с Университетской и двигаться дальше, к будущим ЖК «Равновесие» и «Университетский-7». Пока это почти непролазная топь в лесу.
Фотографии работающего на Древлянском шоссе грейдера паблике администрации города опубликовали 24 марта. Но безобразное состояние указанного шоссе, справятся ли с ним дорожники и смогут ли там вообще проехать грузовики – это, как нам видится, вопрос второй.
Жителей «Резервного» больше интересует другое: а на какие средства чиновники обязались содержать Древлянское шоссе, официально не признанное муниципальной дорогой? Как 27 марта «Столице на Онего» пояснили в мэрии, содержание и, возможно, расширение этого шоссе будут производить в рамках так называемой программы «белых пятен» (о том, что это такое можно почитать по ссылке).
Однако, в «Резервном» уверены, что средства, выделенные мэрией на эту программу, уже исчерпаны. В качестве примера Вадим Евсеенков рассказал, что этой зимой их квартал также обещали убирать от снега в рамках «белых пятен». Но, заявил председатель ПОО «Свой дом», жители видели снегоуборочную технику только один раз, 3 января.
При этом два трактора проехались по дорогам, уже очищенным самими жителями квартала. В качестве доказательства Евсеенков предоставил два видео. На одном запечатлены те самые тракторы. На втором видно, как в остальное время поступает муниципальный подрядчик по отношению к уборке Университетской – доезжает только до конца официально признанной части этой улицы, то есть, до конечной маршруток. И сразу разворачивается обратно.
Некоторые жители Университетского городка усматривают в действиях мэрии Петрозаводска странные двойные стандарты. Так, по словам Екатерины Михаловой, еще до этого скандала она проживала в Дивизионном проезде. Том самом, в который упирается «улица» Роберта Рождественского и по которой сейчас ездить грузовикам запрещено.
Так вот, несколько лет, пока водители большегрузов не разбили канализацию, и на проезжую часть не потекли зловонные потоки, жители этого проезда всячески уговаривали мэрию поставить знаки, запрещающие движение тяжелой техники.
«В ЖК «Университетский», в Дивизионном проезде, около трех лет назад с грузовиками у нас тоже были проблемы, летом было не проветрить, под окнами у детей ездили большегрузы, вибрировал дом, спать было невозможно, - рассказала нам Екатерина Михалова. - Весь трафик был у нас под окнами. Мы обратились к городской власти с просьбой поставить знак, запрещающий проезд грузовикам и пустить транспорт в объезд по Древлянскому шоссе. Нам тогда ответили, что это шоссе они не признают в качестве дороги, там транспорт будет застревать, и так далее. А вот после 8 марта 2023 года, как подарок, по взмаху волшебной палочки, в Дивизионном проезде тот самый знак появился. А машины планируют пустить теперь как раз по Древлянскому шоссе. Мне абсолютно непонятно, почему три года люди добивались того, чтобы грузовики под окнами не ездили, а тут кто-то щелкнул пальцами, и проезд запретили».
Кроме того, в решении чиновников использовать несуществующее официально Древлянское шоссе есть еще один скользкий момент. Одна из строек, куда и ездят десятки грузовиков, это уже упомянутый ЖК «Университетский-7». Его также, как и «Резервный», заселяют льготники – инвалиды и многодетные семьи.
Они также в меру сил, денег и умения самостоятельно замостили свои внутриквартальные дороги. В том числе, 1-й Военный проезд, в который упирается Древлянское шоссе, и который также, как и продление Университетской, будет разбивать многотонная техника.
В целом, складывается следующее впечатление: вместо того, чтобы изначально обеспечить нормальные во всех смыслах подъездные дороги к стройплощадкам новых кварталов в развивающемся районе, администрация города действует по принципу «возмущаются жители этой улицы? Разрешим проезд по другой, вдруг там возмущаться не будут».
С кварталом «Резервный» у чиновников договориться не получилось. 4 апреля они намерены выйти на пикет у стен петрозаводской администрации, чтобы вновь попытаться защитить свои права.
«Я прекрасно понимаю проблемы жителей Лучистой и улицы Роберта Рождественского, - заявил Вадим Евсеенков. - Я сочувствую жильцам ЖК «Университетский», которые, когда покупали квартиры, рассчитывали на одно, а по факту оказались в другой ситуации. Прекрасно понимаю проблемы льготников, которые получили участки в «Университетском-7». Но мы ничем не хуже этих людей. И у нас точно такие же проблемы. Мы их, как могли, решали сами. Сейчас мэрия хочет пустить грузовики через нас из-за проблем канализации на улице Рождественского, не из-за наших проблем. Администрация своим «средневзвешенным» решением взяла и их проблемы перевалила полностью на наши плечи. То есть, на дорогу, которую люди построили сами. Ничего не делая для этого».
P.S. Несмотря на установленные запрещающие знаки, некоторые водители грузовиков продолжают ездить к новостройкам по улице Роберта Рождественского, «добивая» канализационные сети. Потому что так намного короче. Потому, что Древлянское шоссе сейчас – не дорога, а непролазное направление в лесу. Особенно та его часть, которая после поворота к ЖК «Равновесие» ведет к «Университетскому-7».
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание