Как государственное унитарное предприятие "КарелКоммунЭнерго" расходовало многомиллионные субсидии на подготовку и проведение отопительного сезона.
В последние дни декабря Контрольно-счетная палата Карелии обнародовала отчет о проверке государственного унитарного предприятия "КарелКоммунЭнерго", которое в прошлом году было включено в Перечень системообразующих организаций, имеющих региональное значение и оказывающих существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность в республике. Аудиторов КСП интересовали законность и результативность использования предприятием средств республиканского бюджета, которые оно получило на подготовку и проведение отопительного сезона в 2019 и первой половине 2020 года, и с некоторыми выводами этой проверки депутаты карельского парламента могли познакомиться еще на декабрьском заседании комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, агропромышленной политике и энергетике.
Как сообщил членам комитета руководитель Контрольно-счетной палаты Алексей Дорохов, допущенные ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" недостатки при расходовании полученных им субсидий привели к неэффективному расходованию средств в размере 114 миллионов рублей и к нецелевому в размере 48 миллионов.
"Несмотря на то, что действительно большое количество нарушений нами зафиксировано, и суммы, как нецелевого, так и неэффективного расходования достаточно велики, к чести предприятия – я просто хочу быть объективным – мы не установили факта отчуждения этих средств на какие-то посторонние вопросы, не связанные с теплоснабжением. То есть мы не установили фактов хищения имущества, либо покупки, приобретения какого-то имущества, которое не было связано с основной деятельностью предприятия", – заявил депутатам господин Дорохов, заметив образно, что отсутствие фактов хищения стало "ложкой меда в негативную оценку деятельности предприятия".
Однако этой "ложке меда" явно не удалось подсластить выводы аудиторов. "При проверке деятельности ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" установлено, что отсутствует государственная регистрация права хозяйственного ведения на большинство зданий и сооружений, используемых предприятием, а также не оформлены права на земельные участки. Предприятием допущены нарушения законодательства о государственных унитарных предприятиях в части порядка совершения крупных сделок, создания резервного и иных фондов предприятия, проведения обязательного аудита отчетности предприятия. Имеются факты нарушений при ведении бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности и при осуществлении закупок товаров, работ, услуг. Контрольно-счетная палата установила, что в течение отопительного сезона 2019-2020 годов предприятие не использовало часть имущества, приобретенного за счет средств субсидий, что свидетельствует о неэффективном использовании средств бюджета Республики Карелия. При этом в большинстве случаев оценить результативность использования бюджетных средств не представилось возможным в связи с отсутствием порядка расчета показателей результативности (показателей результатов) и установленных плановых значений", – отметили в КСП.
Одним из объектов, который вызвал особый интерес аудиторов, стала котельная на улице Юбилейная в поселке Рабочеостровск Кемского района, где в 2019 году фактически было сорвано начало отопительного сезона. ГУП "КарелКоммунЭнерго" занималось ремонтом и переоборудованием этой котельной, и вот, как оценили результаты проведенных работ в Контрольно-счетной палате Карелии:
"По результатам анализа характера выполненных работ на объекте котельная в пос. Рабочеостровск, ул. Юбилейная (с учетом ликвидации (списания) части здания котельной), технических характеристик нового введенного в эксплуатацию котельного оборудования, взамен ранее списанного (увеличение количества и суммарной мощности котлов), изменений технологического процесса (в том числе возможности использования нового вида топлива (угля)) выявлены признаки осуществления ГУП РК " КарелКоммунЭнерго" технического перевооружения и реконструкции объекта (выделено автором). При этом документация на техническое перевооружение и реконструкцию объекта отсутствуют. В связи с чем, Контрольно-счетная палата усматривает неправомерное использование средств бюджета Республики Карелия, направленных на выполнение работ по ремонту кровли здания котельной по адресу: Кемский район, пос. Рабочеостровск, ул. Юбилейная, работ по ремонту здания котельной, капитального ремонта фундаментной плиты котельной, приобретение и монтаж твердотопливных котлов, на общую сумму 12 915,1 тыс. рублей".
Другим таким объектом оказалась блочно-модульная котельная на улице Лейгубской в Сегеже, в покупке и установке которой аудиторы усмотрели нецелевое использование бюджетных средств на сумму почти 6,8 миллиона рублей.
"Блочно-модульная твердотопливная котельная установка в г. Сегежа, ул. Лейгубская фактически представляет собой блочно-модульную котельную, расположенную на земельном участке, имеющую надземную часть (помещения), с проложенными тепловыми сетями от котельной до потребителей тепла, подключенную к сетям централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, к объектам электросетевого хозяйства, имеет признаки объекта капитального строительства. ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" не обладает правоустанавливающими документами по использованию земельного участка в целях размещения указанного объекта (выделено автором). Срок временного технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства ПАО "МРСК Северо-Запада" по состоянию на 24.09.2020 истек. Имеется риск отключения энергопринимающих устройств предприятия по адресу г. Сегежа ул. Лейгубская от объектов электросетевого хозяйства. Предусмотренные техническим заданием (приложение к договору поставки от 19.08.2019) типовой проект на поставляемую блочно-модульную твердотопливную котельную установку, прошедший государственную экспертизу, и сертификаты пожарной безопасности на материалы отсутствуют", – говорится в отчете Контрольно-счетной палаты.
В свою очередь, в Беломорском районе аудиторы выявили факт неэффективного использования бюджетных средств, причем немалых – более 15 миллионов. На эти деньги для теплоснабжения далеко не благополучного района были приобретены четыре водогрейных котла, 23 дизель-генераторные установки и другое оборудование, но, как указано в отчете КСП, "указанное имущество на момент проверки не установлено и не используется".
Если добавить ко всему сказанному огромную кредиторскую задолженность ГУП "КарелКоммунЭнерго", которая, согласно документу Контрольно-счетной палаты Карелии, к концу 2019 года превысила 360 миллионов рублей, возникнет резонный вопрос: чем все это время занималось республиканское министерство строительства, ЖКХ и энергетики, и почему его "удовлетворяла" деятельность подведомственного государственного унитарного предприятия? Приведу последнюю цитату из отчета КСП о проведенной проверке: "Результаты деятельности ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" за 2019 год рассматривались на балансовой комиссии, проведенной министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (протокол заседания балансовой комиссии от 10.06.2020). По итогам проведенного заседания балансовой комиссии от 10.06.2020 информация директора ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" была принята к сведению, работа ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" была признана удовлетворительной". Может, ответ на эти вопросы заключается в том, что ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" является в республике "системообразующей организацией", а все, что обнаружили аудиторы КСП, и есть система?
Валерий Поташов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание