Все вокруг «карельское», все вокруг мое?

Аналитика. Обществоведение
17:16, 13 Декабря 2022
фото: © КРРК

Большинству фермеров в Карелии могут запретить использовать словосочетание «карельская клубника» в рекламе своей продукции.

Карельский фермер Ирина Наумочкина направила в Роспатент заявку на предоставление исключительного права использования географического указания «карельская клубника». В качестве места производства товара в заявке указано «Республика Карелия, Олонецкий район, деревня Ильинская Горка». В министерстве сельского хозяйства Карелии поясняют, что если заявка будет удовлетворена, то словосочетание «карельская клубника» в качестве географического указания сможет использовать только фермерское хозяйство «Солнечная ягода». Не приведет ли это к ущемлению прав других фермеров?

В министерстве на этот вопрос отвечают осторожно. В Карелии производством садовой земляники занимается более 50 фермерских хозяйств. Клубника, которую они выращивают, тоже карельская. По мнению Мисельхоза, все они должны иметь право на использование словосочетания «карельская клубника».  Но подача заявки на патент не противоречит закону, решение остается за Роспатентом. Поэтому министерство объявило на своем официальном сайте, что все фермеры, которые выращивают клубнику, в течение трех месяцев могут направить в Роспатент свои возражения.

Среди фермеров это известие вызвало противоречивую реакцию. Все они узнали о подаче заявки только после того, как к ним обратился за комментариями корреспондент «Столицы на Онего». На вопрос, чем им может грозить «приватизация» словосочетания «карельская клубника», они отвечают по-разному. Но при этом просят не публиковать свои имена и фамилии. 

— Я считаю, это несправедливо. А чем другие фермеры хуже? Мое личное мнение — я категорически против, — говорит один из фермеров. —  Я считаю, что это общее название и его имеют право использовать все производители. Сейчас все идет через интернет, и если человек, помня, что был в Карелии, будет в поисковике забивать «карельская клубника», то все ссылки будут идти только на «Солнечную ягоду». Это неправильно, это несправедливо.


фото: © Правительство Карелии

Другие фермеры не видят в этом ничего страшного. У некоторых уже есть свои запатентованные товарные знаки со словом «Карелия».

— Ну, вообще не очень хорошо это, но меня это сильно не задевает. Мы в любом случае привязаны к Карелии, — пояснила обладатель такого товарного знака. —  Большую часть клубники мы реализуем на территории Карелии, все и так знают, что она карельская.

— У нас хозяйство уже очень много лет работает, клубнику нашу знают. Поэтому нашему хозяйству ничего не грозит — согласна руководитель другого хозяйства. —  У нас постоянные клиенты, люди сами выбирают, какой продукт им нравится, и конкурентов, я считаю, у нас нет. Поэтому нам все равно. Пусть люди делают, что хотят.

По мнению производителей клубники, слово «Карелия» или «карельская» — это уже само по себе бренд, знак качества продукции.


фото: © КРРК

— Карельская — это значит качество. У меня покупают москвичи и питерцы и очень довольны нашей ягодой.  Говорят, что карельская ягода — самая вкусная, — поясняет фермер.

Растущая популярность карельской клубники побуждает торговцев других регионов использовать этот бренд, поэтому он нуждается в защите, считают местные производители.

— Если рассуждать с точки зрения правительства нашей республики, то не хотелось бы, чтобы какие-нибудь квази-мошенники на Софийском рынке в Санкт-Петербурге делали наклеечку «карельская клубника» и шуровали — продавали какую-нибудь египетскую, итальянскую, турецкую клубнику. Тут я согласен, нарушаться будут права. Но регистрацию должен делать Минэк, Корпорация развития, то есть государственные какие-то структуры, которые разрешат использование всем фермерам, — считает один из производителей.


фото: © Правительство Карелии

Споры вокруг использования географических названий в качестве товарного знака возникают не впервые. Несколько лет назад, Суоярвский хлебозавод получил право на использование бренда «Карельская калитка». Заявку одобрил Роспатент. Тогда тоже возникли споры, могут ли другие производители калиток использовать это словосочетание. Вопрос повис в воздухе и с тех пор к нему не возвращались.

Российское законодательство не запрещает использование в качестве товарного знака географических названий. Однако есть ограничения на регистрацию брендов со словом «Россия». Согласно законодательству, название страны приравнено к государственной символике, а ее нельзя использовать как товарный знак без особого разрешения.


фото: © Правительство Карелии

С географическими названиями все проще. Сейчас в России зарегистрировано и охраняется около 170 наименований происхождения товара. Из них только 135 — российские географические марки. В качестве примера можно привести: «Оренбургский пуховый платок», «Вологодское кружево», «Хохлома», «Гжель», «Дулевский фарфор», «Вологодское масло», «Адыгейский сыр», «Башкирский мед», «Астраханские помидоры», «Луховицкий огурец».

Согласно закону, лица, зарегистрировавшие географическое указание, получат исключительное право его использования. Это значит, только они смогут писать на этикетках и в рекламе, что у них тот самый товар. Никто другой не сможет указать, что его товар (если речь об особенном товаре) тоже из Карелии, даже если он действительно производится в Карелии. Нельзя будет и играть словами, склоняя географическое название. Товары, этикетки или упаковки, на которых незаконно использовано географическое указание, считаются контрафактными.


фото: © Правительство Карелии

Противники «приватизации» бренда «карельская клубника» пока не решили, будут ли они направлять свои возражение в Роспатент, как это предлагает сделать Минсельхоз. Говорят, что изучат юридическую сторону вопроса, посоветуются. Если поймут, что после регистрации в Роспатенте, другие фермеры действительно не смогут использовать словосочетание «карельская клубника», то тогда примут решение, как на это реагировать.

 Алексей Укконе

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей