Большая мечта маленького футболиста

Чтиво. Без политики
11:05, 29 Декабря 2018
фото: Николай Смирнов / "Столица на Онего"
Загрузка...

Почти новогодняя история произошла в Петрозаводске с 13-летним Никитой Зевеке, юным нападающим из карельского футбольного клуба "Онего-2005".

Никита мечтает стать профессиональным футболистом, но на пути к своей цели ему с родителями приходится преодолевать большие трудности. Одним из препятствий является отсутствие у юного спортсмена левой руки, которую уже с 6 месяцев заменяет протез.

"Ручка сломалась"

- Никита уже родился с такой ручкой, - рассказала мама юного футболиста Татьяна, -  для всех это стало шоком, потому что во время беременности все было хорошо. Когда оклемались, стали думать, что делать. И, наверно, в 6 месяцев мы впервые поехали в Санкт-Петербург в клинику Альбрехта (Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта) на протезирование. Ежегодно с 6 месяцев мы меняем протез, оплачивают его из Фонда социального страхования, куда мы регулярно подаем заявку. С каждым годом качество протеза улучшается. Сначала нам поставили простой детский протез. С двух лет  попробовали поставить тяговый, который он носит сейчас, и каждый год его делают по росту. Но здесь у нас есть проблема: Никита очень активно пользуется протезом, так как носить его начал рано, и "ручка" быстро ломается, нам ее не хватает на год.

В данный момент она сломалась, ломается тяга на кисти. Дело в том, что он носит такой протез, который проходит через подмышку правой руки, идет петлей-восьмеркой по спине, и за счет веревки, работая мышцами, он приводит протез в движение – кисть открывается и закрывается. А сейчас кисть просто отвалилась, и ее надо менять полностью.

Заявку в фонд страхования мы можем подать только в мае следующего года, чтобы нам сделали новую "ручку".

Такой протез, как нам сейчас ставят, стоит около 100 тысяч рублей. Конечно, можно сломанный протез сдать в ремонт, но придется ждать, и гарантия всего на полгода, и то не на все виды работ. Поэтому, по-хорошему, нужно два протеза.

Я как мама хочу лучшего для сына. Время идет, все меняется, мы смотрим в интернете, ищем, отправляем заявки во все фонды.

Новогодний звонок

Татьяна, мама Никиты, рассказала, что отправила заявки во все фонды, которые могли бы помочь или посодействовать в изготовлении нового современного протеза вместо сломавшегося, чтобы не ждать мая, когда придет время ежегодной подачи заявки в наш фонд соцстрахования.

Конечно, таких заявок, как от Татьяны, приходят в фонды тысячи, и одному Богу известно, кому улыбнется удача. Татьяне повезло.

Так, одним из центров, куда попала заявка от жительницы Петрозаводска, оказался Санкт-Петербургский благотворительный фонд помощи детям WorldVita.

Волею случая оказалось, что именно этот фонд по инициативе компании "ТехРент" в ноябре 2017 года подарил Детской республиканской больнице новый портативный прибор для ультразвуковых исследований стоимостью более 2,5 млн рублей.

Еще год назад в администрации Петрозаводска прошла дружеская встреча представителей благотворительного фонда и главы города Ирины Мирошник. Тесное общение не прерывалось. И когда в фонде увидели заявку от жительницы Петрозаводска, то сразу же связались с администрацией карельской столицы, предложив финансовую помощь при заказе нового современного протеза, причем не где-то, а в инновационном центре "Сколково".

Оставалось лишь обеспечить проезд Никиты с мамой в Москву в "Сколково". Здесь на помощь, как в минувшем году, опять пришла петрозаводская компания "ТехРент", которая уже работала с благотворительным фондом WorldVita. Глава города Ирина Мирошник связалась с Борисом Сидоровым, директором компании "ТехРент", которая занимается в Петрозаводске обслуживанием дорог, и рассказала о ситуации.

Борис Руславович сразу же согласился помочь профинансировать дорогу до Москвы и обратно.

Звонок не заставил себя долго ждать: и в канун новогодних праздников, Татьяна узнала, что ее сыну сделают новый современный протез!

"Теперь не нужно будет надевать носок"

При встрече с Татьяной узнали, что она связалась с благотворительным фондом помощи детям WorldVita, где ей все объяснили про новую "ручку" для сына.

- Протез отличается тем, что крепится к локтю, а не как у нас сейчас, когда веревка идет петлей-восьмеркой через подмышки, рассказал Татьяна, - одна подмышка у Никиты вся черная, так как веревка натирает, пачкается, потому что там зашит поролон, который дает мягкость. Но он пачкается. Я его стираю, но он уже не отстирывается. У него подмышкой темное пятно. Мы когда летом в Беломорск к бабушке с дедушкой приезжаем и не носим ручку, пятно более менее начинает отходить.

С новым протезом у нас уйдет восьмерка. Теперь нам не нужно будет надевать носок на культю, потому что она потеет. В новой "ручке" на каждом пальчике - своя ниточка, рука будет более легкой в управлении, он сможет выполнять более точную работу, но при этом получит возможность поднимать вес до 5 кг. Конечно, подтягиваться и отжиматься он не будет, но взять буханку хлеба или даже нитку в иголку вдеть и шить он справится – я смотрела ролики в Интернете.

Сам протез весит столько же, сколько обычная рука, чтобы не было перекоса. Его тоже надо будет менять каждый год, до тех пор пока Никита растет.

Фонд WorldVita проплатит его разово, но благодаря их помощи мы сможем "зайти" в Москву. Если сейчас протез изготавливают в Санкт-Петербурге, в центре Альбрехта, и оплачивают из нашего фонда соцстрахования, то после нашей поездки в "Сколково", хотелось бы уйти на новые протезы, более современные, при этом все также подавать заявки здесь в Карелии, а протезироваться в Москве.

Татьяна все рассказывала мне и рассказывала про протезы, а я смотрела на эту маленькую хрупкую девушку и даже боялась представить, сколько же ей пришлось пережить. Говорила она спокойным, тихим голосом, но чувствовалось, что внутри все натянуто как струна.

Вопрос как-то вырвался сам: вам кто-нибудь помогает?

"Я рыдала ночью в туалете, чтобы никто не слышал"

- Знаете, когда родился Никита, мы были с мужем еще студентами, - более эмоционально стала рассказывать Татьяна, - и тут такой шок, что делать: денег нет, жилье съемное. Было очень не просто. Ходили, просили помощи, писали в Минздрав, но никто не торопился помогать. Как-то пережили все, помогли родители. Собрали деньги на первую поездку в центр протезирования в Санкт-Петербург. Там месяц проходили обследование. Спать приходилось на одной кровати. Я там таких детишек увидела, что наш Никита без ручки – это вообще не проблема. От увиденного хотелось выть, но показывать детям слезы было нельзя. Я рыдала ночью в туалете, чтобы никто не слышал.

Сейчас, когда мы ездим в центр Альбрехта, нам уже не нужно оставаться на такое длительное время на обследование, потому что Никита – спортсмен. Его наблюдают врачи спортивного диспансера.

"Мы не можем ему не дать шанса"

- Когда Никите исполнилось 4,5 года, уже тогда мы с мужем приняли решение отдать его в спорт, чтобы спинка не кривилась. Вначале записали на ушу, он проходил месяц, и мы поняли, что это не его: он очень активный, ему неинтересно стоять на месте и выполнять гимнастические упражнения.

Поняли, что нужно что-то игровое, чтобы были задействованы все группы мышц, особенно спины, важно, чтобы лопатки были одинаковыми. И мы привели его в футбол. Он увлекся. Играет нападающим. Был в первом составе, но конкуренция большая, и теперь бывает, что и на скамейке запасных оказывается. Это жизнь. Пусть борется. У него никогда не было каникул – он всегда уезжает на сборы.

И как-то заметили, что, когда его зовут друзья на день рождения, то он выбирает тренировку, если время совпадает. Он много занимается и мечтает стать профессиональным спортсменом.

Мы не знаем, насколько это у него получится, но не можем ему не дать шанса попытаться.

"Мы всегда рядом"

- Вы знаете, - обратилась ко мне Татьяна, - мы как-то с мужем, с бабушками, с дедушками приняли позицию, и у нас никогда не звучали в доме слова "инвалид" или "протез" - мы называли "ручка". К Никите всегда относились как к равному, приучали к самостоятельности, где-то требовали. Он и шнурки сам завяжет, и даже ногти умеет стричь этой "ручкой".

На сборах с ребятами от других не отстает.

В детстве были трудности, но мы их преодолевали вместе. Обращались к психологу, но она сказала, что она нам не нужна, поэтому каждую ситуацию просчитывали, проговаривали дома.

Например, перед садиком мы предвидели, что у ребят будут вопросы: почему у Никиты такая ручка. Мы учили его давать ответы, которые, на наш взгляд, были достаточными в том возрасте. Я всегда говорила, что все люди разные: у кого-то болезнь на виду, а у кого-то сердце болит – этого не видно, но человек страдает.

Проблема была с бассейном – и в садике и в школе: он боялся раздеться, показать культю. Я просто приходила к инструктору, мы раздевались, выходили к ребятам, и я говорила: вот, ребятки, это Никита – ваш друг, одноклассник, у него такая ручка. Если кто-то хочет что-то спросить – спрашивайте. И ребята задавали вопросы, я все объясняла при Никите. И момент ушел.

Сейчас в "Сколково" новый протез будет, как у робота, - черный. Думаю, будут вопросы, поэтому как только вернемся домой, я в первый день пойду с Никитой в школу и попрошу у учителя разрешения поговорить с классом. Мы встанем, и я сама отвечу на все вопросы, которые возникнут у ребят, все объясню. Мы уже договорились с сыном.

Мы всегда рядом, всегда поддержим. Папа на машине отвезет и привезет куда надо, поможет, подскажет.

"Никита – игрок обоймы"

По словам мамы, Никита общительный, позитивный подросток, у него есть друзья как в школе, так и из футбольной команды. Узнав заочно так много о Никите, захотелось познакомиться лично.

Застать его получилось только на тренировке – где же еще быть юному спортсмену.

В зале спортивного центра "Коралл" было шумно и подвижно. Ребята группами организованно сдавали нормативы: кто прыгал в длину, кто – на скакалке, кто сдавал челночный бег…

Попросили тренера Виктора Дуденкова позвать Никиту Зевеке. Из толпы отделился довольно высокий для 13 лет мальчишка и подбежал к нам.

Было видно, что общаться с нами ему хотелось меньше, чем сдавать нормативы, поэтому быстро ответив на вопросы, он умчался к ребятам и растворился в толпе.

Из короткого диалога удалось узнать, что учится он в лицее №1, в гуманитарном классе. Фанатеет от футбола, на Новый год ничего не заказывал в подарок - просто мечтает стать профессиональным футболистом. Пока его кумир Рональдо. Сам он играет в команде под номером десять, он нападающий.

"Когда Никита к нам пришел с такой рукой, не как у всех, - сказал тренер Дуденков, - мы занимались для здоровья. Но наступил момент, когда надо было определяться – в любителях оставаться или уходить в профессиональный спорт. С родителями посовещались, у врачей диспансера консультацию прошли, они на тренировки приходили, смотрели и решили, что он может заниматься профессионально – потянет спортивную подготовку в команде. Игрок он атакующий, нападающий, у него сильные ноги, хороший удар и скорость. Отсутствие руки, безусловно, сказывается, но он героически переносит это – не обращает внимания. Никита - игрок обоймы. В 18 он входит. Дорога стать футболистом сложная. Работы непочатый край".


P.S.

Мечта у Никиты большая, но и поддержка не маленькая. А если еще городские власти, благотворительный фонд и научный центр помогут, то идти к цели станет легче.

Рина Васильева

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Кинотетрис

Сегодня 13:20
Кинотетрис
Фильм о легендарной фотомодели и корреспондентке Ли Миллер уже на широком экране.

Чтиво

05.11.2024 11:26
Без политики
Татьяна Колехмайнен работает в «Кареллестрансе» всего третий год, но уже с должности сменного диспетчера выросла до старшего техника.