Или почему поток людей из провинции в Москву не уменьшится, а качество управленцев в городах продолжит падать.
Депутаты Клишас и Крашенинников внесли в Госдуму закон о развитии местного самоуправления. Концептуально он продолжает действующий закон от 2003 года, поскольку творчески дорабатывает основную идею действующего закона — как можно точнее описать полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления.
Звучит красиво, будет поддержано (с незначительными доработками) обеими палатами парламента. И усугубит проблемы городов и поселений России.
Смысл местного самоуправления в тех странах, где оно работает эффективно, — решать, исходя из местных условий те проблемы, которые невозможно или нецелесообразно решать через органы государственной власти. А из этого следует простой вывод: исчерпывающий перечень полномочий местного самоуправления описать невозможно и нецелесообразно. Как невозможно построить два одинаковых города и населить их одинаковым количеством одинаковых людей.
Видимо, нашим депутатам не приходит в голову просто и взять и сопоставить между собой два-три любых похожих города. К примеру, Махачкалу и Владивосток. По географическому признаку (на берегу моря, приблизительно 43 градуса северной широты), статусу (оба столицы субъектов РФ) и населению (приблизительно 600 тысяч жителей) города похожи. Но ежедневные заботы у власти в этих городах, мягко говоря, сильно различны. Хотя не исключаю, что господа депутаты думают по-другому.
И в странах, где города комфортны для проживания законы написаны таким образом, чтобы эти особенности городов учитывались на месте местными же властями. И распределение бюджетных полномочий тоже направлено для решения задач комфортного проживания людей в городах и поселениях. А потому и разница в уровне комфорта в Стокгольме и Умео незначительна.
У этого есть еще одно следствие — чтобы добиться чего-то в жизни вовсе необязательно уезжать из Ауэ в Берлин: в небольших городах есть возможность сделать карьеру и заработать деньги.
Российский же опыт, особенно, после 2003 года приводит к обнищанию местных бюджетов и выхолащиванию карьерных перспектив на месте. Теперь пробиться по карьерной лестнице можно, в основном, за счет дружбы с губернатором и его окружением. И это точно не повышает конкурентность отбора для муниципальной службы. Что, в свою очередь, ломает систему карьерных лифтов на местах (остаются угодные местной власти).
А остальным активным остается искать себя в больших городах (в первую очередь, в Москве).
И закон Клишаса–Крашенинникова этот статус кво консервирует. А потому самые сильные и амбициозные будут уезжать в Москву. А оставшиеся (не самые лучшие) будут управлять городами.
Как-то невесело получается.
Андрей Демин, бывший глава местного самоуправления Петрозаводска.
Оригинал публикации (опубликовано с разрешения автора)
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание