Не так страшен кризис, как борцы с ним

Аналитика. Политкухня
11:43, 16 Февраля 2009

Рост безработицы и остановка предприятий региона, с одной стороны, и телевизионный оптимизм чиновников из команды Сергея Катанандова, с другой, – таковы реалии сегодняшней экономической ситуации в Карелии. Что необходимо сделать для преодоления кризиса и состоятельно ли в этом плане республиканское правительство – в интервью с депутатом ЗС РК от Петрозаводска Девлетом Алихановым.


– В СМИ члены правительства Карелии радужно заявляют о преодолении кризисных явлений, например о стабилизации безработицы. Насколько соответствуют действительности подобные высказывания?

– Об антикризисной программе сейчас много говорят, но большинство людей понятия не имеют, какие меры предприняты республиканским правительством. Нельзя же всерьез рассматривать подсчет количества сокращенных людей или переведенных на неполную рабочую неделю как реальные действия по уменьшению процента безработных. Такой учет, только без криков и громогласных заявлений социальные службы ведут постоянно. И кризис здесь ни при чём. Кроме того, скрытая безработица, о которой умалчивают власти, во много раз превышает официальную. Меня вообще удивляют некоторые «антикризисные меры» правительства, связанные с безработицей. Чего стоит хотя бы предложение одного из членов команды Сергея Катанандова переселять людей, потерявших работу, в другие регионы.

Девлет Алиханов
Девлет Алиханов
– В Северодвинск?

– Не столь важно, куда хотят отправить: в Северодвинск, на Сахалин или в Финляндию. Сам факт такого подхода – купить людям билет в один конец и умыть руки – это дикость. Население республики и так сокращается, села загубили, теперь еще и переселение придумали. Создается впечатление, что правительство Катанандова просто не знает, как реально бороться с кризисом, отсюда и возникают такие абсурдные предложения. Причем, обратите внимание, переселять хотят людей трудоспособных, то есть тех, кто реально пополняет бюджет. Подрывается вся экономическая основа республики.

– Это наверняка не единственный пример не вполне адекватных антикризисных мер?

– За примерами далеко ходить не надо. На республиканском уровне Сергей Катанандов говорит о том, что необходимо снижать плату для предпринимателей, арендующих госсобственность. После посещения планерки городской администрации губернатор заявляет обратное – повысить плату за аренду помещений городским предпринимателям, занимающимся малым бизнесом. Где логика? И таких примеров десятки можно привести. Возьмем лесную отрасль: в Законодательном собрании рассматривают вопрос о том, чтобы убрать повышающие коэффициенты на вырубку леса, а губернатор против. Лицемерие – другим словом поведение руководителя республики не обозначишь.

– Ну, к столице, судя по всему, у губернатора вообще особое отношение. Достаточно вспомнить о нежелании республиканских властей выделить землю под строительство социальных объектов в Петрозаводске.

– Более того, в принятом на 2009 год региональном бюджете заложены средства на подготовку к аукциону земельных участков в районах Карелии, а для столицы такие средства не предусмотрены. Правительство согласно потратить деньги на невостребованные участки, но категорически против вложений в проекты, реально способные принести внушительные суммы в бюджет.

– Кому-то помогают, а кого-то не замечают?

– Например, совхоз получает землю в аренду за копейки, а фермерам в какие громадные суммы она обходится? Фермера, который и рабочие места создает, и реализацией продукции сам занимается, делают неконкурентоспособным, а от совхоза как не было отдачи, так и нет. Ладно, не помогают, уже не мешали бы. Тому же троллейбусному управлению. Это же абсурд, когда предприятию, которое налоги в бюджет платит, социальную функцию выполняет, стоимость электричества поднимают на 50 процентов. Чего хотят добиться: банкротства, несколько сотен человек лишить работы или жителей без троллейбусного сообщения оставить? И в то же самое время для каких-то других предприятий стоимость электричества снижают.

– В СМИ сейчас популярна тема залогового гарантийного фонда, который собирается создать правительство Карелии для поддержки бизнеса. Изменит ли появление такого фонда экономическую ситуацию в республике?

– Идея создания залоговых фондов не является ноу-хау республиканской власти, предложение исходило от федерального правительства, большая часть должна была финансироваться из федерального бюджета. Такого фонда в Карелии до сих пор нет. Мы периодически слышим, о том, что правительство Катанандова разрабатывает какую-то программу поддержки бизнеса, вроде бы предусмотрено 2 миллиарда рублей, при этом непонятно, кто этими деньгами сможет воспользоваться. Предприниматели не знают, куда обращаться, какие документы готовить, чтобы быть включенными в программу. Система абсолютно непрозрачна, поэтому у меня, например, создается впечатление, что будут решаться проблемы определенной группы лиц.

– Говорят о дотировании крупных предприятий и выдаче кредитов малому и среднему бизнесу.

– Какой смысл помогать предприятиям, которые и в докризисные времена не приносили доходов республике? Зачем давать из бюджета миллионы рублей «Петрозаводскмашу», «Кареллеспрому», Онежскому тракторному заводу? Эти деньги будут выброшены на ветер. Что касается кредитов малому бизнесу, то здесь тоже много вопросов. Процентные ставки банков сейчас очень велики, многим предпринимателям они не по карману. Если бы республиканские власти действительно принимали какие-то антикризисные меры, то выделяли бы средства малому бизнесу, ставки процентные компенсировали. А у нас даже теоретически прибыльные проекты из-за непрофессионального подхода чиновников приносят убытки.

– Докажите…

– Постройка коровника в Мегреге: сотни миллионов рублей из федерального бюджета вложены, а в итоге, по словам губернатора, молоко некуда девать. Почему заранее не подумали о дальнейшей переработке этого молока? Показухой занимаются, а если бы нормальный бизнес-план разработали, предусмотрели бы в нем перерабатывающие производства. Сыры можно изготавливать, творог, масло и т.д. Нет комплексного подхода. Если бы такой менеджер, как Катанандов, работал в коммерческой структуре, за такие действия его бы давно уволили, еще и компенсировать потери заставили бы.

– Какие действия, на ваш взгляд, следовало предпринять республиканским чиновникам в условиях кризиса?

– Задача правительства на данном этапе – стараться по максимуму попасть во все разрабатываемые на федеральном уровне программы. Потому что все они предусматривают значительное финансирование из федерального бюджета. Но для этого нужно сначала вложить средства для создания плацдарма. Как я уже говорил, у нас сейчас нет проектно-сметной документации на множество объектов, которые потенциально попадают под федеральное финансирование: спортивные объекты, ветхое жилье, дороги. Появится в ближайшее время федеральная программа «Дороги», а мы даже вступить в нее не сможем из-за безответственности чиновников.

– Эти программы предусматривают определенные вложения, а правительство Карелии наоборот рассчитывает сэкономить за счет сокращения адресных инвестиций.

– Экономить бюджетные средства нужно не за счет инвестиций, а за счет сокращения собственного аппарата и расходов на него. А то получается пир во время чумы: во время кризиса для нашего представительства в Санкт-Петербурге покупают двухсотый «лэндкрузер» (Toyota Land Cruiser 200). По-моему, такие дорогостоящие покупки не об экономии свидетельствуют, а об очередном разбазаривании бюджетных средств. Инвестиционные программы расширять надо, а не урезать.

– Во что необходимо инвестировать в первую очередь?

– Необходима организация крупномасштабного строительства – дорог, жилья, спортивных объектов. Например, у республики сейчас есть жилищные долги перед жителями. Несколько сот человек (дети-сироты, представители силовых структур, судьи и другие), имея на руках судебные решения, ждут, когда власти выполнят свои обязательства и предоставят им квартиры. Государство вполне могло бы выступить заказчиком строительства домов для этой категории граждан. Заметьте, что при таком подходе сразу решается целый ряд проблем: люди наконец-то заселятся в положенные им по закону квартиры, на рынке труда появляются новые рабочие места, строители получат возможность зарабатывать, а бюджет пополнится налогами.

– Хватит ли в бюджете средств на различные инвестиционные проекты?

– Если потребуются дополнительные средства, можно брать кредиты под залог муниципальной, республиканской собственности. Мировая практика показывает, что для качественных программ при должном контроле это выгодный путь.

– С учетом современной экономической ситуации в республике, какой совет Вы бы дали губернаторской команде?

– Если команда Катанандова не в состоянии справиться со своими прямыми обязанностями: с ремонтом дорог, школ, больниц, садиков, с созданием условий для развития малого бизнеса, привлечением инвестиций и многими другими – как же такая команда может выработать антикризисную программу?! Поэтому губернатору не из пальца высасывать программы нужно, а честно, по-государственному, заниматься своими прямыми обязанностями. Толку тогда будет больше.

– В завершение разговора не могу не спросить: чем грозит Карелии такая антикризисная деятельность регионального правительства?

– В условиях кризиса как никогда велика ответственность исполнительной власти за все, что происходит в республике. Поэтому я как депутат, и как житель обеспокоен теми ошибками, которые совершает Сергей Катанандов и его команда. К сожалению, можно констатировать, что современная экономическая политика регионального правительства (в силу его профессиональной некомпетентности или личных интересов) вредит Карелии больше, чем финансовый кризис.

Подготовил Андрей Кузнецов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.