Обсуждение нового закона об образовании, подписанного президентом около месяца назад, наконец, докатилось и до Карелии. Родители, начитавшиеся в Интернете обо всех "прелестях" очередной реформы, которая, по мнению ее критиков, приведет к сведению к минимуму образовательной функции государства и связанной с ней расходов, к превращению школ в частные предприятия, а их директоров и учителей в менеджеров, серьезно обеспокоены. Понять, чего действительно ждать от нового закона, который начнет действовать в 2012 году, сложно, даже, если попытаться полностью прочитать этот документ в 60 с лишним страниц. Поэтому его редко берут в руки, предпочитая довольствоваться комментариями других людей. На днях петрозаводская молодежь, которая, по всей видимости, новый закон даже не видела, и активные родители пригласили на дебаты, проходящие в рамках проекта "Полит-грамота", министра образования Карелии Александра Селянина и депутата Законодательного Собрания республики, "справедливоросса" Григория Фандеева. Разбирались на этом мероприятии в том, станет ли образование платным или нет, мучительно и долго…
Многие присутствующие на молодежных дебатах были уверены, что со вступлением в силу нового закона бесплатными останутся только четыре предмета: русский язык, математика, физкультура и закон Божий. "Нам впаривают частично платное образование", - заявил с самого начала Григорий Фандеев. Но министр образования сразу отнес эти высказывания к мифам. "Нынешний закон никакого отношения к платности и бесплатности образования не имеет, - сказал Александр Селянин. – Его главное отличие в том, что он гарантирует еще в большой степени ту часть образования, которая является обязательной, а, значит, бесплатной".
По словам министра, в нынешнем году принимается новый стандарт основного общего образования. К 24 учебным часам, гарантированным государством, добавят еще 10 часов внеурочной деятельности: услуга, которая предоставлялась детям в кружках, секциях, теперь будет профинансирована, и ее можно будет получить непосредственно в школе.
Александр Селянин |
Ни для кого не секрет, что во многих петрозаводских лицеях и гимназиях, где ребята имеют возможность больше часов тратить на изучение тех или иных предметов, результаты "движения" учащихся довольно неплохие. "Если эти дополнительные занятия не входят в стандарт, то за них придется родителям платить, - возмущался на дебатах депутат Фандеев. – Но далеко не все сегодня в состоянии это делать. И ребенок, который не сможет ходить на дополнительные часы, например, по английскому, французскому, математике, будет белой вороной в своей школе, дебилом! Разве это нормально?"
"Я изучал один единственный язык, ни на какие дополнительные занятия не ходил и никаким дебилом себя не считаю, - ответил на вопрос министр образования. - Я ощущаю себя элитой, потому что элита – это внутреннее ощущение человека по его возможностям что-то дать другим, а не по его кошельку, автомобилю и квадратным метрам его квартиры. Новый стандарт действительно уравнивает все учреждения в правах. Некоторые наши учреждения развивают свои понты, вводят дополнительные требования, а этого быть не должно".
Но одаренным детям, чьи родители небогаты, пропасть не дадут. По словам Селянина, в рамках программы "Новая школа" талантливой молодежи будет оказана поддержка. Она будет гарантировать ребятам, проявившим особые способности в изучении каких-то предметов, в каком-то виде творчества, дополнительные сверх стандарта бесплатные услуги. В Карелии в следующем году планируют открыть специальную школу для умников и умниц.
Григорий Фандеев |
А министр Селянин считает, что принцип открытого прозрачного финансирования образовательной услуги (общего образования, образования для детей-инвалидов, профессионального образования), заложенный в законе, это благо.
"На сегодняшний день схема финансирования непрозрачна, - сказал Александр Селянин. - Нам дается какая-то денежка и говорится, что на это мы должны сделать все. Так вот новый закон предусматривает, что под каждый вид государственной услуги будет четко прописан и опубликован расчет, что входит с точки зрения материального обеспечения этой образовательной услуги. Это огромный шаг вперед".
Пытался развеять министр на дебатах и опасения тех родителей, которые считают, что государство в любой момент может снизить финансирование отрасли. Мол, скажут, что кризис в стране, денег нет, и в стандарте образования и останутся всего каких-нибудь четыре предмета.
"В законе четко прописано положение, гарантирующее не снижение текущего уровня финансирования, - заверил министр Селянин. - Государственное и муниципальное задание бюджетного учреждения независимо от его типа должно быть на уровне текущего бюджета. Ни о каком уменьшении не может быть и речи. Кроме того, в законе прописано, из чего этот расчет должен состоять: из гарантий реализации государственной услуги, из расходов, необходимых на содержание имущества, которое обеспечивает реализацию этой услуги, в том числе все налоги, которые накладываются на это имущество".
Волновало участвующих в дебатах и то, что в новом законе прописана процедура банкротства учреждений. "Если директор школы, окажется не состоятельным менеджером, наберет кредитов, которые не сможет оплатить, значит, его учреждение станет банкротом, и наши дети окажутся на улице!" – возмущались родители.
"Если дети есть в школе, то никакого ее закрытия, даже если ее директор залез в какие-то сделки, не будет", - сказал министр. Родители сделали вид, что поверили ему на слово.
Что будет после вступления с силу нового закона с поборами в школах? Считается, что процедура со сбором денег в качестве добровольных благотворительных взносов, станет ясной и понятной. "В данном законе четко прописан механизм и право учреждения легализовать собранные с родителей средства, - пояснил министр образования. – Но никаких обязательных платежей не вводится. При этом вся деятельность за дополнительную плату в учреждениях должна быть по четко установленным тарифам, согласованным с учредителем. Для всех школ тариф должен быть одинаковым".
После полутора часов объяснений министра представитель одной из общественных организаций сказал: "Думаю, что главная проблема не в самом законе, а в том, что разъяснительная работа по нему запаздывает. Отсюда мифов и страхов столько". И тут уж министру образования, который в течение всего вечера вещал о том, что в законе говорится о том-то, а не об этом, пришлось согласиться с родителями. Признал он и то, что обсуждение документа на стадии разработки было недостаточным. А, по мнению общественности, этого обсуждения вообще не было. Закон быстро написали, быстро приняли. И то, что со вступлением его в силу школы столкнутся с теми или иными проблемами, не вызывает сомнения. Что бы ни обещал уважаемый в республике министр.
Наталья Витива
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание