Режиссер Андрей Дежонов, отработавший в Карелии больше трех лет, стал слишком затратным для Национального театра.
|
"Вот примем участие в "Онежской маске", доведу до конца сезона свои спектакли и начну паковать чемоданы – здесь я больше не нужен", – считает питерский режиссер Андрей Дежонов, контракт которого с Национальным театром заканчивается в июне. Постановщик, чьи работы "Песни синего неба" и "Дело святое" выдвинуты театром на республиканскую театральную премию "Онежская маска", а "Король Лир" – на национальную премию "Золотая маска", больше на карельской сцене не творит. Национальный театр предпочитает заказывать спектакли у молодых приглашенных режиссеров, которые сегодня готовят к сдаче три премьеры. Такие постановщики обходятся дешевле опытных мастеров. Например, выпускнику режиссерского факультета театрального вуза можно вообще не платить – ему ведь нужно поставить дипломный спектакль! Выиграет ли от такой экономии средств зритель, сегодня, видимо, мало кого интересует. Если вдруг публика не пойдет на спектакли, она может придти сюда на ночную дискотеку: Национальный театр с недавних пор предоставляет и такие услуги. "Все это связано с оптимизацией культуры, – говорит Андрей Дежонов. – Сегодня должно быть больше оптимизма и меньше затрат. Так что театр начинает превращаться в проходной двор, дом культуры, в котором "Короля Лира" не сделать".
Семью на 13 тысяч не прокормить
Сцена из спектакля "Король Лир" |
"Я должен был много работать, чтобы прокормить семью, которую перевез в Петрозаводск из Питера, – поделился Дежонов. – 25 тысяч рублей в месяц на семью из четырех человек – это не такие уж и большие деньги. Супруга получала лишь пособие в 4,5 тысячи рублей по уходу за ребенком. К тому же, половину своей 13-ти тысячной зарплаты я тратил и трачу на жилье, которое снимаю в складчину с театром".
При новом директоре Национального театра Арвиде Зеланде Андрей Дежонов ни на какие дополнительные гонорары претендовать не мог, поскольку в его услугах здесь перестали нуждаться. Он поставил по контракту лишь новогоднюю сказку. Зарабатывать стриптизом или проведением дискотек, как некоторые актеры театра, режиссер не мог. Чтобы прокормить жену и двоих детей он отправился в родной Питер, где работы для опытных артистов хватает. Андрей Дежонов снялся в трех сериалах, над двумя начал работать, а впереди съемки еще в нескольких телефильмах.
"В Санкт-Петербурге я всех знаю, и меня знают, там легко найти работу, которая оплачивается гораздо лучше, чем в Петрозаводске, – рассказал режиссер. – Но в столицу Карелии я перебрался для того, чтобы творчеством заниматься. И здесь мне было интересно работать. Но, оказалось, все, что я здесь делал, никому не нужно".
И на Шута денег нет
Сцена из спектакля "Король Лир" |
"Не каждый актер может быть соавтором режиссера, не каждый может самостоятельно существовать на сцене, – считает Андрей Дежонов. – А с Пашей мы давно знаем друг друга, понимаем о театре одно. Я знал, что он справится. И он справился. Надеюсь, что руководство театра договорится с Пашей, чтобы приезжал и играл в спектакле. Но доплачивать ему я не смогу. Да и он этого не хочет".
У петрозаводских зрителей пока еще есть возможность посмотреть спектакль нынешнего сезона "Король Лир". По крайней мере, в апреле и мае Павел Юлку будет выходить на сцену Национального театра. А что будет дальше со спектаклем, выдвинутым театром на "Золотую маску", пока неизвестно. Юлку уедет в Питер. А следом за ним покинет Карелию и Дежонов. Его никто не увольняет, но если режиссеру здесь не дают ставить, то делать ему нечего.
"Мы с Юлку, получающие небольшие деньги, слишком затратные люди для Национального театра, – говорит Андрей Дежонов. – Но я прекрасно понимаю, что все это связано с оптимизацией. И с проблемой безденежья сегодня сталкиваются театры по всей России. Армен Джихарханян, с трудом собравший средства для постановки "Ромео и Джульетты", мне сказал: "Сына, сегодня совершенно нет денег на театр в этой глубоко богатой стране". Но какой театр мы в результате получим, когда учреждения не будут держать постоянных режиссеров, работающих с труппой? Какие спектакли мы увидим, когда главный критерий при их постановке – низкая цена? Боюсь, что Национальный театр, вынужденный экономить, вскоре перестанет быть театром. Выпуская для галочки постановки на национальных языках и проводя по ночам дискотеки, Храмом Мельпомены учреждению культуры не стать".
Наталья Соколова
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание