Аналитика. Обществоведение
15:02, 06 Февраля 2013
4
1
2

Граждане или холопы?

Общественные волнения вокруг ситуации с Кижами в СМИ уже назвали "гражданским протестом". Однако, на мой взгляд, здесь уместнее другое определение – это преимущественно протест холопский. Такое слово может показаться обидным, но тут, как говорится, ничего личного. Холопство – это просто определенный социально-психологический тип. Исторически хорошо известный – в допетровской Московии даже самые знатные бояре смиренно именовали себя "холопами" кремлевского самодержца.

В чем специфика холопского сознания? В том, что оно делегирует решение всех важнейших вопросов своей жизни некоему «вышестоящему начальству». А себе оставляет лишь право на челобитные – например, если царь прислал не слишком доброго барина.

По существу, все содержание воскресного пикета на площади Кирова сводилось к тому, чтобы Москва прислала Кижам барина поскромнее, без пугающей маниловщины. А еще лучше – оставила бы прежнюю барыню, которая, хоть и тоже не сахар, но за 14 лет к ней уже притерпелись. Это, кстати, тоже характерный пример барско-холопского сознания: госпожа Аверьянова за эти долгие годы уже позабыла, что является всего лишь наемным менеджером, но стала воспринимать себя хозяйкой Кижей, едва ли не «владычицей морскою». А свое увольнение расценивает как покушение на заповедный остров как таковой.

За абстрактным лозунгом «Спасем Кижи!» прочитывается лишь вполне конкретное желание спасти прежнюю администрацию. Показательно, что даже на прощальной пресс-конференции отставленная кижская барыня не упустила случая признаться в неизбывной верноподданнической любви к кремлевскому царю-батюшке. И тем самым обессмыслила назначенный пикет. Если для холопов единственно правильной и понятной моделью управления является властная «вертикаль» – ну вот она и сработала. Президент Путин назначил министром культуры РФ Мединского, а Мединский назначил директором «Кижей» Нелидова. Чего же вы протестуете? Или, страшно сказать, против кого?

Сознание, альтернативное холопскому – гражданское. Его представители также провели свой пикет в воскресенье, на Студенческом бульваре. Тот факт, что он оказался куда менее многочисленным, ничуть не удивляет. Традиция гражданского самоуправления была у нас свернута отнюдь не в путинские годы, а гораздо раньше, потому и вспоминается реже. Тем не менее, в наших краях она имеет самые глубокие корни. Когда-то немалая часть нынешней Карелии (в том числе – и остров Кижи) составляла Обонежскую пятину Новгородской республики. Основное отличие этой республики от Московского царства состояло именно в гражданском, вечевом самоуправлении, а не холопских челобитных самодержцу.

Поэтому лозунг, выдвинутый на этом пикете: «Вернем Кижи под юрисдикцию Карелии!» так удивил публику. Оказывается, многие вовсе не знают, что этот, едва ли не самый известный карельский бренд был выведен из-под контроля республики и переведен в прямое федеральное управление в 2001 году, когда и началось возведение «вертикали». Именно по этой причине администрация музея с тех пор напрочь игнорировала возникающие у карельских специалистов вопросы по поводу реставрации памятников. Кижи оказались в Карелии этаким «экстерриториальным» объектом, независимым от республиканской общественности.

Журналисты, пришедшие на этот пикет, пытались выглядеть прагматиками и интересовались в первую очередь вопросами финансирования. Мол, если Кижи «вернутся в республику», не лишатся ли они федеральных дотаций, сумеет ли сама Карелия их содержать? Короткая историческая память наших мастеров слова и экрана выглядела удивительно... Ведь даже в «лихие девяностые», когда Кижи еще принадлежали Карелии, они отнюдь не разорились, а даже наоборот – существенно пополнили свой бюджет за счет притока туристов, в том числе иностранных, резко возросшего в постсоветские времена, когда пересечение границ упростилось.

А в «тучные нулевые», с «уходом» Кижей из Карелии, ситуация на острове не только не улучшилась, а даже наоборот... Несмотря на значительный рост федерального финансирования, оно почему-то никак не отразилось в создании современной туристической инфраструктуры. Например, в этой «жемчужине Карелии» нет ни одного кафе карельской кухни – у старого причала путешественники могут подкрепиться лишь российским национальным стандартом – пивом с шашлыками. Нет ни одного хотя бы самого небольшого отеля или хостела – для тех, кому одного дня (точнее, нескольких часов – от «кометы» до «кометы») для знакомства с островом мало. Зато цены на входные билеты в музей выросли в несколько раз – уж не говоря об этих самых «кометах», ставших практически недоступными для жителей республики. И посещаемость Кижей существенно снизилась – вот, пожалуй, главный итог этой централизации.

Участники пикета напомнили, что возвращение Кижей под республиканскую юрисдикцию вовсе не означает лишения их статуса памятника федерального значения, государственная поддержка которых закреплена в российском законодательстве. Впрочем, стереотип о непременно дотационном существовании музеев еще очень расхож в нашем обществе. Хотя его решительно опровергает Скансен – известный шведский этнографический музей, ставший прототипом подобных «музеев под открытым небом» по всему миру (это признается и на сайте Кижей). Скансен, существующий уже более 120 лет, далеко не убыточен, но даже напротив – сам приносит доходы в стокгольмский бюджет. Достигается это за счет разумного синтеза сохранения древних памятников и современного развития музея. У нас же «сохранение» и «развитие» зачастую противопоставляются – что, кроме прочего, заставляет задаться и философским вопросом: а вообще-то памятники существуют для людей или люди для памятников?

Современный музей – это все-таки не сплошная «древность», которую требуется лишь «оберегать». Это полноценный общественный объект, где бурлит яркая культурная жизнь, проводятся различные фестивали и праздники. Скансен давно уже обрел славу подобного «живого музея», чего, увы, пока не скажешь о Кижах, которые жестко зарегулированы всевозможными законодательными запретами, ставшими тормозом для их полноценного развития.

Опасения публики по поводу того, что модернизация музея непременно приведет к застройке Кижей всевозможными «вип-дачами», вполне можно понять. Однако такое искаженное понимание «развития» как раз и возможно в ситуации, когда администрация музея неподконтрольна республиканской общественности, но назначается федеральной «вертикалью». Если бы директора Кижей избирала и сменяла сама наша общественность на открытом конкурсе, таких опасений не могло бы возникнуть в принципе. Кандидатов на этот пост оценивали бы по наличию убедительной программы развития музея – и затем контролировали бы ее воплощение.

Такого кандидата, способного свежим взглядом оценить ситуацию с Кижами, можно было бы пригласить из того же Скансена. Профессионал современного музейного дела не опасался бы сокращения каких-то государственных дотаций, но сам привлек бы к поддержке Кижей многочисленные европейские культурные фонды. Конечно, некоторые «патриоты» наверняка нашли бы здесь заговор «иностранных агентов» – но пусть тогда провозглашают этими «агентами» и всю российскую футбольную сборную, которую тренируют голландцы и итальянцы.

Собственно говоря, это и есть новгородская гражданская традиция – приглашать князей на контрактной основе. И всегда иметь возможность «указать путь» тому, кто не справляется со своими обязанностями. А не дожидаться, пока московский царь пришлет того или иного барина, которого самим сместить невозможно…

Нынешний новоназначенный кижский барин, несмотря на свои красивые слова о развитии музея, выглядит уже человеком из прошлой эпохи. Возможно, это одна из важнейших причин, почему его назначение встретили в штыки. По своему стилю он очень похож на прошлого российского президента, в эпоху которого и сам губернаторствовал у нас – много виртуального пиара, но в реале лишь унылая пустота…

Однако плакаты «Долой Нелидова!», поднятые на воскресном «большом» пикете, вновь заставили задуматься о мощи холопских традиций в нашем обществе. В годы его губернаторства многие нынешние «протестанты» (и в том числе – бывшая кижская барыня) стремились всячески сотрудничать с его администрацией, а такие плакаты сочли бы «экстремизмом». В открытой оппозиции тогда рисковали состоять лишь очень немногие… Но вот московский царь сменил к нему милость на гнев и отставил от должности. И холопская обслуга тут же набросилась на того, кого еще вчера почтительно величала «главой республики»…

В нынешней Карелии можно констатировать глубокий кризис республиканского сознания. Само по себе слово «республика» неотделимо от гражданского самоуправления. В противном случае воспроизводится извечная российская монархия – с челобитными царю-батюшке.

Это приводит к тотальному доминированию консервативных настроений во всех сферах жизни. Писатель Арви Пертту точно подметил: «Что характерно, наши люди готовы протестовать против всего нового: что-то строят – все против, что-то сносят – все против. Переименовать улицы – все против. А вот когда сажают людей за политические взгляды и стремление изменить страну к лучшему – все молчат. Предлагается что-то конструктивное – все молчат. На митинги «за перемены» выходят одни организаторы».

Что ж, видимо, это коренное отличие двух социальных типов. Гражданам свойственно стремиться к историческому развитию. Холопы хотят ровно противоположного – чтобы ничего не менялось, «а то будет еще хуже». Но в конечном итоге побеждают все-таки граждане – потому что история не стоит на месте…

Вадим Штепа

Комментарии

маркин
2013-02-08 17:39:11
onegaburg,так уж сразу и буржуй?просто обыватель,ещё проще "Мещанин во дворянстве" от дяди Мольера
onegaborg
2013-02-08 16:47:41
маркин, вообще-то в Европе гражданин - это буржуа (от "бург" - город). Но в России и в этом слове найдут холопство, призыв на "вилы" и т.п. Экая безнадега... :)
маркин
2013-02-08 12:10:28
Гражданин-первоначально-горожанин,в отсутствии крепостничества в Карели-основа приписных к заводам,по сути холопов.Отняли заводы-холопам -за вилы?"Не верю"-как Станиславский, что пафосный господин ВШ пойдёт на вилы за родную землю.
куку товарищ
2013-02-08 04:13:14
Окей, только взглянем с другой стороны: в данном случае граждан (или холопов) возмутила, прежде всего, невиданно наглая "кадровая политика" верхов, то есть этой самой вертикали, против действий которой холопы и восстали. И именно потому, что им навязали чужака, которого и так-то большая часть населения не принимала (развал БОПа как раз связан с Нелидовым и его друганом, держащим перевозки за 2.500 рублей). То есть здесь присутсьвуют оба нюанса: и то, что у самих бы нашлись на "свой" же музей достойные начальники и спецы ("региональный" принцип) и тогда никакой бучи бы не было, и то, что сие невиданное уже давно "восстание" - протест, выражаемый, в конечном счете, всей холопской вертикали, когда она начала "прессовать" по своим коррупционным понятиям культуру. Именно культура здесь оказалась для власти "камнем преткновения" и поэтому назначение Нелидова многие восприняли как плевок в лицо. И тут встали и отряхнули пыль с плеч даже холопы. Так что акценты можно расставить по-разному.
Андрей Тюков
2013-02-07 18:51:48
Я не стал бы называть это "холопством". Современный "холоп" - это продукт цивилизации (которую сам же создаёт) на основе зрительного предъявления информации в быстрорастворимой, мгновенной (instant) форме. Эра книги ведь ушла? Практически да. Времени мало, темп жизни высок, это у нас ещё можно позволить себе такую роскошь - подумать не спеша, а там наверху уже нет... Поэтому скармливание идёт образами, они же шаблоны. Вызывают мгновенную прогнозируемую реакцию. "ПжиВ!": - У-лю-лю!!! "КОС!": - О-о-о!!! "АВН!"... сами видели. Уровень людоедки Эллочки. Но сам индивид так не считает. Напротив, в его глазах и глазах ему подобных, он - независимо мыслящий субъект... Собравшись в массу, эти субъекты и демонстрирует крайнюю степень, а) внушаемости, б) управляемости, в) неприятия иной точки зрения. Главная беда в том, что эти люди не дикари, нет, это "интеллектуальная элита" общества, плюс-минус трамвайная остановка. Они продуцируют смыслы. Они задают вектор. Только, этот вектор тупиковый, а смыслы площадного, или Болотного толка, всегда будут примерами "коллективного частного" (С. Аверинцев). По другую сторону баррикад такие же, и вектор такой же тупиковый. В известном смысле и те, и другие становятся "холопами" этих тупиков. Как показывает история, истина не рождается на площадях. Истина любит точное (точечное) попадание.
маркин
2013-02-07 11:33:22
По нынешним pr-технологиям,как впрочем и по традиционным предполагается партийность,а не без царя в голове
Армас Машин
2013-02-07 10:42:17
Смените! Ждем-с свежего словца-с. От Sans:а - в первую очередь. Он покажет яркий личный пример. А тем временем яркий острослов В.Я. Чмиль остается министром экономического развития Карелии. Вспоминаются слова про опущенную ниже плинтуса Республику Карелия. Что нынче скажут холопы? Или они не холопы? А вдруг Штепа прав?
onegaborg
2013-02-07 09:44:04
sans, если вы такой интересный и популярный, напишите свою точку зрения - как решать ситуацию с Кижами? А запрещать высказываться другим - типичное холопство.
маркин
2013-02-07 08:25:35
"Что наша жизнь?-игра"-сплошные игры-в выборы;в митинги;в революции-Игромания-социальный недуг!
sans
2013-02-07 03:20:33
Вадиму Штепе до сих пор обидно, что он собрал нулевой пикет))) По этой причине он тут пытается ещё и оскорбить кого-то "холопами".. Честно говоря, учитывая, что к вам пришло так мало людей, думаю вы не заслуживаете вообще права тут публиковаться.. Есть люди поинтереснее... Столица На Онего, смените ваших блоггеров на других, более "популярных" )))))))))
Гость
Выбор читателей

Аналитика

16.01.2017 11:35
Обществоведение
Адвокаты, представляющие интересы родителей утонувших на Сямозере детей, намерены выяснить, почему дала сбой система "112".

Чтиво

Сегодня 13:38
Кофе со сливками
Гость рубрики "Кофе со сливками" - политолог Олег Реут.

Опрос

Что делать с санкционными продуктами?