Бросай курить, вставай на лыжи

Аналитика. Обществоведение
10:58, 26 Февраля 2013

23 февраля президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", который частично вступит в силу с 1 июня этого года. "Столица на Онего" выслушала мнения известных людей по поводу "антитабачного закона".

Что ждет курильщиков в ближайшее время? 

Новый закон уже вызвал бурную дискуссию в обществе. Судя по данным различных социологических опросов, в основной массе россияне разделяют саму идею принятия этого закона: интересы некурящих он не затрагивает, а курящие понимают, что вреда от сигарет больше, чем пользы. Но есть люди, которым просто нравится курение и которые не собираются отказываться от своего привычного образа жизни только потому, что так решил федеральный центр. К тому же, антитабачный закон уже был принят в 2001 году, а исполняется он, мягко говоря, далеко не всегда.

Так или иначе, по данным «Российской Газеты» в России в настоящее время курят 43 миллиона человек, что составляет примерно 39 процентов от взрослого населения и 30 процентов от всего населения страны. Законодатель не ставит целью полностью ликвидировать эту вредную привычку, его задача – понизить процент курильщиков с 39 до 25 процентов к 2020 году. Ну и, соответственно, оградить некурящих от дыма в общественных местах.

Закон, подписанный Владимиром Путиным, вступает в силу поэтапно. Итак, с 1 июня 2013 года запрещено курение в органах государственной и муниципальной власти. (Кстати, стоит отметить, что в карельском правительстве «курилка» не функционирует уже несколько недель и, судя по всему, это понятие в ведомстве уже ушло в прошлое).

Вводится тотальный запрет на курение возле станций метрополитена, а также полностью запрещается реклама табачных изделий.

С 1 января 2014 года планируется повышение акцизов и налогов на табачные изделия – этот вопрос будет рассмотрен во время принятия нового бюджета страны. А с 1 июня 2014 года запрещается курение в точках общепита (барах и ресторанах), а вопрос к портье гостиницы «есть ли у вас номер для курящих», уйдет в историю – в гостиницах курить будет нельзя.

Ну и самое тяжелое испытание для табакозависимых – вводится запрет на курение в поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания, на вокзалах, в электричках и на платформах. Допустим, командировочный из Карелии отправится в Москву. По дороге и на полустанках курить нельзя, на территории вокзала тоже. Метро – через несколько метров от выхода с Ленинградского вокзала, а рядом – Казанский и Ярославский вокзалы. То есть этакая некурящая зона образуется, пока он доберется до нужной станции, пока выйдет на свет божий, пока проскачет заветные метры подальше от станции… Словом, не позавидуешь. 

Закон во благо или очередной дурдом?

«Столица на Онего» спросила у известных в Карелии людей, что они думают по поводу нового закона. Среди них есть заядлые курильщики, те, кто курил и бросил, и те, кто не курил никогда. Мнения, скажем так, разные и каждое имеет право на существование.

 

Раиса Мустонен, писатель, сценарист:

– К сожалению, я курю давно и очень много. Я по большей части работаю дома, поэтому то, что я курю, никому не мешает. Что касается нового антитабачного закона, то я его одобряю и думаю, что число курильщиков все-таки снизится, но это будет касаться молодежи. Если государство не будет предпринимать никаких мер, то тогда и ждать нечего.

А если у такого человека, как я, стаж курильщика более 30 лет, как с этим быть? Я с ужасом думаю о том, что предстоит куда-то ехать на поезде и пока морально настраиваюсь на нововведения.

 

Максим Тихонов, карельский журналист, лидер движения «За права курильщиков»:

– Курю давно и это мое личное дело. Что касается этого закона, то такие принимаются для того, чтобы отвлечь население от других, более насущных проблем. Например, от тех же проблем ЖКХ.

Вспомните, относительно недавно уже был принят антитабачный закон, но он не исполняется. Спрашивается, а зачем принимать второй, более жесткий? Говорят, что запретят курить в Госдуме. Я плохо себе представляю, как дядечки пойдут из своих уютных кабинетов курить за забор. Те, кто хоть раз побывал в Белом доме, знают его масштабы и поймут, что за 10 минут за территорию не выйти – да они полдня будут там бегать, вместо того чтобы делом заниматься! Медведев в свое время говорил, что половина больших чиновников курят в своих кабинетах, несмотря ни на какие запреты. А те, в свою очередь, продолжают курить, тем самым подчеркивая свой особый статус. Так о чем тут говорить?

Продажа сигарет несовершеннолетним давно запрещена, и что? Ну, делают проверяющие рейды, рапортуют, а толку? Как продавали, так и продают. Штрафы за это минимальные и все благостно живут в мире и согласии.

А что такое курение в принципе? С какого времени на меня могут составить протокол? С того момента, как я взял сигарету или когда я поджег ее? Ну, поджег, но не затянулся? Я курю или нет? К чему идем? К очередному дурдому, где будут искать крайних.

 

Олег Фокин, председатель Петросовета:

– Я сам никогда не курил и идею борьбы с курением я поддерживаю, однако в реальное исполнение антитабачного закона верится с трудом. Есть много курящих, которых переучивать или переубеждать бесполезно – просто в силу возраста и их личных убеждений.

Как показывает история, запреты ни к чему хорошему не приводили. Вспомните хотя бы про «сухой закон» и то, чем это закончилось. Мне сложно сказать, будет ли этот закон работать, тут только время покажет.

А для того, чтобы отвлечь молодежь от дурных привычек, надо развивать и поддерживать доступный спорт. А для этого нужно создавать условия, чтобы это все было не на словах, а на деле. Те же детские площадки, секции, где дети будут заняты. Чем больше они будут заниматься спортом, тем меньше будет желание экспериментировать с сигаретами.

Администрация Петрозаводска и Петросовет действуют в рамках утвержденной программы развития спорта, наверно, стоит увеличить работу в этом направлении. У нас создается общественный совет по вопросам спорта, обсуждаем инициативы, которые идут от тех, кто за здоровый образ жизни. К каждому предложению будем внимательно прислушиваться, обсуждать и решать, как воплотить.

Ну и опять же – личный пример надо подавать. Медведев и Путин – первые лица страны – пропагандируют здоровый образ жизни, а в конкретной семье это должны делать родители.

 

Михаил Гольденберг, директор Национального музея Республики Карелия:

– Я пробовал курить, но это было очень давно. Не понимаю я этого удовольствия. Что касается нововведений, как говорится, буду краток: это еще один закон, который не будет исполняться. Закон ради закона.

Как отучить молодежь от курения? Пропаганда, пропаганда и еще раз пропаганда. Это очень большая и сложная работа, в отличие от запретов, которые очень легко обойти. В связи с этим почему-то вспоминается Салтыков-Щедрин, который говорил: «Глупость наших законов компенсируется их неисполнимостью».

 

Лариса Жданова, депутат ЗС Республики Карелия:

К сожалению, сама курю, но этот закон я целиком и полностью поддерживаю. Была в 2000 году в Миннеаполисе, в пору разгара борьбы с курением. Февраль, холодно, выскочили на улицу покурить, и с нами была женщина, представительница местного парламента. Мы ей говорим: «И что, вы вот так каждый раз бегаете, мучаетесь?» На что она сказала, что из всего многочисленного парламента курящих осталось только шесть человек, остальные либо не курили никогда, либо бросили. Люди решили, что лучше бросить.

Молодежь… Она со временем задумается, что «дымить» не модно. А ведь многие закуривали, чтобы не выглядеть «белой вороной» в компании. А теперь в баре с сигареткой не посидишь!

А мерой профилактики должно стать развитие доступного спорта. Чтобы люди могли ходить в бассейны и спортзалы, чтобы на одной плавательной дорожке не толкались десять человек одновременно, а цена была бы такая, чтобы ходить можно было не раз в неделю, а три. Знаете, я вот честно была против проведения в России Олимпиады – на эти деньги можно было бы в каждом городе по несколько ФОКов построить!

Что касается меня – ну что… В самолете же нельзя курить? Мучаемся, не курим и никто не умер. Если само государство подталкивает курильщиков к тому, чтобы они бросили, ничего плохого в этом не вижу. Может, и я к этому приду.

 

Андрей Нелидов, директор музея-заповедника «Кижи»:

 – Я курильщик со стажем, правда. Но к этому закону отношусь положительно. Но считаю, что бороться нужно с алкоголизацией страны. Ни разу не видел человека, который бы много выкурил и полез драться с соседом по купе или с проводником. Пьянство – это большее зло, хотя бесспорно, и курить вредно.

Запретом на 100 процентов проблему не решишь, ведь запретный плод сладок. Надо работать на пропаганду здорового образа жизни, и когда быть здоровым станет действительно модно, тогда и будет у нас здоровая молодежь. И внутреннюю культуру надо развивать, посещать музеи, например.

 

Николай Левин, глава Петрозаводского городского округа:

– Я когда-то был заядлым курильщиком, но бросил. Как? Вот в один прекрасный день сказал: «Все, я больше не курю» и завязал с этим. Таким же образом поступил мой старший сын, тоже самостоятельно расстался с этой дурной привычкой – я горжусь им. Что касается антитабачного закона – я его поддерживаю. Это правильно, сам по себе знаю, что такое кашель курильщика, желтые пальцы и дым, который наносил вред моим же детям.

Думаю, что от этой привычки вполне можно отказаться, не такая уж она жизненно необходимая. Люди со временем поймут, что это правильно. Сейчас молодежь осознает, что для того, чтобы нормально жить и работать, нужно быть конкурентоспособным, а это, в том числе – светлая голова, здоровье, хорошие знания, занятия спортом. Поэтому и нужна пропаганда здорового образа жизни.

Подготовила Юлия Ермакова

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

07.05.2024 15:43
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карельским предпринимателям, готовым предложить свою продукцию на экспорт, есть куда обратиться за безвозмездной помощью — в региональный Центр поддержки экспорта.