Нет в жизни счастья

Аналитика. Обществоведение
10:25, 07 Октября 2013

Премьера в театре «Творческая мастерская» пробудила артистов от спячки. Спектакль «Двое в большом городе» - это зачет в успеваемости коллектива и высокий бал по мастерству.

После нескольких лет уныния в любимом театре наконец-то темпераментная и страстная премьера. Молодежный театр драмы «Творческая мастерская» показал всему городу – он скорее жив. И даже вышел из анабиоза.

Борис Цейтлин, где-то в больших городах получивший «Золотую маску», высшую театральную премию страны, у нас же поставивший два крепких спектакля – «Королева Красоты» и «Та самая Дульсинея», наконец-то разрешился инсценировкой сюжетов Татьяны Москвиной «Па-де-де», которое в своем исполнении назвал «Двое в большом городе». Две из трех новелл Москвиной взяты за основу спектакля. Но как они интересно решены! Цейтлин обернул две человеческих центровых линии в упаковку сериалов. Мы смотрим, как снимают сцены из мыльных опер, переживая спектакль в спектакле. У нас на глазах перестраиваются павильоны, идет лаконичный киношный базар, массовка носится по сцене и гармонично вплетается в нить повествований. Отсюда у спектакля постоянное игривое и игровое настроение. Что держит все действие в тонусе и не дает зевать. Как азартно и смешно играют осветителей, статистов, гримеров, монтировщиков сцены, реквизиторов молодые артисты театра: поющие и танцующие, плачущие, подносящие налить. Они создают бодрый второй пласт на фоне двух основных, где герои – бывшие советские люди.

Первый сюжет: выпускница института культуры Люся Варухина, а сейчас – директор дома культуры «Светлячок», героиня недавнего советского времени. Тянет мужа, ребенка, мать-маразматичку. И время от времени выпивает и подкармливает своего непутевого приятеля, бабника и разложенца с гитарой Сашу. Во время аппетитной сцены поедания грибочков, картошечки, рыбки ничего не происходит. Только приспособленец-тунеядец, наевшись и показав штамп об очередном разводе, заполучает Люсю в постель. Момент выбрал удачный. Люся, разгорячившись, изливает Саше душу о том, как она любит свой «Светлячок», как устала тянуть мужа-бездельника и всю семью. Все одна. Все одна. Но из всего монолога Саша слышит только «Пятнадцать лет». Ровно столько у Люси не было секса. «Пятнадцать лет, ты подумай», - изумляется Саша, причмокивая грибочками.

А Люся  в исполнении Натальи Мирошник как же хороша! Молодая актриса будто воскресила всех этих советских альтруисток-активисток, вышедших замуж за свою работу. Чистая, жертвенная, горящая на работе, подтянутая, с заколотой на макушке улиточкой – мы помним этих женщин без возраста. Асексуальных и таких теплых. Просто диву даешься, как молодая Мирошник, созревшая уже в постсоветском периоде, смогла так точно, так нефальшиво и трогательно угадать интонации директора дома культуры «Светлячок». Когда актер настолько точно попадает в роль – это праздник для зрителя, отвыкающего в провинции от ювелирных работ на сцене.

Партнер Мирошник Дмитрий Максимов играет в обеих сценах героя. Не сказать – любовника. Хотя в первой части он носится по сцене в трусах и комично расхаживает в дамских тапочках на каблуке и с помпоном. Максимов – хороший перспективный актер. Вот уже больше десятка лет. И пора бы ему уже перебраться в лидеры. Но, несмотря на обилие главных и серьезных ролей, мне кажется, Дмитрий развивается в театре не так стремительно, как бы хотелось. Особо раздражает одинаковая манера произношения: со сжатым, как будто слегка парализованным горлом. Будто что-то сдерживает артиста и не дает сказать во всю прыть. Это можно было бы сделать художественным приемом, но у одного персонажа. А не у всех. А так невольно вспоминается пародия Гафта на коллегу: «Всегда играет одинаково актриса Лия Ахеджакова». Рассказывают, что когда Ахеджакова обиделась на эпиграмму, Гафт вынужден был оправдываться: «Я имел в виду – одинаково хорошо». В случае с Максимовым я не могу сказать то же самое. Когда прием кочует из постановки в постановку, он становится штампом. Будто Дмитрий оседлал одного конька и лихо скачет на нем из года в год. А мы с этим миримся, потому что другого героя в театре нет. Молодежь еще слишком молода. Старшие уже вышли из возраста героев-сердцеедов. А играть надо. А Максимов статный, красивый, сценичный. Играть умеет. Может, все решили бы дополнительные уроки сценической речи. Ведь история Максимова в театре поразительна. Он попал на сцену из монтировщиков. И, по сути, классического профессионального образования не имеет. (Какие-то заочные дипломы многие в «ТМ» успели получить, но опыт показывает, настоящей школы они не дали). И теперь, когда на подмостки «Мастерской» напористо выскочила прекрасно обученная молодежь, умеющая красиво артикулировать и умело управлять телом в целях театра, зажатые старички невыгодно смотрятся на их фоне.

Второй сюжет – кондитерский – не менее забавен. Здесь поэтесса-неудачница Регина Морская (на самом деле Женька Капустина) сталкивается в баре с провинциальным кондитером Мистером Икс, с виду добродушным, на деле – ищущим в большом городе мимолетного приключения. Здесь па-де-де разыграно Викторией Федоровой и тем же Дмитрием Максимовым. Истеричная поэтесса при ближайшем рассмотрении оказывается одинокой и несчастной Женькой, без семьи, без детей. Она только и мечтает, что тихо умереть. О чем и просит кондитера, приведя его домой. Здесь очень хорошо разыграны дополнительные сольные номера: приготовление бисквита а-ля кулинарное шоу и монолог Регины в красном платье. Будто квинтэссенция всей жизни героев лаконично мелькает в блестках ток-шоу.
Благодаря идее шоу внутри шоу, сериала внутри сериала все сцены смотрятся склеенными, собранными, логично сменяющими друг друга. И нет присущей премьерным спектаклям сырости. Работа готова под ключ. И, несмотря на некоторый диссонанс между глубоким погружением в героинь и немного галопным исполнением мужских персонажей, в целом спектакль получился цельным, ладным, туго замешанным и хорошо взошедшим. Борис Цейтлин испек для Петрозаводска качественный бисквит. И первая публика его с радостью распробовала.

Правда, в финале первого премьерного спектакля не к месту и нелепо выглядело поздравление театра с 25-летием, зачитанное актрисой Людмилой Баулиной от имени нового мэра Галины Ширшиной. Теплая, разогретая публика, лихо бьющая в ладоши после успешно отыгранного спектакля, вынуждена была слушать общие слова, написанные, конечно же, не самой градоначальницей, а где-то в кабинетах орготделов, и содержащие в себе казенные фразы «25 лет – это такой срок, когда…плеяда таких артистов, как…вы сыграли такие пьесы, как…». Тем более  что Баулина вложила в декламацию непонятую никем полуиронию, полусарказм, зачитав с каким-то КВНовским пафосом. Будто сыграла за эти пару минут все несыгранные в театре роли. В любом случае, теплый обмен энергией между залом и сценой был грубо оборван. Может, театру стоит разделять – где театр, а где официоз. Все же, это уже совсем из другого ток-шоу. Из политического.
А в целом, поздравляю театр с премьерой. Это однозначная и громкая премьера. С хорошими ролями, с достойным и узнаваемым юмором. Не ниже пояса. А где-то в районе сердца. Потому что, сколько бы мы ни смеялись от хорошо слаженных диалогов, а весь спектакль об одиночестве. И там, где в каждой сцене заявлены двое, всегда в итоге остается один. Одинешенек.

Текст: Наталья Ермолина
Фото: Юлия Утышева

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

07.05.2024 15:43
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карельским предпринимателям, готовым предложить свою продукцию на экспорт, есть куда обратиться за безвозмездной помощью — в региональный Центр поддержки экспорта.