Извели на мишуру

Аналитика. Обществоведение
14:00, 04 Августа 2014

Дискуссия вокруг журнала "Север" развернулась нешуточная. Сегодня мы публикуем мнение бывшего главного художника издания Виталия Наконечного.

– Ну уж теперь и я несколько слов скажу. Хотя бы потому, что новый "Север" сделали мы со Стасом Панкратовым и в свое время получили за него Госпремию, "за создание нового литературно-художественного облика журнала".

Кому-то, может, все эти наши публичные прения по "Северу" покажутся пустой затеей, нашли, мол, на что тратить время своей жизни. Однако Стас Панкратов поплатился за "Север" именно жизнью. А был ли он прав? В масштабе собственной личности – безусловно. Панкратов был призван вершить большие дела. И пер вперед, как ледокол. Его тоже травили – за новизну, смелость, пренебрежение к званиям и орденам: "Какое мне дело, что он лауреат? Пусть текст хороший напишет, а не эту галиматью, тогда и напечатаем…"

Виталий Наконечный

Однако теперь, держа в руках свежий выпуск "Севера", я невольно задаюсь вопросом: "А зачем все это было нужно?" Куда делся прежний напор? Где актуальность? Где крепкая мужская проза? И что же приводит в восторг отдельных читателей, которые выражают свое восхищение? Чувствуется в нынешнем "Севере" какое-то начетничество, морализаторство и явная примитивизация – начиная с оформления. На нем, пожалуй, и остановлюсь как специалист.

Нынешнего дизайнера "Севера" Евгения Кудрявцева я очень хорошо знаю. Работали вместе еще при Стасе. Он – верстальщиком, я художником. Начитанный человек, между прочим, далеко не поверхностный, но при всем этом – технарь, не дизайнер. И я не могу его в этом обвинять, потому что книжных художников учат пять лет в полиграфическом институте, а не на рабочем месте. Сейчас почему-то считается так, что художественному делу можно не учиться, все сделает компьютер. Однако человеку, обладающему мало-мальским художественным вкусом, подобная самодеятельность прет в глаза. Помнится, в свое время Стас доказывал Катанандову необходимость художника для журнала: "Журнал не должен выглядеть так, как будто сделан в городе Зажопинске". Прости, Женя, но нынешний "Север" именно так и выглядит. Работали же в "Севере" некоторое время Владимир Лукконен и Николай Трухин. Куда делись? Не выдержали конкуренции?

Дело не только в обложке – пострадал и внутренний дизайн. А ведь грамотное оформление текста играет большую роль. Оно значительно улучшает восприятие, как, собственно, и иллюстрации. Примитивизация, повторюсь, коснулась всего. Почему-то делается упор на читателя дремучего, с низким интеллектом и неразвитым вкусом, как во времена пролеткульта. Я почитал подборки упомянутых в статье Натальи Ермолиной стихов, показалось, что они писались в том же городе З. Панкратов бы за такие подборки руки поотрывал редакторам. Я помню, как он гремел по поводу одного стихотворного ляпа: "Вы что, читать не умеете? Чем вы там занимаетесь?" Я, конечно, не литературный критик, а художник, однако художник привык находить гармонию во всех проявлениях жизни. В "Севере" ее нет. Есть художественная самодеятельность, отсутствие профессионализма во всем.

Жалко загубленного дела, которое я в свое выполнял с радостью, потому что чувствовал сопричастность к чему-то большому. Однако еще обиднее за Стаса. Разменяли, извели его труд на какую-то мишуру.

Виталий Наконечный,
бывший главный художник журнала "Север",
лауреат Госпремии РК, заслуженный деятель искусств

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.