В свободном падении. Почему инциденты с лифтами стали происходить всё чаще

Аналитика. Обществоведение
12:44, 21 Марта 2024
фото: © ООО «Лифтсервис»

За разъяснениями «Столица на Онего» обратилась в специализированную организацию.

Ночью 17 марта в Петрозаводске на улице Лермонтова произошел очередной инцидент с лифтом. Кабина, в которой находилось четыре человека, сорвалась вниз и пролетела один этаж. В других регионах такие случаи также происходят всё чаще. Чего стоит одно только недавнее падение лифта в Петербурге, когда трёх человек увезли в больницы с переломами. Эксперты отмечают, что проблема характерна для страны в целом.

Инцидент за инцидентом

Новостройку на улице Лермонтова сдали чуть больше года назад, но инцидент с лифтом действительно происходит не впервые.

6 февраля ЧП здесь случилось во время ремонтных работ, когда в кабине находился электромеханик. Тогда сработала система ловителей, и лифт сразу же остановился. На этот раз внештатная ситуация произошла уже с четырьмя людьми в кабине лифта, для которых инцидент стал полной неожиданностью.

За обслуживание лифтов в новостройке на улице Лермонтова отвечает ООО «Центральная лифтовая компания», входящая в группу строительной компании «Нова». Как пояснил петрозаводский застройщик, ЧП случилось из-за дверного механизма лифтовой кабины. Он задел ролик дверей шахты, и лифт экстренно затормозил.

Инциденты с лифтами в последнее время случаются в разных городах страны. В сентябре прошлого года в петербургском торговом центре «Тари-Бари» без вентиляции в лифте остались 13 человек, а в октябре произошло уже падение лифта в Самаре. В том и другом случае пассажиры отделались легким испугом, но недавнее падение лифта на Новгородском проспекте в Петербурге не обошлось без более серьёзных последствий. Один мужчина получил закрытую черепно-мозговую травму, другой – кататравму и перелом ноги. Ещё один пострадавший – восьмилетний мальчик, госпитализированный с подозрением на перелом лодыжки.

Причины произошедшего

По инциденту с лифтом в Петрозаводске прокуратура и следственный комитет организовали проверку. Разобраться в случившемся правоохранительные органы планируют на месте в ближайшее время, но результаты ещё неизвестны. Поэтому «Столица на Онего» обратилась за разъяснениями в специализированную организацию, на эксплуатации и техническом обслуживании которой находятся более 1600 лифтов в Петрозаводске и районах Карелии.

— Произошедшая ситуация не единичная и не случайная, а поэтому повториться она вполне может, – отмечает директор компании «Лифтсервис» Дмитрий Новожилов. – При заключении договора на обслуживание лифтов некоторые управляющие компании желают сэкономить и для выполнения работ привлекают неспециализированные организации. Расценки на обслуживание у тех ниже, но ведётся оно зачастую неквалифицированными сотрудниками, а в ряде случаев и вообще не производится. Поэтому причин случившегося несколько. Во-первых, экономия, во-вторых, нехватка квалификации персонала, и в-третьих, отсутствие специализации у обслуживающей компании.

Отсутствие специализации в отдельную категорию специалист выделяет не случайно. Лифт – объект повышенной опасности, и специализация обслуживающей компании предполагает наличие жесткой структуры и строгих регламентов. Первый уровень в иерархии – линейные механики.

— В среднем один механик в нашей компании обслуживает около 50 лифтов, – рассказывает руководитель. – Работают линейные механики пять дней в неделю стандартный рабочий день, и по нормо-часам мы прекрасно понимаем, что такое количество лифтов они обслужить могут. Все они аттестованы. Каждый – ответственное лицо и закреплен за конкретным лифтовым оборудованием. В нерабочее время – с 17 часов до 8 утра – работают бригады аварийной службы, а в выходные и праздничные дни – группа аварийно-технического обслуживания. Линейные механики и специалисты аварийной службы – разные специалисты, не одни и те же люди. Контролируют качество работы – прорабы. Отдельное звено – служба качества, которая занимается проверкой выполнения регламентных работ. И наконец, ежегодно проводится техосвидетельствование независимым инженерным центром.

Профилактика vs аврал

Неспециализированные компании поставить работу подобным образом не могут. Если на одного механика приходится сто или двести лифтов, то речи о регламентных работах попросту не идет. Рассчитывать при такой нагрузке можно только на аварийно-техническое обслуживание. В результате ресурс лифтов вырабатывается быстрее и возникают аварийные ситуации. При выполнении же планового обслуживания лифтов ЧП маловероятно. Профилактика, как известно, всегда лучше.

— То же самое касается и аварийной службы – не должен один механик отвечать и за обслуживание, и работать по аварийным вызовам, – говорит Дмитрий Новожилов. – По нормативу вызволить застрявшего в лифте должны в течение 30 минут, и обеспечить соблюдение норматива может опять-таки только специализированная организация. Здесь нужна слаженная и оперативная работа диспетчерской службы и аварийной бригады, которая всегда должна быть наготове. Таким образом, Управляющие компании, заключающие договоры с неспециализированными организациями на обслуживание лифтов не обеспечивают должный уровень надежности и безопасности.

Отдельный вопрос – районы Республики. Если в Петрозаводске больше 1300 лифтов, то например в Костомукше – всего лишь 60. При таких объёмах никакая специализированная организация браться за обслуживание не станет. Поэтому и работают в таких случаях неспециализированные организации. В городах Карелии к такому пониманию пришли уже несколько лет назад и работают исключительно со специализированными организациями. В Костомукше проблему тоже осознают. Одна управляющая компания уже готова заключить договор именно со специализированной организацией. На очереди – решение городской администрации, в ведомстве которой находится муниципальная управляющая компания.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego
Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.