Чтиво. Личное мнение
10:47, 25 Мая 2009
4
1
2

«Бремя собирать камни»

Григорий Салтуп, писатель, искусствовед:


Я специально изменил букву в цитате из книги Экклезиаста: «Есть время разбрасывать камни и время собирать камни». Последние девяносто лет в истории нашего Отечества оказались деструктивными, разрушительными… Много говорено об этом, нет смысла повторяться, но для меня – искусствоведа и прозаика из российской провинции, прожившего большую часть жизни при «советской власти» – особенно горько сейчас видеть разрушения «единого культурного пространства» России.

Инерция разрушительных сил действует активно, и потому только в тяжком труде, «в поте лица своего» можно сохранить и передать нашим потомкам нравственные и духовные ценности, созданные русским народом за тысячелетнюю историю. Всероссийский конкурс среди региональных журналистов "Я люблю Россию», который проводит «Центр Национальной Славы России» стал одним из таких духовных стержней, флагштоком в море безудержной суеты, наживы и мелкого тщеславия.

Мне повезло: я случайно (из интернета, а не по «новостям» всероссийского телевидения!) узнал об этом конкурсе, послал в Москву своё эссе «Конфеты от Барклая», и был приглашен в столицу на семинар. Сотрудниками «Центра» была проведена колоссальная собирательская работа: из полутора тысяч журналистских работ, присланных из 50 городов России, надо было выбрать самые достойные. Вот оно «Бремя собирания». Я сам был членом нескольких литературных жюри и знаю, какая нравственная тяжесть ложится на человека, когда он становится судьей чужого текста. Чашечки весов колеблются: а за строками репортажей и кадрами телепередач живые люди, авторы и персонажи, реальные герои и невольные статисты. Два дня в Москве промелькнули и остались в памяти. Все мероприятия были организованы на высоком профессиональном уровне, но особенно меня поразило посещение «Марфо-Мариинской Обители Милосердия». Возможно потому, что с этим, ныне восстановленным православным культурным комплексом, я был невольно связан с юности, почти с детства…

Марфо-Мариинская Обитель Милосердия
Марфо-Мариинская Обитель Милосердия
Странно, Вам покажется? Обычный пионер безбожных шестидесятых годов, атеист по разнарядке, а не по семейной традиции или личному выбору, я увлекся рисованием и историей искусства, ходил в «кружок ИЗО» при «Дворце пионеров» и в «Клуб любителей искусства» при «Карельском музее ИЗО». Нам показывали картинки из художественных альбомов и слайды. Сюжеты картин 18-19 веков были в основном на темы античной, библейской и евангельских историй. «Отречение Петра», «Вирсавия», «Избиение младенцев», «Подвиг Геракла», «Обращение Савла», «Рождение Венеры», «Христос в пустыне», «Клятва Горациев», «Подвиг Яна Усмаря» и «Тайная вечеря» – поток новой информации толпился в голове подростка, толкаясь локтями, как в автобусной неразберихе!

Сунулся я в школьную библиотеку: о греческой и римской мифологии книжки есть, а о Библии только ругательные брошюры. Случайно прочитал замечательную книгу Киры Корнилович «Окно в минувшее» о древнерусской иконописи. (Кстати, хорошо бы сотрудникам «Центра Национальной Славы России» взять эту книгу на заметку и, возможно, переиздать). Древнерусская живопись только-только становилась доступна для советских граждан. Духовная сила и красота русских икон меня завораживала, но от незнания евангельских и библейских персонажей и сюжетов мешанина в голове была страшная!

Это сейчас, Слава Богу! – зашел в любую церковь и купил Библию! А сорок лет назад? Дома Библии не было: отец, коммунист с 1942 года, и мама, тайком крестящаяся на пустой «красный угол». В школе настырная антирелигиозная пропаганда и кинофильм «Чудотворная» (может, кто вспомнит агитку хрущевских времен?) Как разобраться? Пошел я «Публичную библиотеку КАССР», а мне говорят:

– «Библию можно взять только в научном зале, для читателей с дипломом о высшем образовании. А ты, мальчик, в каком классе учишься?»

– «В пятом!» 

– «Ну вот, подрасти, окончи ВУЗ, получи диплом, потом читай свою Библию, сколько хочешь!»

Облом по всем статьям! Библия под запретом!

Но я нашел выход: взял книжки польского атеиста-пропагандиста Зенона Косидовского «Библейские предания» и «Сказание евангелистов», «Иудейский древности» Иосифа Флавия» и конспектировал их в публичке (домой, на вынос не давали!), отбрасывая куски с пропагандой. По существу, восстанавливал для себя тексты Священного писания, продирался к истине сквозь суету коммунистической и антихристианской идеологии.

Целый год я ходил в публичку по воскресениям и сидел, и записывал евангельские и библейские тексты в тетрадку в клеточку…

Потом нас, группу петрозаводских школьников, кто посещал занятия в «Музее ИЗО», привезли на пять дней в Москву: «Третьяковская галерея», «Румянцевский музей», Кремль, моно-могильник на Красной площади и напоследок привели в «Центр древнерусского искусства им. Академика Грабаря», который тогда располагался в нынешней «Марфо-Мариинской Обители Милосердия».

Сорок три года назад я, подросток, стоял в этих стенах, задрав голову смотрел на фрески Нестерова… В кафоликоне пространство было разгорожено перегородками: на огромных столах лежали большущие иконы в заклейках из папиросной бумаги, художники в белых медицинских халатах свершали таинства над темными ликами, вызволяя из-под копоти и записей лики святых, исполненные духовной силой!

Воистину: неисповедимы пути твои, Господи…

Потом я учился на реставратора «темперной живописи» в «Русском музее» в Ленинграде, и перед службой в армии целый год «лечил» иконы в подвале на Круглой площади в Петрозаводске. В конце шестидесятых и в семидесятые годы Карелию захлестнула толпа «диких» туристов из Москвы и Питера, они пели песни Визбора и, походя, грабили беззащитные часовенки в опустевших деревнях, считали себя романтиками и сожгли вершину русского многоглавого деревянного зодчества – двадцатипятиглаый собор Покрова на Вытегре...

Чтоб хоть что-то спасти от столичных «ценителей», иконы из пустых карельских деревушек стали свозить в хранилища грузовиками. На «закрепление» красочного слоя одной иконы уходило полтора-два месяца, а за это время на полках осыпались краски на десятках икон. Я предложил начальству другой, более оперативный метод: профилактические заклейки. Писал паспорт на каждый памятник, благо, что с именами святых, апостолов, пророков и праотцев, с сюжетами Евангелия и Библии был знаком. В день обрабатывал по две-три иконы: протирал «красочный слой» от грибкового поражения медицинским спиртом и наклеивал папиросную бумагу. Знаю, что потом, через десятки лет, «мои» иконы попали в руки отличных профессионалов-реставраторов, и они подтвердили правомочность моей методики…

Да что я о себе…

Вот, наконец восстановлена «Марфо-Мариинская обитель», все камни собраны… Собраны?

Но.

К сожалению, в брошюрах о возрождении обители ни слова не сказано о семи десятках лет безбожия и тихого подвига. Не все россияне были атеистами, богоборцами и разрушителями. Были среди нашего народа и честные люди, взявшие на себя «Бремя» собирания и сохранения «камней».

Поездка в Москву оказалась для меня заодно и поездкой в моё детство. Сотрудники «Центра Национальной Славы России» своим ежедневным, кропотливым и честным трудом помогают всем россиянам осознать, что с нами случилось, куда мы идем и как нам жить дальше…

Спасибо им.

Комментарии

ДМ
2009-05-28 01:01:30
Так измени себя, за чем же дело стало?
ДМ
2009-05-28 00:56:17
Однако, заметьте, КПСС это без помощи попов преодолела!
Политический обоРЗеватель
2009-05-27 21:02:45
Разговор как раз про ЭТО САМОЕ. Полная дезорганизованность, бескультурье, незнание истории, лабораторное образование, пиво из ушей, ненависть к ближним, любовь только к деньгам... Как на этом фоне говорить о материях, при обсуждении которых любой из вышеперечисленных факторов определяет ход мыслей. Хоть немного изменить себя и вокруг начнет меняться всё естественным образом. Тогда можно и предпосылки обсуждать и вопросы нравственности. Сколько можно себя гнобить?
ДМ
2009-05-27 20:49:38
ПО, я с этим и не спорю, только разговор был про другое.
Политический обоРЗеватель
2009-05-27 20:33:34
ДМ Для начала, пусть Россия "со стакана" слезет, а молодежь с пивного пойла, тогда и тему развернем, и про организованность поговорим... А то у нас в России какое то особое понятие свободы, путаемое со вседозволенностью...
ДМ
2009-05-27 20:28:47
ПО, повторюсь, ни к каким писаниям претензий нет. Есть претензии к пропаганде. Не надо так быстро сворачивать тему, если крыть нечем. Или у тебя есть сильные аргументы? Насчёт евреев. Я правильно понял, что ты хочешь подслушивать чужие разговоры? Это же некрасиво! А вдруг в глаз дадут? Вдвойне некрасиво будет.
Политический обоРЗеватель
2009-05-27 20:14:21
ДМ Давай закроем эту тему. Твои наезды на Православие имеют корни в претензиях к Священным писаниям (напомню, что мне там не встречались ни Ивановы, ни Петровы, ни Сидоровы в пророках. Те, что были в русских сказаниях до 988 года дошли лишь в единичных экземплярах и в сказках), ты то ли этого не знаешь, то ли почему то умалчиваешь. Будь последователен, либо вовсе не говори... Ты говоришь об альтернативе... Нет альтернативы Православию и уже не будет. Зачем изобретать новое, когда старое уже трансформируется до нельзя и скоро примет нормальные формы, приемлемые для всех (для особо гениальных индивидуумов, типа анонима, сообщаю, что и тремя перстами не так давно начали креститься, к примеру) О евреях скажу так: Они в большинстве своем имеют высочайшую организованность. Еще раз повторю, что не имею к ним претензий, есть лишь вопросы, и то по делам давно минувших дней, а ответить на них 99,99% из них не смогут - не знают просто. У меня достаточно друзей евреев и мне неловко, что они говорят и на своем родном языке и совершенно спокойно на русском, а я стою как баран и не всегда понимаю о чем они говорят между собой, оттого и восполняю этот пробел изучением. Они идентифицированы абсолютно, как не пытаются нам доказать об их рассеянности по свету, а мы - нет... Вообще, если составить некоторую сравнительную таблицу "русский-еврей" по очевидным жизненным параметрам, то можно будет ужаснуться. Раздолбаи мы по большей части, и от этого грустно...
ДМ
2009-05-27 19:51:50
ПО, про евреев ты как-то зря. Их культура не так уж и плоха. Во всяком случае, не такая фанатичная, IMHO. И зачем ты, кстати, алфавит учишь?
ДМ
2009-05-27 19:49:09
ПО, ты как-то упускаешь существенные факты. Христианские ценности в период 1917 - 1985 в России были отодвинуты на задний план. РПЦ не имела никакой власти, влачила жалкое существование. С этим трудно спорить. Но сект не было вовсе! Граждане были свободны от религиозного дурмана. А это значит, что возможен другой путь - без религий, сект и т.д. И незачем сравнивать с иудаизмом и католичеством, альтернатива гораздо более широка.
Политический обоРЗеватель
2009-05-27 19:37:24
До свидания, anonim.
Гость
Выбор читателей

Аналитика

20.01.2017 13:50
Обществоведение
Как живут люди в самом дальнем микрорайоне Петрозаводска.
19.01.2017 12:20

Чтиво

19.01.2017 16:05
Личное мнение
Карельский журналист и блогер Николай Габалов о том, что общего у "Шерлока" со "Смертельным оружием". 

Опрос

Как вы поведете себя, если введут налог на сбор ягод и грибов?