День бутафорской республики

Чтиво. Личное мнение
13:02, 08 Июня 2009
Загрузка...

Валерий Поташов, журналист


    Kotimaamme Karjala!
    Ikivanha kaunis maa.
    Veljeskansat yhteen saa
    Karjala!...

Так начинался гимн нашей республики, написанный на финском языке поэтом Армасом Мишиным, утвержденный Верховным Советом Карелии в апреле 1993 года и упраздненный Палатой Республики Законодательного собрания Карелии в 2001 году. Формальным поводом для отмены финского текста гимна послужило то обстоятельство, что единственным официальным языком республики в начале нового десятилетия ее существования был русский, однако, на мой взгляд, в этом шаге карельских законодателей таился более глубокий смысл. С приходом к власти в стране Владимира Путина от прежних принципов федерализма в ее государственном устройстве осталось разве что название и территориальное деление, но начавшееся объединение регионов рано или поздно затронет все нынешние субъекты федерации. В свете такой политики финский текст гимна мог быть расценен Москвой как некий намек одного из национальных образований на былую автономию, и республиканское руководство с легкостью простилось с опасным символом карельской государственности, с которой финский язык был связан исторически. Теперь в Законодательном собрании Карелии не услышишь даже русский текст гимна, а его музыкальная фонограмма, звучащая перед каждой сессией республиканского парламента, обрывается чуть ли не с первых аккордов.

Я вспомнил о карельском гимне, разумеется, не потому что являюсь большим почитателем творчества Армаса Мишина или композитора Александра Белобородова, а потому что 8 июня у нас официально отмечается День Республики, и в очередном поздравлении населению края глава региона Сергей Катанандов не преминул подчеркнуть, что за 89 лет государственности Карелия "сохранила свою самобытность". То, что произошло с гимном Республики Карелия, как мне кажется, весьма наглядно демонстрирует судьбу самой карельской "государственности" и "самобытности" республики, о которых говорит губернатор. Ведь самобытность – это не только выступление фольклорных ансамблей, национальные рестораны для туристов и заезжих чиновников или вывешенные по случаю праздника красно-сине-зеленые флаги, а прежде всего – "самостоятельность в своем развитии". По крайней мере, такое определение дает самобытности толковый словарь. Но о какой самостоятельности в развитии Карелии можно говорить, если почти каждый свой шаг республиканские власти сверяют с указующим перстом Кремля, а практически всеми богатствами карельской земли – и даже рыбой в карельских озерах и реках! – распоряжаются федеральные ведомства, зачастую игнорируя мнение местных жителей? Много ли карелов, проживанием которых на территории Карелии, как утверждает карельская Конституция, "определяются исторические и национальные особенности республики", участвуют в управлении этой республикой?

Не хотелось бы повторять излюбленный тезис политических заявлений лидера "Карельского конгресса" Анатолия Григорьева, но он совершенно прав – в республике, которая своим появлением на карте России обязана карельскому народу, сами карелы имеют минимальное представительство в высших эшелонах власти. В частности, министерский портфель в Карелии до сих пор имели всего два карела - председатель Госкомитета по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Владимир Степанов и начальник управления по обеспечению деятельности мировых судей Александр Шмыков, и лишь недавно должность министра сельского, рыбного хозяйства и экологии получил Григорий Мануйлов, при этом ни один из высших руководителей Карелии просто не в состоянии объясниться с представителями титульного народа региона на их родном языке. Что мешало Сергею Катанандову за более чем десятилетний период пребывания высшим должностным лицом Карелии выучить карельский язык хотя бы на разговорном уровне, чтобы личным примером доказать заинтересованность республиканской власти в сохранении национального своеобразия края, о котором губернатор опять-таки вспоминает в праздничном обращении к населению?

Наконец, в Карелии не осталось главного, что придавало ей республиканский статус – выборности ее руководителя. После отмены в России прямых выборов глав регионов и введения процедуры назначения губернаторов, которую, кстати сказать, одним из первых поддержал Сергей Катанандов, от республиканской формы правления в Карелии осталась одна декорация в виде Законодательного собрания, которое имеет право лишь на утверждение предложенной президентом страны кандидатуры высшего должностного лица. Так что лично я не понимаю, день какой республики отмечает 8 июня Карелия и с чем поздравляет нас ее глава. И на юбилей чего будут выделены 3,5 миллиарда рублей федеральных средств в следующем году?

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:37
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карельским предпринимателям, готовым предложить свою продукцию на экспорт, есть куда обратиться за безвозмездной помощью — это региональный Центр поддержки экспорта.