Жители Валаама: "Монастырю надо смириться"

Чтиво. Личное мнение
11:46, 23 Июня 2009
Загрузка...

Валаамский мужской монастырь готовится к первому визиту на остров нового патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который, ожидается 11 июля в День памяти основателей обители преподобных Сергия и Германа Валаамских. Приезда патриарха ждут не только представители Церкви, но и жители острова, которые ведут многолетнюю борьбу за свои права. Они собираются передать предстоятелю РПЦ обращение, в котором детально описаны претензии населения острова к администрации монастыря и содержится просьба если не защитить местное население, то хотя бы обратить внимание на его жалобы. Публикуем текст этого письма с незначительными сокращениями.


Уважаемый Святейший Патриарх Кирилл!

Накануне Вашего визита на Валаам мы считаем необходимым поделиться с Вами актуальными социальными проблемами нашей жизни.

В конце 1980-х годов мы, жители поселка Валаам, обратились в Совет Министров с просьбой оказать содействие в восстановлении Спасо-Преображенского Валаамского монастыря с уверенностью в том, что его возрождение принесет пользу делу сохранения памятников, развитию уникальной территории, но при этом не разрушит социальные основы жизни нашего поселка. Местное население, проживающее с послевоенных времен на острове, покинутом монашеской общиной в 1939 году, искренне радовалось, когда зимой 1989 года на Валаамскую землю ступили первые монахи и 50-летний разрыв в истории Валаамских монастырей был преодолен. Тогда жители и местная власть приняли первых монахов хлебом-солью, обогрели и приютили.

За прошедшие двадцать лет монастырь успел много сделать. О восстановлении скитов, реставрации памятников, строительной деятельности на островах, о славе Валаама как крупного туристического и паломнического центра всем известно. Не сомневаемся, что и Вы знакомы с этими результатами.

В те же самые годы в  устах монашеской верхушки местные жители уже стали «захватчиками» и «оккупантами», «растаскивающими святую землю», по другой версии, в антисоциальный и чуждый элемент, занимающий «незаконно» (по выражению помощника наместника) монастырскую собственность.

Понятно, как появились эти ярлыки, имущественный «фундаментализм» требовал красочного оправдательного мифа, чтобы понудить государство к передаче монастырю всей поселковой инфраструктуры и недвижимости на острове, ликвидации государственного музея, изъятию в собственность монастыря всего муниципального имущества поселка, включая квартиры местного населения с проживающими в них людьми. Социальные последствия сомнительных управленческих решений, реализуемых в кавалерийском темпе, никем не просчитывались. Но постыднее всего то, что монастырь сам добивался этого «подарка» и принял его, как в допетровской Руси, на правах «коллективного феодала».

Наконец выселение коренных жителей с острова стало главной «миссионерской сверхзадачей» религиозной организации. По лекалам банального передела собственности создаются условия, «благоприятные» для отъезда жителей с Валаама. Но многие не желают уезжать и не уедут с острова, так как считают Валаам своим родным домом. Ликвидаторская политика в отношении поселка стала навязчивой идеей епископа Панкратия: «Сохранение поселка на Валааме не имеет практического смысла…», «Мы заинтересованы в переселении людей на материк».

Руководство монастыря как будто забыло учение церкви о важности фундаментальных основ общества, о сохраняемых церковью традиционных ценностях: семье, домашнем очаге, преемственности поколений, любви и бережном отношении к «малой Родине», к своей земле. В отношении светского населения выбрана обычная прагматичная экономическая концепция – установление монополии на территорию, собственность, бизнес и депортация – то ли «оккупантов», то ли «конкурентов». А ведь никто не чувствует уникальность этого места так, как коренные жители, знатоки острова и его работники. Между тем епископ Панкратий публично признается, что монахи в монастыре не задерживаются и «община каждые три года почти полностью обновляется».

Изобретенный епископом и широко обнародованный вахтовый метод организации жизни на острове превратил монастырь и его скиты в «потемкинские деревни»: реставрировано и вновь построено всего 16 церквей, а в «вахтовой» общине – лишь дюжина монахов-священнослужителей, в основном занятых на службе в соборе. Церкви стоят впусте, но деньги на их строительство освоены!

Печально, но «христианской глубины» и просто мудрости мы в современной политике монастырского руководства не видим. Мы не настолько наивны и самонадеянны, чтобы просить Вас стать защитником светского поселка и прав человека на Валааме, понимая, что во взаимоотношениях светского населения и монастыря возможен объективный конфликт интересов. Но жители просят Вас, чтобы монастырь под знаменем «возрождения Северного Афона» все же следовал собственному Уставу и «Основам социальной концепции Русской православной церкви», 2000 г.

За основу своей деятельности монастырь, на наш взгляд, принял не распространение православной веры и духовно-нравственное совершенствование, а бизнес. Руководство монастыря фактически ликвидировало социально ответственное местное предпринимательство путем изъятия у предпринимателей помещений, арендуемых ими под продовольственные магазины. Теперь на Валааме работает только один продовольственный магазин, монастырский. Создав монополию на реализацию продовольственных товаров первой необходимости, монастырь установил баснословно высокие цены. Монополия распространяется и на продажу алкогольной продукции, которой монастырь стал бойко торговать в прошлом году, как раз с началом экономического кризиса, в бывшей иконной лавке, у главного входа в монастырь, у Святых врат. А ведь многие годы епископ Панкратий публично, в прессе, обличал нас в употреблении алкоголя, требовал для острова «сухого закона». Отметим, что основанием для прекращения аренды этого магазина валаамским предпринимателем в 2003 году стало письмо настоятеля к местной власти о недопустимости продажи алкогольной продукции в непосредственной близости от храма.

В монашеском магазине преимущественно продаются водка, вино, сигареты и пиво. Мы считаем, что монастырь, в условиях монополии, прежде всего должен был обеспечить магазин не спиртными напитками, а товарами первой необходимости, а они отсутствуют в продаже неделями. При всей экономической выгоде продаж спиртного и сигарет, странно обнаруживать эти товары в монастырском магазине в то самое время, когда вопрос о преодолении алкогольной зависимости нашего народа как опасности вырождения нации остро поставлен Русской Православной Церковью.

Все те же пиво и сигареты, да еще копченая форель из монастырского рыборазводного хозяйства продаются монастырем по высоким ценам в летних трапезных, в исторических садах. И как-то забылось, что рыборазводное промысловое хозяйство было создано на острове на средства государства, в том числе и с целью обеспечения местных жителей свежей рыбой. Понятно, что монастырю выгоднее продавать копченую рыбу туристам, чем островному населению. Но тогда непонятно, почему в вину местным рыбакам ставится их традиционное занятие на Валааме.

То, что бюджетные организации платят высокую арендную плату монастырю за пользование помещениями в административных зданиях, отремонтированных за счет государства, возможно, является частной проблемой местных муниципальных властей. Но когда ликвидируется поселковая библиотека, и одновременно монастырь приобретает очередную дорогую иномарку с тонированными стеклами, возникает ясное понимание того, что на Валааме «духовность», «нравственность» и «аскетизм» отступают перед гордыней, стяжательством и комфортом.

Упоминая о монополизме монастыря вообще, важно отметить, что в части туристско-экскурсионных услуг монастырская монополия разрушает сам этот рынок и негативно сказывается на состоянии уникальной территории и памятников, вплоть до разрушения отдельных групп объектов культурного наследия народов РФ.

Ставропигиальный статус монастыря и красота острова привлекают в качестве гостей представителей элиты, включая первых лиц государства, кто-то из них становится для монастыря «ктитором». Однако первоначальный тактичный и скромный проект Свято-Владимирского скита превратился в неадекватный роскошный комплекс на заповедной территории. Архитектурная имитация под старину обернулась преображением скита в «сказочный замок» в новом для РПЦ стиле – «православного фэнтези». Подлинный Валаам теряет свой традиционный облик, разрушается мир культурных ценностей острова.

Не иначе как авантюрой можно назвать последнюю инициативу епископа, переименование острова Скитского в остров Патриарха Алексия. Ведь остров непосредственно хранит память о жизнедеятельности прп. Александра Свирского и других канонизированных святых РПЦ – там они жили! При всем уважении к Патриарху Алексию, считаем, что предпочтения епископа Панкратия выглядят сомнительной конъюнктурой, недостойной вековых традиций церкви.

Печально известна судебная активность Валаамского монастыря в отношении жителей острова.

Нелюбовь к образованности и просвещению особенно ярко проявилась в известных судебных тяжбах монастыря с бывшими сотрудниками государственного музея-заповедника, ликвидированного в 1992 году в угоду монастырю. Гонения на них сопровождаются угрозами со стороны помощника епископа. Главенство монастыря устроило настоящую травлю семьи бывшего заведующего отделом природы – шесть лет таскали по судам и наконец, в разгар экономического кризиса, превратили в бомжей, выселив из законно полученной квартиры, перешедшей в собственность монастыря. Другого сотрудника, известного исследователя истории Валаама, кандидата исторических наук, монастырь под надуманным предлогом тоже таскал по судам, якобы защищая свою «деловую репутацию», причем безуспешно – ничего, кроме общественного порицания в свой адрес, монастырь не добился.

Уже третий год продолжается травля епископом Панкратием и его помощниками женщины – научного сотрудника, специалистa экскурсионного дела и авторa книг по истории Старого Валаама. Ей запретили водить по острову экскурсии, являющиеся для нее основным источником к существованию, а теперь созданы преграды для распространения ее новой книги, справочника-путеводителя по Валааму, что уже вызывает возмущение карельских ученых, принимавших в нем участие. В свою очередь, епископ Панкратий, лично не обладающий требуемыми знаниями о Валааме, выпускает книжки, полные исторических фальсификаций, искажающих память о преподобных Сергии и Германе Валаамских, других замечательных деятелях валаамских монастырей. Игумен затеял конфликт с наукой: всячески преследуется распространение научных знаний, которые на самом деле ничуть не умаляют славу и слово Валаама и его монастырей, а, напротив, популяризируют культурно-религиозный феномен острова.

Жители Валаама с пониманием относятся к стремлению монахов и властей «создать условия для ведения монашеского образа жизни», однако считают, что такие условия уже давно созданы. Исторически сложилось так, что Валаам не стал местом уединенного – «пещерного» – проживания монахов-отшельников, а превратился в мультикультурный центр, где трудятся и обретают свой дом в стенах монастыря представители разных национальностей, народов и даже иностранные граждане. И если Валааму суждено быть все же открытым и доступным, как того требуют Конституция России и Закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», то монастырю, наверное, стоит «смириться» с наличием местного населения и обнаружить в нем если не символ «мира», «преображения», которого чает церковь, то перестать видеть в жителях захватчиков монастырской собственности и досадную помеху в монастырском хозяйстве.

А пока игумен Панкратий, действующий по принципу «разделяй и властвуй», позволяет себе и своим помощникам публично судить о том, кто из людей острова является православным, а кто нет, то есть кто «чистый», а кто «нечистый». Не случайно незадолго до кончины патриарх Алексий письменно давал епископу братский совет: «Нам всегда следует помнить о том, что о христианстве люди судят, прежде всего, по образу жизни членов Церкви. Вокруг нас немало тех, кто, быть может, уже давно принял Христа и Церковь, если бы на своем жизненном пути не повстречал человека, который, называя себя христианином, не был недостоин этого высокого звания, и вместо того, чтобы излучать свет, добро и любовь, сеял зло и вражду».

Жители острова Валаам (18 подписей)

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.