Православные идут к вам

Аналитика. Обществоведение
11:03, 24 Октября 2007

Православная церковь недовольна, что ей не разрешают преподавать «Основы православной культуры» в школах. Однако в Карелии представители церкви уже научились находить обходные пути к душам не только школьников, но и их родителей. И почему-то никому не приходит в голову, что обязательное изучение «Основ» может нанести православным детям больше вреда, чем пользы.

«Вы все еще интересуетесь богословием? Тогда мы идем к вам!» — этот полушутливый слоган, прозвучавший из уст православных священников на встрече с вице-премьером правительства России Дмитрием Медведевым облетел все центральные телеканалы, как доказательство умения служителей церкви использовать современные пиар-технологии в своих целях. В Петрозаводске эти технологии, похоже, освоили не только представители церкви, но и сочувствующие им школьные учителя. Они идут даже к тем, кто не интересуется богословием, и вообще считают себя атеистами или, скажем, мусульманами. Участники прошедшей в Петрозаводске научно-практической конференции «Православие в Карелии» говорили об этом, в основном, с одобрением. Редкие голоса протеста вызывали возмущенные окрики православного большинства.

Телевизор можно сжечь, а школу — нельзя

Проблемы преподавания курса православной культуры в школах обсуждались на заседаниях специальной секции, работавшей в рамках конференции. Возглавлял работу секции не представитель системы образования, а священник, что уже само по себе задавало тон дискуссии. Впрочем, никакой дискуссии не было. Среди участников работы секции не нашлось ни одного, кто засомневался не то, что в необходимости вмешательства церкви в светское образование, а хотя бы в формах этого вмешательства.

 Школа дает только знания, а должна служить просвещению душ, воспитанию духовно-нравственных ценностей, — поставил задачу отец Геннадий Кузькин. — Современная школа ориентирует ребенка на достижение успеха, а не на духовное развитие. Это не правильно. Телевизор можно выключить, газеты сжечь, а в школу родители отдают ребенка, и он остается без контроля.

 Школа сняла с себя ответственность за формирование у детей иерархии ценностей, — поддержала его заместитель директора школы № 4 Валентина Калачева. — Детям дают знания, но не говорят, зачем они нужны, говорят, что они нужны для карьеры. Светское образование не дает ответа на вопрос, что такое добро и зло.

Петрозаводская школа № 4, где уже давно идет эксперимент по внедрению курса православной культуры — пример для подражания. По словам заместителя директора, этот предмет изучает около 40 процентов учащихся школы. Остальные тоже не остаются в стороне. Их вовлекают с помощью внеклассных мероприятий, паломнических поездок и экскурсий. Есть еще кружки старославянского языка, духовной музыки и живописи. Общераспространенные школьные конкурсы и викторины преподаватели наполняют религиозным содержанием. Даже преподавание информатики, оказывается, можно рассматривать в духе православного мировоззрения. В результате, по словам отца Геннадия, в той или иной форме, православную культуру уже изучают в большинстве школ Карелии.

 Есть даже дети из других конфессий, — радуется успеху заместитель директора школы. — Единичны случаи, когда родители высказались против по религиозным соображениям.

Лучшим показателем такой работы Валентина Калачева считает то, что дети, изучающие православную культуру в школе, вовлекают в это и своих неверующих родителей.

 Есть случаи, когда дети заставили родителей пересмотреть свои взгляды на жизнь, научили их, как вести себя в храме. Впрочем, не все так безоблачно. Родители молодые, у них другие ценности. Приходят в школу с голыми животами, с пирсингом. Приходится воспитывать и родителей.

Настоящие святые только у нас!

Кроме того, светское образование, по мнению церковных людей, не служит патриотическому воспитанию. Если мы говорим «русский», то подразумеваем — «православный», если говорим «православный», то обязательно — «русский». Таков был лейтмотив почти всех выступлений участников встречи.

 Глобалистскому обществу не нужны думающие люди, — говорит Валентина Калачева. — А православие учит думать. Думать, что ты не член европейского дома, а ты — русский.

На вопрос, как же быть с воспитанием чувства патриотизма у приверженцев других религий, отец Геннадий ответил не задумываясь:

 Когда мы говорим о патриотизме, мы должны говорить о православии. А всякие муфтии и азербайджанцы сами научатся.

Кто-то из участников высказал крамольное предложение поучиться патриотизму у жителей Италии, где католические святые пользуются общенародной любовью и каждый школьник знает названия всех главных храмов страны.

 Будьте патриотичны! Наши тоже знают, — возмутился отец Геннадий. — А своих святых у католиков нет. Они почитают святых, которые были до того, как католики впали в ересь и отделились от христианской церкви. Это настоящие святые. А все католические святые, которые были признаны таковыми после отделения, не настоящие. Настоящие святые только у нас.

От государства отделены церковь и торговля

Единственный надежный проводник на пути к духовности и патриотизму — православная вера. Так говорит церковь. Единственное препятствие — руководители органов образования, которые упорно не желают впускать церковь в вузы и школы. Да еще недостаточная просвещенность самих учителей.

 Работа по духовному становлению учителей — самая трудная, — признал отец Геннадий.

Даже когда представители сферы образования, в целом, благожелательно относятся к идее внедрения в школах «Основ православной культуры», церковь считает, что этого недостаточно.

 Православие — это не «солнышко», «добро», «любовь», как тут говорили, — считает Калачева. — Это колоссальный опыт православной аскетики, и мы должны формировать правильное представление в обществе.

Формировать «правильное представление» церковь рассчитывает с помощью государства. Среди участников конференции, названной «научной», почти не нашлось людей, которые открыто с трибуны выступили против такого союза. Лишь пара ученых позволила себе мягко высказать сомнение.

 Церковь пытается прислониться к государственному плечу и это вызывает тревогу, — говорили представители науки. — Мы уже проходили, когда церковь была государственной, и мы помним, к чему это привело. Но почему мы совершенно не говорим об этом на таких конференциях? Говорим об истории, о православной архитектуре, живописи о чем угодно, но только не о том, что действительно волнует общество.

 Россия по Конституции — светское государство, — поддержал коллег главный научный сотрудник Института языка, литературы и истории КНЦ РАН Юрий Саватеев. — У нас четыре традиционных религии и нужно искать пути, как соблюсти интересы каждой из них. Но, к сожалению, диалог между церковью и обществом происходит крайне редко. Церковь может и должна участвовать в жизни общества, но она не должна вторгаться в сферы не религиозные. Об этом сказано и в известном письме российских академиков (открытом письме Президенту России В. В. Путину, подписанном в том числе Жоресом Алферовым, Виталием Гинзбургом и Михаилом Садовским, которые выступили против клерикализации общества — прим. ред.).

Впрочем, у представителей церкви и на это есть железный аргумент.

 Академики эти — известной национальности, — парировал отец Геннадий, намекая на то, что авторы письма — евреи, а значит, по определению, враги православной церкви.

 Да и что значит, что церковь отделена от государства? — подхватил тему другой батюшка. — У нас и торговля отделена от государства, но она выполняет свою функцию.

Один раз организаторам конференции со стороны правительства Карелии все же пришлось проявить твердость, когда представители церкви предложили им принять обращение к депутатам Государственной думы с просьбой отказаться от ратификации Европейской социальной хартии, согласно которой в школах планируется внедрение курса сексуального просвещения. Открыто не согласится с точкой зрения церкви представители власти, впрочем, не захотели. Сослались на то, что этот документ еще «надо изучить».

Резолюцию приняли ни к чему не обязывающую — в духе «добра и взаимопонимания».

Православие против «Основ православия»

Когда противники преподавания «Основ православной культуры» в школе пытаются доказать свою правоту, в их позиции всегда остается один существенный изъян. Они рассуждают как люди не верующие, которые не хотят, чтобы их детям навязывали религиозное мировоззрение. Однако на это служители церкви вполне резонно отвечают, что они не добиваются обращения детей в веру, а лишь хотят познакомить их с культурными традициями страны, где они живут. Насколько это утверждение соответствует истине, вопрос спорный. Но важнее другое. Аргументы против преподавания «Основ православной культуры» содержатся внутри самого православного мировоззрения. С точки зрения православного человека, который хочет передать свои жизненные ценности собственным детям, обязательное изучения это предмета в школе может принести больше вреда, чем пользы.

Обязательность того или иного школьного предмета предполагает, что ребенок не имеет права от него отказаться. Он обязан использовать учебные пособия, утвержденные министерством образования и ходить на уроки учителя, которому поручено преподавать этот предмет. От того, насколько качественно подготовлены эти учебные пособия и, главное, насколько высок уровень подготовки самого учителя, зависит и качество усвоения учебного материала. Если учебник оказался неудачным, а учитель плохо преподает, у школьника этот предмет вызывает скуку. Для православного человека, который верит, что религия — единственный путь к истине и спасению, не может быть ничего страшнее, чем скука в глазах его ребенка при слове «православие».

Но это еще не самое худшее. Страшнее незнания может быть только ложное знание, искаженное представление о вере, церкви и Боге. Если преподаватель «Основ православной культуры» окажется сам не очень сведущ в своем предмете, то последствия, с точки зрения православного человека, будут плачевными. Более плачевными, чем от незнания химии или английского языка. Откуда школы возьмут необходимое количество умных, просвещенных, с тонким пониманием вопросов веры, людей?

В этом смысле обязательное преподавание «Основ православной культуры» не менее вредно, чем пресловутое сексуальное просвещение, против которого так протестуют верующие. Секс — столь же интимная сфера, как и вера. Доверить обсуждение связанных с этим вопросов можно лишь тому, кто не просто обладает знаниями, но способен понять особенности личности каждого конкретного ребенка. А в случае с ОПК, еще и имеет глубокий опыт православной веры, основанной не на книжном, а на собственном внутреннем духовном знании. Возможно ли это рамках школьной программы? Какими качествами обязаны обладать проповедники православия и «сексуальные просветители»? Как уберечь детей от навязывания чужих, пусть и благородных, идей и сомнительных знаний? Подобные вопросы на таких конференциях даже не ставятся.

Алексей Укконе

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.