Халява в Интернете кончилась?

Аналитика. Тема недели
17:06, 23 Января 2008

Пользователи Рунета в панике: «С 1 января в России больше нельзя безнаказанно скачивать из Сети любую информацию, защищенную авторским правом, будь то музыкальные произведения, фильмы или другие виды продукции». Такими сообщениями переполнены форумы рядовых пользователей и серьезные аналитические сайты. Правоохранительные органы Карелии не могут однозначно поддержать или развеять эти страхи.


Сначала все это выглядело как курьез. Информационные ленты сообщили о том, что в Германии с начала года вступил в силу новый закон о копирайте, благодаря которому на скамье подсудимых может оказаться практически любой пользователь Интернета. Теперь в этой стране преступлением считается любое несанкционированное копирование материалов, защищенных авторским правом, включая скачивание фильмов, музыки или текстов из Интернета. А в США уже есть и первый судебный прецедент. Гражданка этой страны признана виновной в нарушении законов копирайта за скачивание из Интернета музыкальных композиций. Женщину приговорили к беспрецедентному штрафу – $222 тыс. В деле фигурируют 24 песни, за каждую из которых компании получат с меломанки по $9250. Адвокаты звукозаписывающих компаний утверждали в суде, что меломанка выкачала из сети в общей сложности 1702 композиции

Российское Интернет-сообщество поначалу разразилось ехидными комментариями на счет «зажравшихся буржуев», но потом кому-то, видимо, пришло в голову проверить, что об этой проблеме говорится в нашем, отечественном законодательстве. Результат оказался шокирующим. Выяснилось, что с 1 января 2008 года вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает ответственность физических лиц за несанкционированную загрузку информации из Сети. Скачивание файлов квалифицируется, как переуступка полученных прав третьим лицам и должно быть оговорено специально. На эту сферу распространяется статья 1270 Гражданского кодекса, согласно которой право использовать произведение принадлежит исключительно его автору. Что такое «использование» произведения, Гражданский кодекс говорит предельно ясно.

«Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается воспроизведение, в частности, изготовление одного или более экземпляров произведений. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в ЭВМ, так же читается воспроизведением», – говорится в документе. То есть, если вы скачали из Интернета чью-то песню без разрешения автора, то это уже считается незаконным «использованием».

Если учесть, что еще в прошлом году были внесены поправки к УК РФ, согласно которым нарушение авторских прав переведено в категорию тяжких преступлений, то можно предположить, что любой пользователь Сети, скачавший песню или фильм, становится уголовным преступником. А за нарушение авторских прав в УК предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на срок до шести лет!

Чем это грозит пользователям Рунета? Означает ли это, что вскоре миллионы российских граждан, пользующихся бесплатными ресурсами в Сети, стройными рядами отправятся за решетку? На последний вопрос представители правоохранительных органов Карелии уверенно отвечают: «Нет. До этого не дойдет». Но, говоря, в целом, какие последствия новый документ будет иметь для российского Интернет-сообщества, стражи порядка, не могут дать однозначного ответа.

– Во-первых, все то, о чем говорится в четвертой части Гражданского кодекса, было и раньше в российском законодательстве, – говорит следователь Следственного управления при МВД Карелии Игорь Успенский. – Гражданский кодекс лишь систематизировал разрозненные положения различных законов и более четко сформулировал некоторые определения. Например, что считать «использованием» произведения. Под незаконным использованием объектов авторского права понимается воспроизведение таких объектов, в частности, изготовление копий, в том числе копирование фильмов и музыки. Это относится и к загрузке этой информации в компьютер из Интернета. Во-вторых, если говорить об Уголовном кодексе, то для состава преступления необходимо, чтобы было заявление правообладателя, чьи права нарушены, чтобы ущерб, нанесенный правообладателю, составлял не менее 50 тысяч рублей, а в действиях человека, который совершил какие то действия, был умысел на их совершение.

Впрочем, даже среди сотрудников МВД существуют разночтения по поводу толкования законов, связанных с авторским правом.

– Что не запрещено, то разрешено, – считает старший следователь контрольно-методического отдела Следственного управления Елена Германова. –  Интернет доступен всем, и никакой закон не запрещает пользоваться всем имеющимися там ресурсами. Если вы просто пользуетесь ресурсами Интернета и не взламываете пароли и прочее, за собой это ничего не влечет. А вот если вы копируете для дальнейшей реализации – в прокат, в продажу и так далее, тогда это будет квалифицировано как уголовное преступление.

Может быть, за подобные нарушения будут наказывать административными штрафами, как в США? Здесь наличие умысла не имеет значения. Еще один вариант – рассмотрение гражданского иска по инициативе правообладателя. Он может обратиться в правоохранительные органы и в суд с заявлениями, что принадлежащее ему произведение было незаконно скопировано из Интернета. Милиция проведет проверку, например, учетных записей Интернет-провайдеров, а эти результаты истец потом сможет представить в суде в качестве доказательства.

Технические возможности, чтобы найти конкретного пользователя, загрузившего определенный файл из Интернета, у правоохранительных органов есть. МВД Карелии отработало эту методику при расследовании преступлений, связанных с распространением в Сети порнографии. По учетным записям провайдеров стражи порядка находили компьютеры, с которых загружались файлы, а потом в суде доказывали, что именно владельцы этих компьютеров в такой-то день и час собственноручно нажимали кнопки.

Но если все эти возможности и необходимые законы существовали задолго до принятия скандальной четвертой статьи Гражданского кодекса, то почему правоохранительные органы до сих пор не использовали их против пользователей Интернета, которые, как выясняется, на протяжении многих лет нарушали закон? Сотрудники правоохранительных органов признают, что одна из причин заключается в сложности сбора доказательств по таким правонарушениям. Вторая причина – отсутствие судебной практики.

– До сих пор нет правоприменительной практики ни в Карелии, ни в России, - отметила Елена Германова. – Нет постановления Пленума Верховного суда по применению этих норм. Появится у нас такое заявление, будем по нему работать. Появится прецедент, тогда уже сможем сказать: «Уважаемые граждане Карелии, этим заниматься нельзя». Чтобы народ не расхолаживался надо сказать, что задача такая перед правоохранительными органами стоит.

Первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев назвал вступление в силу четвертой части Гражданского кодекса событием, сопоставимым с принятием Конституции России. Заявление, можно сказать, политическое. Да еще сделанное человеком, которого прочат в президенты России. А политические заявления первого лица государства в нашей стране, расцениваются обычно как руководство к действию.

Алексее Укконе

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.