Патриотизма много не бывает?

Аналитика. Обществоведение
12:53, 28 Сентября 2009

Участники международного конгресса по проблемам "духовно-нравственного и патриотического воспитания", состоявшегося на прошлой неделе в Петрозаводске, предложили организовать пропаганду патриотизма среди школьников в рамках преподавания обычных учебных предметов, каждый из которых, должен включать "элементы патриотического воспитания". Впрочем, нашлись и те, кто считает опасным "перекармливать" школьников разговорами о патриотизме и духовности.


Международный научно-общественный конгресс "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в общем поликультурном информационном и кадровом пространстве" собрал более 100 педагогов, ученых, студентов и представителей органов власти из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России, а также Украины и Приднестровской Молдавской Республики. В течение двух дней на пленарных заседаниях и на тематических секциях участники пытались выполнить задачу, поставленную организаторами конгресса – найти "инновационные формы патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи". Переводя с канцелярского языка на медицинский, кто-то из участников предложил сформулировать эту задачу иначе: "как сделать инъекцию патриотизма" подрастающему поколению, чтобы сформировать у них "иммунитет против бездуховности". Поскольку конгресс был организован Карельской государственной педагогической академией (так теперь называется петрозаводский пединститут), а его участниками – в основном, педагоги, то "новые формы" искали в основном в работе школ и вузов.

Судя по выступлениям большинства участников, новым предлагается сделать хорошо забытое старое. Многие педагоги, особенно старшего поколения, видят спасение в том, чтобы превратить всю школьную программу в один большой урок патриотизма.

"Все учебные предметы надо анализировать с точки зрения патриотического воспитания. Если не вести эту работу систематически, то не помогут никакие поисковые отряды и краеведческие кружки", – сформулировал проблему заведующий кафедрой педагогики Карельской государственной педагогической академии Николай Конжиев.

По его словам, необходимо создать "патриотическое поле" в рамках учебного процесса, чтобы на каждом уроке школьники получали информацию, способную пробудить в них чувство патриотизма. В первую очередь, это относится к урокам истории. "Спрашиваю у студентов, что такое "Молодая гвардия", – сокрушался профессор. – Они отвечают, что это то ли какое-то современное молодежное общественное движение, то ли какой-то клуб. О подвиге краснодонцев они ничего не знают! Они не могут назвать героев Советского Союза, живших в Карелии! А без этих примеров героизма русского народа, патриотизм невозможен".

По словам Конжиева, даже среди педагогов ему нередко приходится сталкиваться с теми, кто считает, что имена советских героев и даже великих русских полководцев ничего не дают для воспитания патриотизма. "Если мы бездушно относимся к памяти наших воинов, то о патриотизме не может быть и речи", – считает завкафедрой педагогики.

По его мнению, "школьники должны получить возможность проявлять на практике зарождающееся в них патриотическое чувство". "В советские времена был накоплен богатый опыт такой работы – "красные следопыты", военизированные игры и так далее. Его надо использовать", – пояснил профессор.

Идею "патриотического поля" поддержали школьные педагоги, участвовавшие в конгрессе. По их словам, уже сейчас во время преподавания предметов учебной программы, некоторые учителя включают в них элементы патриотического и духовно-нравственного воспитания. Например, учитель петрозаводской школы № 42 Нина Ефимова поделилась своим опытом изучения на уроках английского языка текстов посланий апостолов из Библии. "Мы даем на уроках английского апостольские послания. Это образец наставничества, так необходимого молодежи", – отметила Ефимова.

Большинство участников форума согласились с тем, что изучение Библии можно организовать в рамках обычной учебной программы, в частности, на уроках литературы. Профессор Конжиев, как педагог старой закалки пытался возразить, что у нас вообще-то светское образование и родители могут быть против изучения Библии, особенно тех мест, где рассказы о чудесах преподносятся как реальные истории. Однако, более молодые педагоги хором возмутились "узостью кругозора" противников изучения Библии в школе.

Впрочем, среди педагогов нашлись и такие, кто высказал опасение, что чрезмерные усилия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию могут вызвать обратный эффект. "О духовности и патриотизме говорят везде и всюду, – заявил один из участников конференции петрозаводский педагог Андрей Сухоруков. – Каждый ТВ-канал имеет свою передачу про Кутузова или Суворова. Мы ставим школьника в позицию потребителя, которому предлагают готовый продукт. И он начинает сопротивляться. Человек должен самостоятельно выработать свою позицию, пройдя через собственные ошибки".

По мнению Сухорукова, проблема "непатриотичности" современной молодежи является надуманной. "У ребят нет проблем с патриотизмом. Они говорят о любви к Родине, они готовы к жертвенности, с удовольствием ходят на зарядку под патриотические песни, но их гораздо больше волнуют другие вопросы – семейное счастье, работа, страх не вписаться в конкурентную среду. Школа должны помочь им дать ответ на эти вопросы", – считает Сухоруков.

Впрочем, по его мнению, взрослые, которые хотят научить детей патриотизму, сами зачастую не знают ответа на многие вопросы. "Вот придет мусульманский мир или китайский, – заострил дискуссию молодой педагог. – Значит, он дает что-то более конкурентноспособное, чем наш мир? Если да, то, что делать? Вот, что важно, когда мы говорим о патриотизме. Мы должны признаться, что мы не те, кто знает ответы на подобные вопросы, мы можем молодежи лишь предложить участвовать вместе в поиске ответов".

По итогам дискуссий, состоявшихся во время конгресса, планируется выпуск методического сборника по "инновационным формам патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи". По мнению организаторов конгресса, этот сборник поможет педагогам в их работе со школьниками. "Педагогам, особенно в глубинке, очень нужны наработки, которые есть у их коллег, - подытожила Нина Ефимова. – Если мы спасем хоть одну душу, то я считаю, наши усилия не попадут даром".

Впрочем, о каких "инновациях" идет речь, так и осталось неясным. То ли о краеведческих экспедициях, то ли о дискуссионных клубах, где со школьниками говорят о нравственности, от которых, по словам одной учительницы, "ребята краснеют", то ли об изучении Библии на уроках английского языка. Ничего кроме этого участники дискуссии о "стратегиях духовно-нравственного и патриотического воспитания" так и не предложили.

Алексей Укконе

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.