Общественный транспорт зависит от губернатора?

Аналитика. Тема недели
16:39, 19 Декабря 2011

Правительство Карелии повышает стоимость электроэнергии, но отказывается компенсировать межтарифную разницу на проезд в троллейбусах. Складывается стойкое ощущение, что региональные власти решили просто выкачать все средства из Петрозаводска, считая, что столица и так проживет.

Дело в том, что правительство Карелии передало полномочия по установлению тарифов на проезд в общественном транспорте органам местного самоуправления, в том числе и Петрозаводску. Для этого был принят соответствующий республиканский закон. Поэтому сегодня данные тарифы устанавливает Петрозаводский городской Совет. При этом согласно федеральному законодательству, если данные полномочия передаются региональной властью органам местного самоуправления, то они должны быть подкреплены соответствующими материальными и финансовыми средствами в виде субвенций из местного бюджета. Но в случае с Петрозаводском, в этом году республика выделила лишь 187 тысяч рублей – на зарплату чиновника соответствующего профиля. Ни о какой компенсации тарифной разницы речь даже не идет. 

«В этом году мы уже дважды обращались в республиканский Госкомитет по ценам и тарифам с просьбой выделить городу компенсацию для погашения разницы, – говорит первый заместитель главы администрации Петрозаводска Евгений Журавлев, – но нам ответили, что вы должны устанавливать экономически обоснованный тариф. Тогда и межтарифную разницу компенсировать не понадобится».
 
Сейчас в карельской столице предельный тариф на одну поездку в троллейбусах составляет 12 рублей, в других видах общественного транспорта – 15 рублей. Причем городские власти установили именно предельный тариф, учитывая социальную значимость общественного транспорта и платежеспособность населения. Он существенно ниже экономически обоснованного тарифа и не обеспечивает 100%-го возмещения расходов предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров. При этом до настоящего времени межтарифная разница компенсировалась из средств муниципального бюджета, в котором, с учетом сохранения льготных проездных билетов для школьников и студентов, на эти цели было предусмотрено 52,2 миллиона рублей.
 
Однако согласно расчетам тарифной комиссии, экономически обоснованный тариф для транспорта составляет 20 рублей. Основная причина – резкое повышение стоимости электроэнергии, тариф на которую устанавливает правительство Карелии. Таким образом, при стоимости билета ниже экономически обоснованной цены кому-то придется компенсировать разницу перевозчикам. Республиканские власти посчитали, что компенсация должна выделяться из бюджета Петрозаводска.
 
А вот тут и начинается дилемма: либо устанавливать стоимость проезда в общественном транспорте 20 рублей, либо дотировать межтарифную разницу. Еще недавно город, в принципе, мог позволить себе подобного рода расходы, однако теперь появились несколько «но». Во-первых, введенный республикой отрицательный трансферт, из-за чего Петрозаводск в следующем году потеряет более 316 миллионов рублей. Во-вторых, республика решила оставлять городу 30% доходов от налогов физических лиц, вместо 40% – как сейчас. В целом, в бюджете Петрозаводска образовывается приличная финансовая дыра, которую не покроет даже республиканская субсидия в 440 миллионов рублей.
 
А между тем, неутверждение горсоветом экономически обоснованного тарифа дает перевозчикам юридическую возможность добиваться через суды или антимонопольную службу того, чтобы проезд стоил именно 20 рублей. Поскольку, если стоимость проезда в общественном транспорте останется прежней, любой перевозчик будет в праве в судебном порядке добиваться для себя компенсации из бюджета. И такие прецеденты в России давно не редкость: уже в нескольких регионах частные транспортные компании выиграли суды у местных властей. Если такая практика повторится в Петрозаводске, под угрозой может оказаться даже выплата заработной платы бюджетникам.
 
В бюджете Петрозаводского городского округа на 2012 год на компенсацию межтарифной разницы запланировано 70 миллионов рублей, что недостаточно для покрытия убытков предприятий, работающих в этой сфере и для сохранения стоимости одной поездки в троллейбусе 12 рублей, в маршрутке – 15 рублей. Невозможным будет и сохранение льготных проездных билетов для школьников и студентов по цене 300 и 350 рублей.
 
По сути, у нас получилось так, что правительственные чиновники передали полномочия по осуществлению пассажирских перевозок на уровень местного самоуправления, а вот материально подкрепить их отказались, мол, все теперь в ваших руках, выкручивайтесь сами. А вот это уже является нарушением установленного федеральным законодательством порядка передачи полномочий. Если же власти Карелии закроют глаза на нарушение закона, то с января следующего года проезд в Петрозаводске будет стоить 20 рублей. Кроме того, школьники и студенты должны будут забыть о дешевых проездных билетах, не говоря уже о самой незащищенной части общества – пенсионерах. Так что сейчас весь городской транспорт как никогда зависит от того, насколько ответственно члены правительства Карелии и лично губернатор Андрей Нелидов отнесутся к исполнению своих должностных обязанностей.
 
Борис Романов
Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.