Проспект Ленина скоро «встанет»?

Аналитика. Капитал
10:55, 08 Июня 2012

Петрозаводчане в ожидании транспортного коллапса.

В Законодательном собрании Карелии 7 июня состоялось совещание, посвященное транспортным развязкам вокруг торгового центра «Макси», выросшего на проспекте Ленина в Петрозаводске. Депутаты республиканского парламента, представители ГИБДД и общественники пытались узнать у застройщика, а также у проектировщиков схемы проезда около ТЦ, чем обернется для столицы открытие здания и реален ли транспортный коллапс, о котором все чаще говорят автомобилисты.

 

Вместо справки

Скандалы вокруг «Макси» начались, когда еще самого здания не было и в помине. Напомним, что земельный участок под торговый центр в бытность мэром Петрозаводска выделил Виктор Масляков. А сам проект патронировал лично тогда еще губернатор Сергей Катанандов. Помнится, оба они в торжественной обстановке закладывали капсулу под будущий объект в самом центре Петрозаводска и преподносили стройку как какой-то мега-инвестиционный прорыв.

Катанандов и Масляков преподносили стройку как какой-то мега-инвестиционный прорыв
Катанандов и Масляков преподносили стройку как какой-то мега-инвестиционный прорыв

Когда власть в городе сменилась, новая администрация и депутаты  Петросовета, понимая, что торговому центру здесь не место, попытались строительство заблокировать, а земельный участок вернуть для использования в других целях (хотели благоустроить здесь место отдыха для горожан). Однако, повернуть все вспять не удалось – в суде выяснилось, что инвесторы получили землю из рук Маслякова в полном соответствии с законом. И вологодская компания «Коломна-Спорт» в суде доказала свое право на земельный участок на проспекте Ленина. В итоге процессы фирма выиграла, после чего началось строительство здания.

Но и здесь не обошлось без скандалов. Сначала тревогу забили жители домов, расположенных рядом со строящимся центром. Когда строители начали забивать сваи под фундамент, на стенах квартир петрозаводчан стали появляться трещины. А как только стали возводить каркас здания,  представители общественного градостроительного совета заявили, что высота сооружения превышает одобренные советом параметры. Впрочем, ни один из скандалов ни к чему не привел – здание выросло, оформилось и готовится открыться летом этого года.

Площадь нового торгового центра «Макси» насчитывает 59,6 тысячи квадратных метров. Внутри расположатся: кинотеатр на 456 мест, предприятия общепита на 124 места, внутренняя двухуровневая парковка на 429 мест. Кроме того, стоянка на 200 мест предусмотрена около самого центра в районе улицы Дзержинского.

Проект все предусмотрел?

Разработкой схемы транспортного планирования занимался проектный институт "Карелпроект". Именно специалисты этого учреждения рассчитывали, как будет двигаться транспорт и пешеходы вокруг «Макси».

«Работу по торговому центру нам заказали, когда он был уже спроектирован. Нам заказали схему по организации движения транспорта вокруг него. Мы исходили из того, что главный подъезд к зданию будет со стороны проспекта Ленина. Для того, чтобы туда можно было подъехать, надо было сделать светофоры, чтобы организовать левые повороты. Так как расстояние между светофорами очень маленькое, они должны быть согласованы. Поэтому мы спроектировали «зеленую волну». Также в районе этого перекрестка мы спроектировали расширение проспекта Ленина и в районе улицы Красной», - сказал на совещании главный специалист по дорогам "Карелпроекта" Сергей Чуркин.

Предполагается, что «зеленая волна» будет организована тремя светофорами: на перекрестке с улицами Андропова, Дзержинского и Кирова.

«Мы просчитывали все ситуации, провели обследования. В течение ноября прошлого года мы там считали все машины и по видам, и по количеству, и в час пик, и с утра до вечера. В общем, мы рассчитывали все очень серьезно. Если мы вводим «зеленую волну», то у нас руководящим будет перекресток проспекта Ленина и улицы Кирова. Точно такие же циклы будут на перекрестках с улицами Андропова и Дзержинского. Так как перекресток на Кирова более загружен, на оставшихся будет переизбыток зеленой фазы, и появляется возможность пропускать пешеходов за счет уменьшения их зеленой фазы. Поэтому подземный пешеходный переход на пропускную способность не повлияет», - добавил Чуркин.

«Вы подтверждаете, что это будет работать?» - спросил специалиста депутат карельского парламента Алексей Исаев.

«Если будет работать «зеленая волна», если здесь будут соблюдать правила дорожного движения, не будут парковаться под знаками, то пропускной способности хватит и для пешеходов, и для машин», - не мешкая, ответил Чурков.

Однако его уверенность совершенно не убедила присутствовавшего на совещании заместителя руководителя УГИБДД по Карелии Андрея Червочкина.

«У вас сегодня звучит слово «если». Мы себе сегодня не можем позволить позицию «если». Вы учитывали интенсивность притока транспорта с открытием центра? И что ежегодно в Петрозаводске количество машин увеличивается на 5-6 тысяч автомобилей?» - спросил Червочкин.

Ежегодно количество машин увеличивается на 5-6 тысяч
Ежегодно количество машин увеличивается на 5-6 тысяч

«Потоку здесь увеличиться неоткуда, потому что машины с неба сыпаться не будут», - заявил Чуркин.

Тогда Червочкин продолжил: «Я хочу вспомнить перекресток у городской больницы. Вы до сих пор не можете организовать там четкую «зеленую волну», а вы нам ее обещали».

Представителя ГИБДД поддержала и депутат Анна Позднякова, которая спросила у проектировщиков, что будет с «зеленой волной», если на этом участке произойдет ДТП.

Ответ Чуркина лаконичен: «А причем здесь «зеленая волна»? ДТП где угодно может произойти».

В тестовом режиме «зеленую волну» на светофорах планируется запустить в 20-х числах июня перед Днем города. Тогда будут тестироваться и работа светофорных объектов, и пропускная способность, пока центр еще не будет открыт.

Кстати, о подземном переходе

Тут уже вмешался застройщик - представитель инвестора и руководитель проекта Сергей Антоницын, который попытался объяснить, почему собственно невозможно строительство подземного перехода.

«Один из вариантов транспортной схемы предусматривал строительство подземного пешеходного перехода. Эта работа велась со специалистами администрации Петрозаводска больше полугода. Мы искали место для перехода. Проект включал в себя перекладку магистральных сетей под проспектом Ленина. Надо понимать, что проспект Ленина – это одна из самых серьезных транспортных ветвей Петрозаводска, по которой идет не только транспорт, но и коммунальные сети. В соответствии с проектом, при принятии решения о строительстве подземного пешеходного перехода, мы должны город на достаточно длительное время отключить от коммунальных услуг - там идут водопровод и канализация. И на срок от трех до шести месяцев нужно перекрыть проспект. Поэтому позже было принято решение о реализации транспортной схемы без перехода», - сказал Антоницын.

Все логично и понятно, кроме одного. Почему авторы проекта с самого начала не учли коммунальные сети под проспектом и то, что, возможно, центральную городскую артерию придется закрыть на полгода? Зато, по словам представителя инвестора, в процессе разработки проектной документации и повторного прохождения государственной экспертизы, застройщик получил  дополнительные разрешения  на расширение проспекта Ленина, улиц Дзержинского и Красной.

Глас народа: О каком расширении идет речь?

Тут уже с вопросом к застройщикам и проектировщикам вышла жительница Петрозаводска. Справедливости ради стоит заметить, - непонятно, кто пригласил эту женщину на совещание.

«Я прошла по улицам Вольной, Андропова, Еремеева, Дзержинского и Красной. Уже сейчас идет стройка – ни проехать-ни пройти. Нам говорят о расширении. За счет чего расширять будете?

По Вольной, Андропова, Еремеева, Дзержинского и Красной уже ни проехать-ни пройти
По Вольной, Андропова, Еремеева, Дзержинского и Красной уже ни проехать-ни пройти

«За счет ваших домов», - пошутил кто-то из участников совещания.

«Нет, за счет внутреннего пространства, ближе к центру», - сказал Чуркин.

«Насколько расширится? За счет чего, за счет сноса деревьев?» - настаивала петрозаводчанка.

«На целую полосу расширится. За забором у торгового центра на проспекте Ленина уже целая полоса сделана», - не уступал напору представитель «Карелпроекта».

В свою очередь это заявление опроверг Андрей Червочкин: «Это не расширение. Это – обустройство подъездных путей к остановке общественного транспорта. Еще целая полоса движения не появится».

Это не расширение. Это – обустройство подъездных путей
Это не расширение. Это – обустройство подъездных путей

Парковка

Но создание торгового центра подразумевает и наличие посетителей магазинов, кафе, кинотеатра. Вряд ли все они будут приезжать на общественном транспорте, половина точно приедет на личных автомобилях. При этом стоянка рассчитана на чуть более 600 машин. Но только один кинотеатр насчитывает более 400 мест. А со зрителями к центру поедут покупатели, праздные гуляки. Плюс к этому - работники центра, обслуживающий персонал, руководство, в конце концов.

По словам Сергея Антоницына все это предусмотрено. «Мы единственные, кто отдает почти треть здания под парковку. А внутренние обязательные правила не позволяют сотрудникам пользоваться гостевыми местами. Для сотрудников будет где-то специально выделенная парковка вне транспортной доступности от торгового центра», - сказал он.

Однако, где будет эта стоянка, представитель инвестора не пояснил, сказав лишь, что «такая работа ведется, и они ищут дополнительные места для парковки». Похоже, этот вопрос пока остается открытым. Хотя можно представить, что директор ТЦ оставляет автомобиль где-нибудь в районе железнодорожного вокзала или у площади Кирова (мало ли у нас свободных мест для парковки?), и идет пешком к себе в офис.

Со своей стороны специалист «Карелпроекта» Сергей Чуркин, считает, что проблема парковочных мест, «это не проблема торгового центра, а проблема офисов, которые находятся вокруг», которые также вносят свою лепту в существующие пробки.

«Не будет здесь пробок, если здание будет использоваться по заявленному назначению. Если здесь вместо торговли появятся какие-то офисы («Конечно, появятся», - тут же заявили участники совещания), тогда пробки гарантированно будут», - сказал Чуркин.

Участники тем временем подняли еще одну проблему – остановка автомобилей у 17-ой гимназии. «Это школа не шаговой доступности. А если там по всем сторонам будут стоять знаки «Остановка запрещена», мы получим реальный бунт. Приедут родители всех школьников, встанут под вашими окнами и будут спрашивать, где нам высаживать детей?» - сказал Алексей Исаев.

На что Антоницын ответил: «У нас существует целый комплекс мероприятий, которые будут направлены на улучшение транспортной ситуации в данном месте. Около 17-ой школы мы организуем устройство лежачих полицейских, устройство ограждений моста, чтобы увеличить безопасность школьников и их родителей». Вот так.

Фуры и поставщики товара

Дороги в Петрозаводске давно уже притча во языцех. А если по центру регулярно начнут ездить большегрузные автомобили, то от этой части города камня на камне не останется. Депутаты заксобрания заявили, что будут обращаться в администрацию Петрозаводска с запретом на проезд большегрузного транспорта по центру города, хотя бы днем, минимум до восьми вечера.

Но, по словам застройщика, эта проблема уже решена. «Наш партнер уже построил промежуточный склад, чтобы не осуществлять выгрузку товара большегрузным транспортом и чтобы иметь возможность перегружать их на «ГАЗели» или другой мелкий транспорт и осуществлять загрузку в торговый центр» - сказал Сергей Антоницын.

Вместо эпилога

Уже после совещания, мы спросили у Андрея Червочкина, что же все-таки нас ожидает после того, как «Макси» откроется?

«Мы ожидаем большой транспортной проблемы. Скорее всего, придется отменять некоторые пассажирские маршруты, которые проходят по Ленина, пересматривать всю схему движения общественного транспорта», - сказал он.

Борис Романов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.