20 лет сотовой связи

Аналитика. Капитал
17:00, 01 Июля 2013

20 лет назад, в июне 1993 года, Комитет по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга зарегистрировал компанию «Северо-Западный GSM», на базе которой в дальнейшем был создан «МегаФон». Примерно в то же время вышел первый сотовый телефон со встроенными часами, южнокорейский гигант Samsung только начинал выпускать мобильные, а о цветном дисплее, не говоря о встроенной в телефон камере, можно было только мечтать. С того времени сотовая связь прошла огромное расстояние. Были построены сотни базовых станций, запущена услуга ММС и мобильного телевидения, к стандарту GSM добавились 3G, 4G…

Пользуясь праздничным случаем, «Столица на Онего» поговорила о прошлом, настоящем и будущем сотовой связи с Алексеем Артемьевым, директором Карельского Регионального отделения Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон».

– Алексей Викторович, с чего начиналась сотовая связь в Карелии?

– Если не вспоминать об экспериментах с финской сетью уже закрытого стандарта связи NMT-450, то с создания ОАО «Альфа Телеком» в далеком 1995-м году. Это совместное предприятие карельских и петербургских связистов позднее дало жизнь и нашему отделению «МегаФона». А вот первая цифровая базовая станция «Северо-Западного GSM» была запущена в Петрозаводске 18 июля 1997 года. Эта станция, переоснащенная современным оборудованием, и сейчас находится на крыше здания на улице Горького, 4. Единственным дилером, подключавшим тогда к сети «Северо-Западного GSM», и была «Альфа Телеком». При подключении абоненты при себе должны были иметь не только паспорт, но разрешение на использование мобильного телефона, выданное Госсвязьнадзором. В разрешении указывались фамилия владельца, модель и номер аппарата. Несоответствие данных, указанных в разрешении, а тем более его отсутствие, могли повлечь серьезные проблемы с сотрудниками милиции, вплоть до изъятия аппарата. Подключение к сети стоило $200, абонентская плата составляла примерно $30 в зависимости от пакета подключенных услуг, а звонки на номера «Северо-Западного GSM» и по городу стоили примерно по 50 центров, входящие вызовы также оплачивались.

В 2002 году на базе ЗАО «Северо-Западный GSM» было создано ОАО «МегаФон». В этом же году было открыто Карельское региональное отделение Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» в Петрозаводске. С этого времени мы запустили в эксплуатацию более 500 базовых станций.

– Чем «МегаФон» может удивить абонента сегодня?

– Сейчас приоритеты нашего клиента несколько сместились с голосовой связи на потребление интернет-услуг, рост которых можно охарактеризовать как «взрывной». Раньше для абонента было важно, чтобы связь была в городе, на даче и на автодороге. Теперь к этому добавилась потребность в высокоскоростном доступе в интернет в любом месте, где находится абонент. Разве могли мы еще 5 лет назад представить себе, что, сидя где-нибудь в отдаленном уголке республики, можно с помощью одного мобильного телефона посмотреть любой фильм онлайн, оплатить счета за квартиру, сделать видеозвонок родственникам? Возможности мобильной связи сегодня практически безграничны, и они не могут не удивлять. Мы, в свою очередь, делаем все, чтобы спектр наших услуг был доступен на всей территории республики. Наша зона покрытия всё так же не нуждается в представлении. Например, согласно исследованиям Роскомнадзора, покрытие трассы «Кола» связью «МегаФона» составляет 87,1% от общей протяженности, тогда как конкуренты здесь отстают от нас на 14%-26%.

– Качество связи, конечно, важный фактор, но сама услуга и ее стоимость не менее значимы. Каких принципов придерживается «МегаФон» в своей тарифной политике?

– Мы делаем свои продукты максимально простыми и понятными для клиента. Что касается ценообразующих факторов, то мы всегда предлагаем оптимальные расценки на связь, исходя из конкурентной ситуации на рынке.

– Что скажете на претензии о дороговизне услуг «МегаФона»?

– К сожалению, это очень распространенный стереотип. Если кто-то из знакомых говорит мне о том, что у него «дорогой» «МегаФон», это для меня означает только то, что мы не смогли правильно подобрать абоненту тариф или не рассказали о всех возможностях наших тарифных опций. По многим параметрам мы предлагаем крайне доступные опции и тарифы. Это и бесплатное общение внутри сети «МегаФон», и недорогие пакеты минут и SMS. Одно из наших самых серьезных преимуществ – это доступный мобильный интернет. Вы можете представить себе владельца современного смартфона, не пользующегося интернет-приложениями, мессенджерами, социальнымих сетями? Я – нет. Именно поэтому у нас разработана целая линейка тарифов по потребностям каждого обладателя смартфона, планшета или роутера.

Вообще, критерий популярности определяется просто – абоненты, можно сказать, голосуют SIM-картами. В Карелии и большинстве регионов Северо-Запада «МегаФон» – лидер по количеству абонентов. Это значит, что наши абоненты выбирают правильное соотношение цена/качество. Например, всего за 200 рублей в месяц абонент, пользующийся тарифом «Всё включено S», получает не только возможность безлимитного общения внутри сети, но и пакет минут на номера других операторов, пакеты СМС, ММС и мобильного интернета. Согласитесь, что это недорого. И это не единичный случай. Например, мы кардинально снизили цены на европейский роуминг, который, помимо прочего, включается автоматически. Стоимость услуг в роуминге упала почти в 9 раз.

– А как же пресловутые «звездочки» в тарифах всех операторов? Непрозрачность списаний часто становится причиной недовольства людей.

– Да, к сожалению, отношение пользователей к услугам мобильных операторов бывает негативным, и иногда заслуженно. Однако мы постоянно развиваем направление абсолютно понятных услуг и тарифов, полной прозрачности нашего общения с клиентами. Мы стремимся быть лучшей сервисной компанией для наших клиентов, в том числе и в роуминге. В «МегаФоне» уже давно нет WAP-тарификации, при которой цена 1 мегабайта интернет-трафика в десятки или даже сотни раз дороже, чем при точке доступа internet.

Более того, сегодня, когда пострадавшие от мобильных мошенничеств исчисляются тысячами, мы даем клиенту возможность с помощью USSD-запроса узнать, сколько стоит сообщение на тот или иной короткий номер.

– Если говорить о бизнес-абонентах, что изменилось в работе оператора с корпоративными клиентами?

– Раньше минимальная группа корпоративных клиентов включала в себя минимум 5 номеров на одном счете, сегодня их может быть всего 2. Помимо этого, мы сделали еще один шаг навстречу нашим абонентам: теперь корпоративный клиент может подключиться к нам в любом салоне нашей собственной розницы («МегаФон-Ритейл»). Для этого достаточно иметь при себе только паспорт. Можно сказать, что на сегодняшний день почти у любого крупного предприятия в Карелии есть наши сим-карты и лицевой счет. Крупные государственные структуры также пользуются нашими услугами.

У нас есть и проекты, которые имеют помимо коммерческой, еще и социальную направленность. Например, мы предоставляем место и каналы связи для системы видеонаблюдения за лесными пожарами, интернет-услуги 36-ти районным школам, где нет выхода в сеть в принципе…

– Какие задачи в целом стоят сегодня перед филиалом?

– Мы не можем существовать в отрыве от инфраструктуры – электричества, каналов связи, зданий, на которых мы размещаем наше оборудование. Ввиду этого одна из наших главныхя задач, помимо счастья клиента, – это взаимовыгодное сотрудничество с владельцами инфраструктуры, потому что в противном случае страдает абонент. Владелец сотового телефона сегодня привык к тому, что у него почти везде и всегда есть связь, поэтому он очень остро реагирует на то, что с ней могут возникнуть проблемы.

– А с какими сложностями приходится сталкиваться?

– Одна из сложностей состоит, как ни странно, в феномене прогресса мобильных телефонов, которые становятся все умнее и умнее. Нередко это происходит в ущерб радиочасти, и мы получаем ситуацию, в которой старая Nokia может звонить там, где не ловит сеть современный смартфон.

– Как считаете, за чем будущее сотовой связи в Карелии?

– За ростом качества услуг и увеличением зоны охвата мобильного интернета. Несмотря на то, что в настоящее время использованы далеко не все возможности нашей 3G-сети, в 2014 году мы ожидаем появление в Карелии 4G. Она позволяет передавать данные на скорости, превышающей 100 Мбит/с.

– Что вы думаете по поводу закона о сохранении номера мобильного телефона при переходе на другого оператора?

– Мы полностью за. В любом случае, выиграет клиент: рынок мобильной связи один из самых конкурентных в стране. В Карелии предоставляют услуги 4 сотовых оператора! Для нас этот закон – одновременно большая ответственность и возможность. Но, как я уже сказал, опыт показывает, что клиент голосует за качество сим-картой.

На правах рекламы

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.