ПОСМОТРЕТЬ
Аналитика. Обществоведение
13:35, 28 Июня 2005

Гони, родимая!

В минувшие выходные в Лахденпохском районе Карелии в десятый раз проходило ралли «Белые ночи». По определению бессменного комментатора «Белых ночей», члена совета питерской федерации ралли Игоря Апухтина, «Это была по-настоящему фантастическая гонка!». По отзывам самих гонщиков, на этот раз и дороги были подготовлены получше, и организационных огрехов было меньше.

Фото с сайта www.sti-club.ru
Фото с сайта www.sti-club.ru

Лахденпохская трасса протяженностью в 200 километров считается едва ли не самой трудной, а значит, и самой результативной. И, как обычно, бьет рекорды по сходам. Вот и на этот раз из 85 стартовавших экипажей до финиша дошла только треть. Среди 50 сошедших с трассы был и действующий чемпион Сергей Успенский. А выиграли гонку, как и в прошлом году, Андрей Жигунов и Игорь Тер-Оганесьянц на Мицубиси-Лансер. На этот раз не подвели своих болельщиков и карельские гонщики.  Александр Самсонов и Геннадий Востряков из Петрозаводска стали победителями в своей зачетной группе Р10. А наши земляки Николай Трушин и Василий Маликовкий в этой же зачетной группе стали третьими.

Андрей Жигунов и Игорь Тер-Оганесьянц
Андрей Жигунов и Игорь Тер-Оганесьянц
Канун этой гонки ознаменовался появлением на улицах Лахденпохьи  синих фирменных футболок на молодых загорелых мужчинах, мАсковским говорком в магазинах и общим оживлением на дорогах. Знакомство журналиста Натальи Ермолиной с двумя гонщиками в одном из городских кафе накануне гонки вылилось в интервью, хотя ребята поначалу и не совсем хотели общаться. Есть у гонщиков такая примета: до гонок особо много о себе не болтать. Вот и Володя Кабанов, и Алексей Кузмич, менеджеры среднего звена из Москвы, тоже вспомнили эту примету.

- Неужели, ребята, вы такие суеверные?

- Не то, чтобы суеверные. Если гонщику верить во все приметы, можно сойти с ума. Но вот есть точная примета: если птичку собьешь накануне, и ничего потом не сделаешь хорошего, в церковь, например, не сходишь, то сам вылетишь с гонок.

- У вас сработало?

- Вот две недели назад вылетели на другой трассе. Накануне птичку сбили. Так что работает примета. Мы так перевернулись, что помяли всю крышу, упали в воду, еле успели выбраться. К «Белым ночам» только выровняли корпус, до косметики не дошло дело. Так что выглядим простенько.

- Вы из бюджетных гонщиков, скромненько у вас все.

- Да, мы участвуем в ралли вскладчину. В группе R1, собственно, и участвуют «братья по крови», - «девятки», как и у нас, у которых вся гонка обходится в полторы тысячи долларов на экипаж.

- А что, это дело платное?

- Конечно. $400 стартовый взнос, он идет на организационные нужды ралли. Автодоставка машины из Москвы и обратно - $300, дорога, питание, проживание, плюс снаряжение, комбинезон из несгораемой ткани от $100 и выше. Так что набегает сумма. А тем, кто ездит на Subaru и Lancer, у тех свои суммы. У них одни комбинезоны могут тысячу долларов стоить.

- А в случае победы деньги разве не отбиваются?

- Это же этап. А призовой фонд распределяется на Чемпионате. Чтобы стать чемпионом, нужно много-много раз ездить, вкладывать и вкладывать деньги. Так что получаешь ты только престиж и победу над собой.

- Какие у вас были победы, может, хоть какие-нибудь маленькие?

- Почему же маленькие. Мы побеждали в разных этапах. Этой весной мы впервые приехали к вам и победили в своей группе. Правда, нам повезло, потому что лидер сошел с трассы. Но, тем не менее, нас это вдохновило. И вот снова приехали.

- Нравится вам Лахденпохья?

- Да, здесь все размеренно, и никто никуда не спешит.

- Странно слышать это от гонщика. А машина чья?

Володя (пилот):

- Два с половиной года назад я ее купил по объявлению в газете «Из рук в руки» как обычную гражданскую машину. Вынул салон, отдал варить каркас. Постепенно выкупал коробку передач, выкупал колеса, и вот она перед вами.

- И много старушка наездила?

- Участвовала в кубке России, в клубном ралли. Боевая подруга.

- Имя у нее есть?

Володя:

- Моя девушка зовет ее Зеленая Крокодилица. А я зову нарицательно: «авта» или «дубла».

Леша (штурман):

- А мою Сашка зовут. Александра.

- Так нежно. Машина чувствует нежность?

- Не то, чтобы нежность. Но заботу понимает. Ведь настоящий гонщик всегда своей машине уделяет все свое время. Ею забита вся голова, занято все внутреннее пространство. Близкие даже ревнуют.

- Увлечение у вас опасное, как близкие относятся к нему? Завещание еще не написали?

- Завещание не написали, но вот страховка у нас есть. Требования к любому участнику гонки – быть застрахованным не менее чем на 100 000 рублей. А на счет родных, так они с пониманием относятся к нашему увлечению.

- Как вы нашли друг друга?

Володя:

- По объявлению. Я просто искал себе штурмана.

Леша:

- А я прошел кастинг.

Володя:

- А вы не смейтесь. Хороший штурман на вес золота. Ведь в нем важны не только умение читать стенограмму дороги, но и человеческие качества. Ведь ты как на подводной лодке, проводишь с человеком в замкнутом пространстве все время, а потом еще и живешь с ним в одной комнате. Здесь важно, чтобы человек был хороший, не гнилой.

- А вообще, мужики, зачем вам это нужно? Дома на диване с чипсами и пивом смотреть канал «Спорт» - разве не милая альтернатива?

- Все равно будут какие-нибудь мужские игры: либо война, либо большой спорт. Характер надо отрабатывать. Мужик не должен сидеть дома. Мы викинги. Наш дом - ладья, наша жизнь - походы.

- Ну, так шли бы в поход с рюкзаками.

- Это не то. Ралли захватывает, оно сносит крышу, оно вливает столько адреналина в кровь, что самое важное – это самоконтроль. И если ты управляешь этим состоянием, то это полнейшее наслаждение. Мужское.

- И на это подсаживаются, как на наркотики?

 - Вот вы видите двух наркоманов. Это бацилла неизлечима.

- И как часто надо этот наркотик потреблять?

Володя:

- Это зависит от финансов. Если меня возьмут на работу в профессиональные гонщики, я буду ездить так часто, как надо. А пока денег времени и эмоций хватает на 10-12 этапов в год. После гонки надо восстановиться, так как наступает опустошение.

- И что восстанавливает?

- Достаточно популярный в России спорт, называется Литрбол. Не до поросячьего визга, конечно, надо в него играть. Ведь каждый гонщик не пьет за две недели до гонки, чтобы организм очистился от алкоголя. И если по статистике гонка в месяц, то получается простой график: Две недели пьешь, две – не пьешь. Но, на самом деле, гонщики люди не совсем пьющие, потому что порог удовольствий у них высок. На трассе они испытывают такое, что просто алкоголь уже не вставляет.

Фото с сайта www.sti-club.ru
Фото с сайта www.sti-club.ru
- А среди местных ходят различные нехорошие истории, будто гонщики во время гонок давят много местного народу.

- Это проблема. На трассе, когда я думаю только о дороге, вдруг появляется с авоськой какая-нибудь бабуся или пьяный дедушка. Мы таких людей называем «овощами». Вроде дороги должны быть перекрыты, везде милиция должна следить за порядком. Но то и дело местные выползают на дорогу. Или зрители спрыгнули с сугроба, чтобы посмотреть машину в полете, а обратно забраться уже не могут - скользко. И тут ты едешь, и у тебя выбор, либо самому убираться с дороги в лес, либо давить зрителя. Если машина находится в управляемом состоянии, то еще можно что-либо сделать. А если она в полете?

- И что, вы попадали в подобные ситуации?

- Зимой мы чуть таксу не задавили и чуть сами не спрыгнули. Не успели даже посигналить, она неожиданно выбежала. Зрители вдоль трассы отдыхали, ели шашлыки, смотрели гонки. А мы выходим с трамплина, и вдруг собака метнулась на дорогу. Мы развернулись и подъехали к собаке боком. Чудом не перевернулись, но собаку спасли.

- Хозяева хоть сказали спасибо?

- Хозяева уже были такие пьяные, что даже не заметили, что с их таксой чуть не случилась беда.

- А вообще, если случается беда, что должен делать гонщик. Например, едете вы и видите, что перевернулись ваши коллеги по гонке. Нужно остановиться или мчать к финишу?

- На все случаи разработан кодекс. И мы все его внимательно изучаем перед гонкой. Если мы видим, что машина перевернулась, но нам показывают знак «ОК», то ясно, что люди целы, можно продолжать гонку.

- А если все не так благополучно?

- Если мы видим табличку «SOS», я обязан остановиться.

- А если какая-нибудь сволочь проедет мимо и бросит товарища в беде, это наказуемо?

- Это грозит не только дисквалификацией, но и всеобщим презрением.

- Вот вы едете в машине, несколько часов едете, разве не скучно вам. Музыку хоть в салоне можно послушать?

- Какая музыка? Вы когда-нибудь слышали рев гоночной машины? У нее же сняты все глушители. Рев мотора – вот наша любимая музыка.

 

Послесловие:

Экипаж №66 Кабанов, Кузмич сошел с трассы. Отказал мотор. Видимо, и вправду, примета верная - никогда не разговаривай с журналистом до старта.

Тем не менее, Алексей и Володя собираются приехать в Лахденпохья еще не раз. Чем труднее цель, тем слаще победа.

 

Примечания

Фото с сайта www.sti-club.ru
Фото с сайта www.sti-club.ru
Чем отличается обычная машина от гоночной

Нужна сумма, равная еще одной стоимости автомобиля, чтобы сделать его пригодным для гонок. Из салона всё вынимается, вставляется металлический каркас. В салоне – ничего лишнего, материалы только несгораемые, коврики и прочее выкинуты. Особые сиденья (от 500 долларов и выше) с боковыми поддержками. Водитель фиксируется ремнями в четырех точках. Если автомобиль слетает с дороги и кувыркается, корпус сохраняет форму, а водители сидят на своих местах.

Глушитель снимается, т.к. он убивает примерно 15 % мощности.

Колеса увеличенного диаметра, специальные гравийные.

Замшевый руль, замшевые перчатки для лучшего соприкосновения

8-летней давности гоночная «девятка», испытавшая огонь, воду и медные трубы, стоит в полтора раза дороже только что сошедшей с конвейера.  

 

У богатых свои причуды

У них дорогие машины типа «Mitsubishi Lancer Evolution». После доведения до ума такие машины относятся к группе «Н» (международный стандарт гоночной машины).

Приезжают с собственной технической обслугой, в то время как «бедные» копаются в двигателе сами, сами ставят колеса перед очередным стартом.

Одно колесо у богатых гонщиков стоит 200 евро. На одну гонку нужно 12 колес.

Особый бензин (называется «Elf  Turbomax») по 6 долларов за литр.

 

Замыкающий автомобиль зовут «метлой».

 

Наталья Ермолина, специально для интернет-журнала «Столица на Онего»

Комментарии

Art Leon
2005-07-03 22:51:19
Ай, ай, Наташа! Где-то мы это уже читали. Не помните, где? З.Ы.: трудовой привет от коллег по кабинету в Лахденпохья!
Федор
2005-06-28 23:02:31
Молодец, Наталья! Отличное интервью! Да, видно, хороший журналист мимо темы не пройдет. Блох считать не будем.
Гость
Выбор читателей

Аналитика

Сегодня 11:57
Расследование
Анализ процесса над Девлетом Алихановым дает основания думать, что осудили не того и не за то.

Чтиво

Сегодня 12:39
Личное мнение
Отец будущего первоклассника написал письмо мэру Петрозаводска.
15.12.2017 15:09

Опрос

Какую сумму вы планируете потратить на новогодние подарки?