"У нас курицы несут яйца, мы этими яйцами кормим хорька и ежика"

Аналитика. Обществоведение
16:29, 16 Февраля 2018

Живой уголок Дворца творчества детей и юношества Петрозаводска научился кормить себя сам.

По Петрозаводску прокатился тревожный слух: якобы питомцам живого уголка Дворца творчества детей и юношества грозит голодная смерть, поскольку денег на корм нет.

"Столица на Онего" попыталась разобраться в ситуации. Мы пообщались с директором Дворца творчества и сотрудниками учреждения, посмотрели живой уголок и пришли к выводу, что животные в полном порядке. Более того, в этом году они готовятся переехать в новое, более просторное помещение. И это несмотря на то, что у Дворца творчества уже давно нет финансовой возможности содержать братьев своих меньших. Как же уголку удается выживать? 

Хозяйка живого уголка, педагог Ольга Михайловна Булыгина признается, что ей обидно, когда о ее животных говорят плохо. 

"Речь о том, что мы здесь просто умерли с голоду, - это полная безрассудица. Ни в коем случае такого нет. Я занимаюсь животными более 30 лет и просто не могу такого допустить", - отмечает она.  

Ольга Михайловна показывает обитателей живого уголка: попугаев, кроликов, крыс, шиншилл, куриц, хорька, ежа, дятла, черепах, мадагаскарских тараканов, южно-американских белок, японских воробьев… Всего здесь живут представители несколько десятков видов, но сказать, что они находятся в ужасной тесноте нельзя. Помещение уголка, который расположен на втором этаже Дворца творчества, хоть и небольшое, но клетки довольно просторные. Кстати, у каждого питомца – своя история.

"Дятел к нам попал самым невообразимым образом, стая ворон его заколотила, - вспоминает Ольга Михайловна. - У него одно крыло было сломано, а другое вывихнуто. Я ему крылья подлечила, и мы попытались его выпустить, но он не может летать – стал бы добычей кошки или собаки. Поэтому оставили его здесь. Это малый пестрый дятел".

Белую шиншиллу Ольги Михайловне подарили на День учителя дети.


Ольга Булыгина: «Речь о том, что мы здесь умерли с голоду - полная безрассудица».

"Потом я съездила в Питер, оттуда привезла еще одну шиншиллу, мне там ее тоже подарили мои выпускники. Я шиншилл здесь вместе свела, и они нам стали давать красивых дымчатых и белых детей", - говорит она.

Неразлучников уголку подарила бабушка, живущая в соседнем доме. Хорек – красивый, пушистый, но довольно пугливый зверек – до того как попасть сюда, тоже жил в квартире.

"Он у нас товарищ нервный. Жил долго у молодого человека в квартире один, не видя никого, кроме хозяина", - отмечает она.

Руководитель отдела, курирующего работу живого уголка, Надежда Гуральник говорит, что во Дворец творчества нередко поступают звонки с просьбой пристроить животное. 

"Люди покупают, а потом не знают, что с ним делать, не выбрасывать же на улицу, - замечает она. - В основном хотят пристроить кроликов, морских свинок, крыс… Люди берут животных, но не осознают своих возможностей, не учитывают, что животные, например, могут пахнуть".

Увы, живой уголок не в состоянии взять под свое крыло каждого питомца, который вдруг оказался не нужен. Зато он может помочь многим семьям не допустить такой ситуации в их жизни.

"Существует программа "Домашние питомцы", для которой, собственно, и открыт живой уголок, - отмечает Ольга Булыгина. - Это моя авторская программа, по которой я работаю уже больше 20 лет. Главная цель этой программы – обучить детей правильно и верно ухаживать за животными, выработать у них ответственность. Потому что ситуация: "Нам подарили кролика, но он нам не нужен – вы не возьмете у нас?" – встречается, к сожалению, на каждом шагу".

По словам Ольги Михайловны, ребенку, который впервые пришел к ним на занятие, никогда сразу не дадут в руки животное.

"Дети, приходящие к нам, должны сначала научиться чему-то. У меня с этим строго", - говорит она.

Ольга Михайловна признается, что является противницей контактных зоопарков, потому что там дети общаются с животными без какой-либо подготовки.

"Вот мы, к примеру, практические занятия начинаем с крыс. Потому что у крысы так развит вестибулярный аппарат, что ее можно повернуть: спиной вниз, спиной вверх, как угодно – она только удовольствие от этого получит. Крысы очень общительные: будут по тебе бегать, лазать... И крыса никогда просто так не укусит, в отличие от хомяков, которые, казалось бы, более привлекательные животные… Но если хомяку что-то не понравилось, или у него плохое настроение, то он может укусить за палец. Я об этом знаю, поэтому ребенку неподготовленному никогда на руки хомяка не дам", - отмечает она.

"Или возьмем морскую свинку, - продолжает педагог. - Если ее на спину перевернуть, у нее случается обморок, потому что ее вестибулярный аппарат для этого не предназначен, в природе она может ходить только животом вниз. Но дети же об этом не знают! Их нужно научить… У хомяка расстройство желудка – дайте кусочек сырой картошки, это для него как для нас таблетка активированного угля. Он съедает – и пищеварение нормализуется. А кусок сырой картошки для морской свинки – это вздутие живота и смерть. Такие нюансы нужно знать перед тем, как совершать какие-то действия. Я противник контактных зоопарков: там большой отход животных. Наша цель – сохранить то, что у нас есть".  

Директор Дворца творчества Марина Карасева признается, что у учреждения нет "статьи расходов" на содержание живого уголка. Фактически он существует на голом энтузиазме самих сотрудников, которые придумали, как уголку выжить.

"Какие-то корма мы сами можем выращивать. В прошлом году, например, мы выращивали томаты. У нас на подоконнике выросли великолепные томаты, осенью мы их скормили животным", - рассказывает Ольга Булыгина.

"А вот тут у нас яйценосная стена, - педагог показывает клетки с курицами разных пород. - У нас курицы несут яйца, мы этими яйцами кормим хорька и ежика".

Вообще, говорит она, корм для животных – это не такая уж большая проблема, как может показаться на первый взгляд.   

"У всех всегда остаются какие-то овощные очистки. А очистки от картофеля и моркови – это более питательный корм, чем сама морковка, там огромное количество минералов. Люди же их все равно выкидывают, а можно принести сюда, - отмечает она. - Буквально позавчера сотрудница принесла обрезки куриного мяса. Мы отварим это мясо, сделаем его с овощами, с кашкой. В чистом виде нельзя давать, может случиться белковое отравление, поэтому смешиваем – делаем каши-мешанки, и этим кормим".

Бывает, что в учреждение на экскурсию приходит группа ребят и приносит подарок – например, специализированный корм для попугаев.

Кроме того, если кто-то захочет взять домой животное, которое родилось в живом уголке, ему отдадут взамен на корм.

"Допустим, кто-то хочет приобрести у нас морскую свинку. Мы говорим, что нам нужно два пакета такого-то корма. Нам приносят корм – мы отдаем морскую свинку", - отмечает Ольга Михайловна.

Иногда сотрудники устраивают в фойе Дворца творчества выставки животных. Это бесплатные мероприятия, но любой посетитель может оставить пожертвование или что-то купить для уголка. По словам Ольги Булыгиной, в декабре они провели три такие выставки и собрали 7 тысяч рублей.

"Но в данном случае деньги не главное. Мы хотим, чтобы о нас знали. Живой уголок находится далеко от входа, и не все знают, что он есть, - замечает Ольга Михайловна. - Люди заходят во Дворец, смотрят, удивляются, говорят, что раньше и не слышали про нас".

Во время выставок случаются недоразумения.

"Я на каждой выставке слышу: "Ой, в каких ужасных условиях сидят животные, в каких малюсеньких клетках, им здесь плохо", - рассказывает хозяйка живого уголка. – Приходится объяснять, что это выставочные клетки, и животные в них находятся три-четыре часа, пока идет выставка. А в живом уголке они все сидят в огромных, просторных клетках, специально подобранных под их размеры. Мы, например, выносили дятла. Он произвел фурор, потому что немногие видели дятла. Естественно, я вольеру отсюда не понесу, дятел будет сидеть в специальной переносной клетке. Это удобно не только нам, но в первую очередь, ему, потому что он не будет метаться, если дети в фойе начнут бегать, шуметь".

Иногда, продолжает Ольга Михайловна, ей приходится слышать упреки относительно "погрызенных домиков" у животных.

"Но это же грызуны! Какой бы домик мы ни повесили, через полгода он будет съеден, причем целиком. А пластмассовый поставить нельзя, потому что животные могут отравиться. Только из натурального дерева можем сделать дом. И пусть они его сгрызут, они должны грызть, это их природная особенность. Дятлу такого дерева хватает месяца на два-три. Я с осени ими запасаюсь в деревне: три-четыре-пять деревьев… И зимой постепенно привожу их сюда", - говорит она.

Во Дворце творчества считают, что слухи относительно критической ситуации, в которой якобы оказался живой уголок, - это тоже одно из подобных недоразумений.

"Живой уголок – это структурная единица, которая, по большому счету, может обеспечить себя сама. Плюс небольшая помощь", - отмечает Ольга Булыгина.

"То, что он находится на самоокупаемости, это ни хорошо и не плохо, это просто факт, - говорит Марина Карасева. – И если наступит край, то мы понимаем, как из этого выходить. Но мы такого края и не допустим. Ситуация с живым уголком не только не изменилась в худшую сторону, наоборот, мы сейчас пытаемся улучшить условия животных, готовим им новый кабинет. Мы с педагогами договорились, что находимся в пределах тех особей и тех видов животных, которые у нас есть, но содержим их достойно".

Переезд обитателей живого уголка ожидается к сентябрю. Новая комната для питомцев будет вдвое больше, чем сейчас.

Лида Панасюк

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей