В гостях у Горного короля

Аналитика. Капитал
12:23, 30 Мая 2006

В Северном Приладожье открылся туристический сезон на самых старых в России мраморных ломках.

«Хотите взглянуть в прошлое почти на два миллиарда лет назад? Пожалуйста!», - карельский историк и краевед Андрей Грибушин подходит к краю огромного мраморного карьера, на дне которого серебрится вода,  и словно конферансье взмахивает рукой, указывая на отвесные скалы на противоположной стороне рукотворного каньона.

«Этим камням миллиард девятьсот миллионов лет! Вы стоите сейчас на самой глубине древнего моря и видите вокруг донные отложения протерозойской эры. Под нами еще полкилометра мрамора, а вся площадь мраморной линзы в этом районе составляет около 10-15 километров», - рассказывает Грибушин потрясенным туристам, отправившимся вместе с историком обследовать единственный памятник истории горного дела России и Финляндии – мраморные ломки в окрестностях небольшого приграничного поселка Рускеала в Северном Приладожье.

Каньон с видом на Исаакий

Андрей Грибушин
Андрей Грибушин
Разработки камня начались здесь еще в ХVII веке, однако известность рускеальскому мрамору принесла облицовка архитектурных творений Санкт-Петербурга и его пригородных дворцов. Каменными плитами из Карелии выложены полы Казанского собора и подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка. Из горной породы Рускеалы высечены Чесменская колонна и Орловские ворота Царского села.  

«А теперь скажите мне, что вы видите на дне Мраморного озера?», - хитро улыбается Андрей Грибушин, наблюдая, как посетители каньона пытаются рассмотреть чистейшую водную гладь внизу, прозрачность которой достигает 18 метров. И когда туристы начинают недоуменно пожимать плечами, опытный рассказчик выдает им главную «изюминку» своего повествования:

«Я в этой воде вижу отражение стен Исаакиевского собора, поскольку именно здесь архитектор Монферран отобрал камень для его облицовки. Каменотесы отпиливали от скал огромные глыбы, затем эти блоки тащили на лошадях по зимней дороге в Хелюля, а оттуда их отправляли через Ладожское озеро в Санкт-Петербург, где уже разделывали на облицовочные плиты».

По словам Грибушина, рускеальский мрамор примечателен своей полосчатой расцветкой, которая и обусловила его использование в облицовке царских дворцов. Однако это свойство камня малопригодно в изготовлении скульптур, где предпочтение отдается однотонной породе, поэтому с изменением архитектурной моды интерес к мрамору из Северного Приладожья стал угасать. 

Во второй половине двадцатого столетия промышленное освоение Рускеальского каньона было прекращено, а в 1998 году бывшие каменоломни получили статус памятника культурного наследия России. Правда, к тому времени территория старинных мраморных ломок фактически превратилась в свалку мусора, и если бы не интерес к карьеру местных туристических фирм, историческую достопримечательность по-прежнему посещали бы редкие скалолазы и любители выпить на природе.

И на камнях растут инвестиции

Как признался директор сети туристических фирм «Колмас Карелия» Александр Артемьев, историк Грибушин буквально заразил его идеей создания в мраморном каньоне горного парка, где любой желающий мог бы познакомиться с традициями шведских, финских, русских и карельских каменотесов, ведь в разные эпохи этот карьер принадлежал нескольким народам. Предприниматели из Северного Приладожья решили объединить свои усилия для обустройства территории каньона и в течение двух лет вложили в развитие туристической инфраструктуры парка более 600 тысяч рублей.

«Вы бы видели, сколько металлолома и прочего мусора, мы отсюда вывезли! А сколько надписей пришлось стереть со скал, чтобы вернуть им подлинный облик! После войны мраморный каньон практически не использовался, и все здесь пришло в упадок. Мы постарались восстановить старые штольни, провели освещение, проложили экскурсионные тропы, установили лестницы, скамейки и туалеты, построили смотровые площадки», - вспоминает Александр Артемьев.

Теперь туристы могут совершенно безопасно пройти сквозь целую систему подземных горизонтов бывших рускеальских каменоломен: штолен и штреков, соединенных вертикальными шахтами, а также прокатиться на лодке по Мраморному озеру, образовавшемуся на дне каменного карьера и заполненному чистейшими грунтовыми водами. В каньоне нередко устраивают театрализованные представления, в которых участвуют местные школьники, исполняющие роли эльфов, троллей и прочих «горных народцев». А в ближайших планах владельцев парка - открытие музея добычи камня и проведение музыкальных концертов среди скал, обладающих уникальной акустикой.

Впрочем, шеф проекта «Рускеала» Андрей Грибушин уверен, что даже закоренелый «ботаник» найдет в мраморном каньоне нечто особенное и без анимационной программы.

«Да здесь вся Красная книга под ногами! И первоцвет майский, и волчье лыко, и черный коровяк!», - демонстрирует редкие растения приезжим историк-краевед, влюбленный в живописную природу Северного Приладожья подобно многим именитым художникам и кинематографистам от Николая Рериха до Станислава Ростоцкого.

Кстати сказать, Андрею Грибушину довелось самому сыграть эпизодическую роль немецкого унтер-офицера в фильме «А зори здесь тихие», часть сцен которого снималась в окрестностях поселка Рускеала. Однако навряд ли кто из туристов узнает в гиде бывшего «диверсанта», которого взял в плен старшина Васков: слишком сильны впечатления от посещения каньона.

«Мы облазили весь Крым и Урал, и совсем не ожидали, что в Карелии увидим такое! Это настоящее царство Горного короля!», - восторгается молодая пара из Москвы, выбравшись из галереи Рускеальских каменоломен с видом Тома Сойера и Бекки Тэтчер.   

Убедительная статистика

Между тем, успешный выход на отечественный туристический рынок нового продукта из Карелии можно засвидетельствовать и цифрами: в прошлом году горный парк «Рускеала» принял около 12 тысяч посетителей, что сравнимо с туристическими потоками, проходящими через «раскрученные» национальные парки – «Паанаярви» и «Водлозерский». Неслучайно министр экономического развития республики Михаил Юринов назвал горный парк одним из самых удачных инвестиционных проектов в сфере малого бизнеса региона.  

«Не нужно рассчитывать, что в ближайшее время в республике построят новые крупные предприятия, необходимо развивать малый сектор экономики. Горный парк - это пример того, как можно эффективно вкладывать деньги, используя природные ресурсы, которыми мы располагаем», - отметил карельский чиновник, который в течение нескольких часов с удовольствием покорял скалы, пробирался по старым штольням и обследовал на лодке полузатопленные гроты.  

Валерий Поташов
Рускеала-Петрозаводск

 

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.