Обреченные на вечное соседство

Аналитика. Капитал
11:17, 05 Октября 2006

Российские и финские чиновники и бизнесмены обсудили в Карелии перспективы двустороннего экономического сотрудничества.

В Петрозаводске прошел Второй российско-финляндский экономический форум, организованный Советом Федерации Федерального Собрания РФ, правительством Карелии и правлением финской губернии Оулу. Встреча в карельской столице стала продолжением дискуссии политической и деловой элиты соседних стран о перспективах двустороннего сотрудничества, начало которой было положено в апреле прошлого года в Оулу. Правда, на сей раз финская сторона участвовала в подготовке форума лишь на региональном уровне, поэтому в Петрозаводск не приехали ни спикер парламента Финляндии Пааво Липпонен, ни другие известные политики и бизнесмены.

Основной темой нового форума было выбрано развитие контактов в инновационной сфере, где страна Суоми считается одним из мировых лидеров. Собственно, тон разговора был задан еще перед открытием встречи, когда председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявил журналистам, что России лучше оставить лес, газ и нефть для будущих поколений и найти другие товары для эффективной торговли.

«Если мы посмотрим на структуру экономики в нашей стране – как на федеральном, так и на региональном уровне - то увидим, что почти 70 процентов приходится на сырьевую составляющую. В двадцать первом веке выйдет вперед не та страна, которая будет больше торговать лесом, а та, которая будет продавать интеллектуальный продукт. Наш северный сосед - Финляндия - не обладает и сотой долей тех ресурсов, которыми обладает Россия, но занимает первое место в мире по инновационной составляющей в экономике», - подчеркнул сенатор.

Как было отмечено на форуме, в традиционном торговом сотрудничестве России и Финляндии по-прежнему сохраняется положительная динамика: за период с 1992 по 2005 гг. внешнеторговый оборот между нашими странами вырос в 6,7 раза – с 2,16 миллиарда до 15 миллиардов долларов США. Россия занимает второе место после Германии среди государств, экспортирующих свою продукцию в Финляндию, а в финском экспорте наша страна находится на втором месте после Швеции. Однако почти 90 процентов российского экспорта приходится на сырьевые товары – нефть, природный газ и древесину.

По словам торгового представителя РФ в Финляндии Валерия Шлямина, такое положение дел не может устраивать российскую сторону, которая рассчитывает на более глубокую экономическую интеграцию со своим северным соседом. Как считает Шлямин, будущее российско-финляндских отношений – в совместном развитии высоких технологий, которые будут определять темпы научно-технического прогресса стран в ХХI веке. Причем, речь идет не только о компьютерных, медико-биологических или нанотехнологиях, но также об инновационных разработках в области энергетики, лесной, химической и пищевой промышленности.

«Мы – вечные соседи, и нам в равной степени приходится отвечать на серьезные вызовы времени. Если мы не сможем гармонично сочетать наши конкурентные преимущества, у нас нет будущего. Мы проиграем и скатимся в лагерь третьеразрядных стран», - заметил торгпред в беседе с корреспондентом «Столицы». 

Примечательно, что финские участники форума приветствовали стремление России к равному партнерству, а губернатор Оулу Эйно Сиуруайнен заверил российских журналистов, что финны готовы делиться теми знаниями, которыми обладают. По мнению Сиуруайнена, перспективными направлениями сотрудничества двух стран в сфере инноваций могли бы стать расширение университетских контактов, создание совместных технопарков, исследования в области биоэнергетики, а также высокие технологии на атомно-молекулярном уровне. К слову сказать, гость из страны Суоми был приятно удивлен, когда российские участники форума предложили финским производителям электроники новые методы защиты человеческого организма от воздействия мобильных телефонов.

Другой темой обсуждения на встрече в Петрозаводске стало развитие транспортных коридоров на севере Европы. По оценке начальника Октябрьской железной дороги Виктора Степова, привлечение в Финляндию транзитного грузопотока из стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии увеличит загрузку пограничных переходов на российско-финляндской границе к 2010 году на 54 процента, а к 2020 году – на 82 процента. Это потребует введения в строй новой железнодорожной линии Ледмозеро-Кочкома и реконструкции пограничных станций Кивиярви и Вяртсиля. Работы по завершению минимального оснащения линии оцениваются примерно в 1 миллиард рублей, и в ближайшие 2 года ОАО «Российские железные дороги» вложит в этот проект около 923 миллионов.

Как ожидается, ввод участка ОЖД Ледмозеро-Кочкома в эксплуатацию будет способствовать созданию нового магистрального железнодорожного хода Урал – Республика Коми - Архангельск - Беломорск - Кочкома - Костомукша - Кивиярви - Скандинавия с прямым выходом на финский морской порт Оулу и через него на другие порты Ботнического залива. Это позволит связать кратчайшим путем страны Северной Европы с глубинными регионами Европейского севера России и тем самым создать транспортную инфраструктуру для дальнейшего развития российско-финляндского экономического сотрудничества.

Подводя итоги форума в карельской столице, вице-спикер Совета Федерации Михаил Николаев заметил, что проведение подобных встреч позволит сблизить экономику и качество жизни соседних государств. «Экономическая модель, которую отработали в Северной Европе, является хорошим ориентиром для нашей страны», - сказал Николаев и даже пообещал журналистам, что к 2015 году уровень жизни в России достигнет, наконец, нынешнего уровня жизни в странах Северной Европы. Как к тому времени будут жить наши соседи, сенатор, похоже, и представить не смог.

Валерий Поташов  

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.