С улиц Петрозаводска вскоре могут исчезнуть все муниципальные автобусы.
О том, что в Троллейбусном управлении, которое распоряжается сегодня и городскими троллейбусами, и так называемыми муниципальными автобусами, творится неладное, мы узнали от наших читателей. В редакцию позвонила женщина, которая рассказала о готовящемся массовом сокращении работников Троллейбусного управления и создании новой организации, куда уже перевели двадцать четыре городских автобуса и сейчас насильно «сгоняют» водителей. Работники предприятия в новую структуру идти категорически отказываются.
Мы побывали в Троллейбусном управлении и поговорили с людьми. Оказалось, что чрезвычайная ситуация на предприятии касается не только тех, кто там работает, но и всех горожан. Московские собственники считают развитие автобусного направления в Петрозаводске неперспективным. А потому муниципальные автобусы в недалеком будущем (речь идет буквально о неделях) могут совсем исчезнуть с городским улиц.
На прошлой неделе в Троллейбусном управлении состоялось собрание трудового коллектива. Приехавший из Москвы представитель собственника предприятия - концерна «Русские автобусы» Сергей Лагунов, которого выписали в Петрозаводск специально, чтобы он создал на базе Троллейбусного управления новую юридическую организацию, захотел обсудить сложившееся положение дел с водителями, кондукторами, мойщиками автобусов.
В настоящее время новое юридическое лицо – «РегионАвтоТранс-Петрозаводск» - на базе Троллейбусного управления уже зарегистрировано, и двадцать четыре муниципальных автобуса, среди которых пятнадцать больших ЛИАЗов, работающих сейчас на маршрутах № 4, 24 и др., переведены на баланс этой организации. Автобусы уже получили новые регистрационные карточки и новые номера. Однако практически никто из работников Троллейбусного управления, включая водителей, вместе с автобусами в новую фирму перейти не захотел. На днях все они получили уведомление о том, что через два месяца будут сокращены. Но и этот факт не заставил их принять предложение руководства. По мнению работников, условия труда, которые предлагает им новый начальник, неприемлемы. Также считает и местный профсоюзный комитет.
«Люди лишаются всяких социальных гарантий, им ни отпусков, ни больничных по новым условиям не полагается, - говорит председатель профкома Надежда Булатова. – По сути, им предлагают работать, как водителям маршруток. Причем с большими переработками. А кондукторов в новую фирму вообще не хотят брать на работу. Но законно ли это, если водитель будет сам из выручки с кондуктором расплачиваться?»
«Я посчитал, что в новой фирме не буду зарабатывать вообще ничего, ноль, - говорит водитель автобуса с двадцатилетним стажем Николай Клюев. – При том плане, который нам дается, мне все заработанное придется отдавать хозяину, оплачивать топливо, ремонт, запчасти. А на что тогда жить?!»
Собрание трудового коллектива было сорвано из-за того, что все как один работники встали и ушли. На вопрос нового директора: «Так что, кто-то будет со мной работать?», водители ответили молчанием.
Водители считают, что заведомо неприемлемые условия труда им предложили сознательно. «Когда мы все откажемся, начальники скажут, что работать некому и перегонят все автобусы в другой город. Говорят, что в Питер, - комментирует водитель автобуса Андрей Хямяляйнен. – Они ведь и так городу не принадлежат, так хотя бы по нашим улицам ездят, а скоро мы их вообще не увидим».
Московские хозяева, как оказалось, действительно считают развитие автобусного направления в Петрозаводске неперспективным. Отвечая на наш вопрос, а что, собственно, будет, если водители не пойдут на условия руководства, Сергей Лагунов сказал: «Автобусные перевозки нашими силами будут прекращены. Но вам расстраиваться нечего, вон, у вас сколько маршруток».
Как нам стало известно, структурные изменения в Троллейбусном управлении были задуманы с целью «оздоровить финансовую обстановку» на предприятии, которое только за прошлый год понесло 32 миллиона рублей убытков, нарушив, к тому же, график расчетов с лизинговой компанией. На протяжении последних двух лет Троллейбусное управление практически не получает никаких бюджетных дотаций на свою деятельность, за исключением компенсационных выплат на перевозку льготников, да и то в недостаточном объеме. По замыслу руководства, новая фирма должна работать по упрощенной схеме налогооблажения, поэтому у нее есть шанс выйти на нулевую рентабельность. Но это, если фирма заработает, пока же работать в ней просто некому.
Администрация Петрозаводска на всю эту ситуацию пока никак не отреагировала, хотя начальник Управления транспорта и связи Роман Ванько сказал, что меры нужно предпринимать незамедлительно.
Теоретическая возможность того, что завтра на наших улицах не останется ни одного большого автобуса, действительно существует. Автобусы принадлежат акционерному обществу «Троллейбусное управление Петрозаводска», которое, в свою очередь, контролируется концерном «Русские автобусы». Напомним, что этот «инвестор» пришел в наш город в 2005 году, пообещав вложить в бывшее муниципальное предприятие 250 миллионов рублей. Единственным учредителем вновь созданного транспортного предприятия стало структурное подразделение концерна «Русские автобусы» - «РегионАвтоТранс». Именно оно без проведения конкурса получило в аренду все движимое и недвижимое имущество бывшего муниципального предприятия сроком на 20 лет. С тех пор мэрия потеряла всякий контроль над Троллейбусным управлением.
Сегодня очевидно, что свои обязательства московский «инвестор» не выполняет, и это не может не понимать администрация города. По идее, если у собственника возникнет желание перевезти все автобусы в другой город, остановить его можно будет только путем переговоров, на которые готова пойти мэрия. Хотя с точки зрения здравого смысла такое решение справедливым никак не назовешь, ведь за купленные в лизинг автобусы, расплачивались, по сути, сами горожане, поскольку эти расходы «вбивались» в тариф.
В общем, ошибка, которую совершили наши городские руководители, сегодня налицо. Вот только найдутся ли силы ее исправить?
Наталья Захарчук
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание