«Богач, бедняк»

Аналитика. Капитал
16:12, 04 Октября 2021
фото: Михаил Болотин © Концерн «Тракторные заводы»

Один из бывших хозяев Онежского тракторного завода оказался за решеткой по подозрению в растрате.

В конце сентября Лефортовский районный суд Москвы арестовал основателя и бывшего генерального директора концерна «Тракторные заводы» Михаила Болотина. Почетный машиностроитель России, входивший в середине «нулевых» в сотню самых состоятельных бизнесменов страны, был взят под стражу вместе с двумя прежними подчиненными по ходатайству следователей ФСБ. Болотину инкриминируется «присвоение или растрата в особо крупном размере», и, судя по просочившейся в прессу информации, речь идет об огромных суммах, которые концерн «Тракторные заводы» получил несколько лет назад от министерства обороны РФ на выпуск бронетранспортеров. Как пишет «Коммерсант», военный заказ оказался в итоге сорван, концерн попал под процедуру банкротства, а против его бывшего руководства было возбуждено уголовное дело, поскольку следствие подозревает, что миллионы рублей, предназначавшиеся на создание бронетехники, ушли некой частной фирме и были с ее помощью обналичены.

В Карелии «Тракторные заводы» тоже еще не успели забыть. В 2004 году концерн приобрел контрольный пакет акций одного из старейших предприятий республики, с которого принято отсчитывать историю Петрозаводска – Онежского тракторного завода. В руководстве концерна этот шаг объясняли продолжением стратегического курса на развитие промышленного тракторостроения: к тому моменту новым хозяевам карельского предприятия уже принадлежали Чебоксарский, Владимирский и Липецкий тракторные заводы, и концерн собирался занять еще одну нишу в выпуске тракторной техники – производство лесозаготовительных машин.


Исторический корпус Онежского тракторного завода. Фото: Валерий Поташов

В правительстве Карелии, которое тогда являлось вторым крупным собственником ОТЗ, к приходу на завод новых хозяев отнеслись с оптимизмом, хотя республиканские власти только-только успели отойти от продажи предприятия его прежним владельцем – российско-белорусской торгово-промышленной группой «Инавтомаркет», на которую карельские чиновники возлагали большие надежды. Республиканские власти даже не смущало положение других заводов, приобретенных концерном, которое деловой журнал «Профиль» называл «настолько бедственным, что пока никто не решается вкладывать в них деньги». В интервью «Столице на Онего» бывший вице-премьер Карелии Юрий Пономарев, возглавлявший в 2004 году совет директоров ОТЗ, заявил, что «приход нового собственника – все же удача», поскольку теперь карельское предприятие вписывается в общую структуру отечественного тракторного производства.

«Мы надеемся снизить себестоимость наших машин за счет того, что комплектующие узлы и детали будут поступать с родственных предприятий по оптимальным ценам. Кроме того, мы рассчитываем на объединение маркетинговых сетей, которое позволит ОТЗ выйти на рынок Сибири. Но самое главное – у концерна значительно больше возможностей привлечь финансовые ресурсы для начала производства нового колесного трактора», – сказал Юрий Пономарев.  

Однако уже через несколько месяцев завод был вынужден остановить свою работу из-за отсутствия заказов. Концерн покупал в Карелии прибыльное предприятие – по итогам 2003 года прибыль ОТЗ составила 19 миллионов рублей, а к концу 2004-го его убытки достигли 80 миллионов. Спрос на карельские тракторы упал – успешные лесозаготовительные компании предпочитали импортную колесную технику, а тот, кто сам сводил концы с концами, не мог купить даже продукцию ОТЗ. Долги завода по заработной плате и платежам в бюджет исчислялись десятками миллионов рублей, и над старейшим предприятием Карелии нависла реальная угроза банкротства.


Бывшие заводские стены в историческом центре Петрозаводска. Фото: Валерий Поташов

Руководство ОТЗ и республиканские власти, как могли, подслащивали горечь его неминуемого финансового краха обещаниями наладить выпуск новых лесных машин совместно с финнами и датчанами – дочерняя фирма концерна «Тракторые заводы» даже приобрела для этого датскую компанию Sylvatec. Выпускать новую колесную технику предполагалось на производственной площадке, расположенной на окраине Петрозаводска, а историческую территорию завода в центре карельской столицы пришлось выставить на торги, чтобы погасить многомиллионную задолженность предприятия. Примечательно, что в то самое время, когда Арбитражный суд Карелии ввел на ОТЗ внешнее управление, которое в итоге все равно обернулось для предприятия банкротством, глава концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин попал в список ста богатейших бизнесменов России, составленный журналом Forbes.

В 2010 году историческую площадку ОТЗ купила девелоперская компания из Санкт-Петербурга «Охта Групп», и застройка опустевшей заводской территории жильем, офисами и магазинами надолго вытеснила из городской повестки дня судьбу бывшего градообразующего предприятия Петрозаводска, отправленного на окраину с новым юридическим лицом. Начать в Карелии массовый выпуск колесной лесной техники, которая была бы востребована на российском рынке, «Тракторным заводам» так и не удалось, хотя руководство концерна обещало ОТЗ «самые лучшие перспективы» чуть ли не до начала новой процедуры банкротства. К тому моменту, когда из заводских цехов вышел последний трактор под маркой «ОТЗ», а это, напомню, произошло в декабре 2018 года, долги самого концерна «Тракторные заводы» оценивались более чем в 100 миллиардов рублей.

Валерий Поташов   

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Аналитика

31.12.2024 12:00
Обществоведение
«Столица на Онего» предлагает вспомнить важные события в политике, общественной и культурной жизни уходящего года.