"Единственный независимый"

Аналитика. Политкухня
10:57, 17 Сентября 2019

Избирательная кампания кандидата в Петросовет от бывшего штаба Навального в Петрозаводске была организована и проведена провально, считает политолог Олег Реут.

В ходе завершившейся кампании по довыборам депутатов Петрозаводского городского совета меня несколько раз "подбивали" написать материал, в котором предлагали рассмотреть особенности электоральных стратегий и тактик кандидатов. Подготовить такой текст – непростая задача, поскольку необходимо сбалансировано отразить усилия всех кандидатов и их штабов и при этом не "попасть" на агитацию "за" или "против" кого-либо из соперников. Признаться честно, основные усилия в последние две недели были потрачены на подготовку общественного наблюдения в день голосования, и времени для обзора кандидатских кампаний практически не оставалось. Сейчас же выборы прошли, победители определены, можно хотя бы вскользь взглянуть на один занятный проект – кампанию кандидата, который позиционировался как "единственный независимый".

Как известно, прекративший своё существование ещё в конце марта прошлого года штаб Алексея Навального в столице республики мутировал в до сих пор незарегистрированное движение "Крылья Карелии". Судя по всему, его возглавил Артём Корнышов, экс-координатор экс-навальновского штаба. За последние полтора года ничем примечательным "КК" не отметились. Хотя заявлялись намерения о проведении антикоррупционных расследований в Карелии и запуске "крутого сайта с совершенно необычным дизайном".

15 февраля на своей странице в ВК Корнышов разместил пост, который заканчивался словами "Об одном, но самом главном, я хотел бы сообщить уже сейчас: мы примем участие в довыборах в городской совет. Будем выдвигать кандидата, вести полноценную публичную кампанию и "работать в полях". Цель одна – победить".


© 7x7-journal.ru

Как теперь уже очевидно, цель не достигнута, а кампания была организована и проведена просто провально. Но обо всём по порядку.

Несмотря на то, что в Единый день голосования распределялись 139 мандатов депутатов и глав поселений в республике, "Крылья Карелии" смогли выдвинуть только одного соискателя заветного места в муниципальной власти. Даже для избирательного округа № 8 в Петрозаводске (Ключевая, Птицефабрика) подобрать кандидата почему-то не удалось. В этом смысле кандидат от "КК" действительно стал "единственным независимым".

Выбор Движения пал на Валерия Клепкина. Логичное объяснение этому найти довольно сложно. У Клепкина была абсолютно нулевая узнаваемость. Восемь недель кампании ушли только на то, чтобы её хоть как-то повысить.

Открытым оказались и вопросы об образовании и месте работы кандидата. Сайт Центральной избирательной комиссии Карелии информировал, что Клепкин получил профессиональное образование в Академии Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (2001 г.), а в настоящее время работает менеджером в обществе с ограниченной ответственностью "Частное агентство занятости Мэнпауэр". Выбор в качестве кандидата офицера ФАПСИ вызывал определённые недоумения, но ни Клепкин, ни его штаб не снизошли до того, чтобы объясниться по этому пункту. Хотя на тему специфичного профобразования "оппозиционного" кандидата неоднократно указывал Алексей Трунов, бывший помощник Корнышова.

С нынешней работой кандидата тоже возник некоторый затык. Сам Клепкин так представлял то, чем он занимается: "сейчас заключил срочный контракт и работаю менеджером по строительству сети на Huawei". Или он лукавил перед избирателями, или ввёл в заблуждение Территориальную избирательную комиссию Петрозаводска при подаче документов на регистрацию.

Кстати о регистрации кандидата. В связи с тем, что общественное движение (тем более незарегистрированное) не может выступать субъектом выдвижения соискателей депутатских мандатов, Клепкин решил стать самовыдвиженцем. Для подтверждения серьёзности кандидатского намерения было необходимо собрать… 78 подписей. В принципе, для нормально функционирующего отдела полевиков это работа на один вечер. 26-30 волонтёров "приносят" по три собранные подписи, они проверяются и удостоверяются.

Довольно странно, но штаб кандидата собирал подписи целый месяц! Впрочем, этому находится объяснение, если ознакомиться с итогами голосования – 8 сентября за Клепкина проголосовали 126 петрозаводчан, что лишь на 48 больше, чем количество тех, кто выразил поддержку кандидату на стадии его выдвижения.

Предвыборная программа Клепкина получилась на удивление краткой:

"ЗА":

  • возвращение прямых выборов мэра

Прямые выборы — залог ответственности главы города перед жителями.

  • раздельный сбор мусора

Полноценно внедрить раздельный сбор и переработку в каждый дом Петрозаводска - реально!

  • прямой контакт с избирателями

Услышать каждого и быть в курсе событий района - первоочередная задача депутата.

"ПРОТИВ":

  • политической монополии

Все устали от "партии власти", которая принимает антинародные законы: "Пакет Яровой", повышение пенсионного возраста и другие.

  • необоснованного повышения тарифов ЖКХ

Стоимость услуг ЖКХ растёт год от года, а качество их не повышается. Нужен пристальный контроль за тем, на что идут платежи населения.

  • коррупции

"Распил" денег на ремонте дорог, строительстве, озеленении, "кумовство" во власти - всё это должно быть искоренено в обществе."

Очевидно, что с такой программой можно выдвигаться в любом регионе, в любом городе или деревне, в любом округе. Ничего специфичного, что указывало бы на проблемы избирательного округа №10 или на предположительные пути их решения, представлено не было. За набором популистских деклараций было невозможно рассмотреть, зачем Клепкин идёт на два года в депутаты горсовета и почему именно за него надо голосовать петрозаводчанам, проживающим в Центре и на Зареке.

Чудаковатым оказался и логотип кампании Клепкина.

Что здесь означала буква "К"? Идентификацию фамилии кандидата? Отсыл к "КК"? Какая технологическая функция диктовала именно такое шрифтовое, графическое и цветовое решение? Привлечение внимания? Вызывание симпатии? Разъяснение? Если всё сводилось только к идентификации, то опять же к какой именно? Территориальной? Национальной? Политической? Ценностной? Зачем добавлена молотообразная стрелка, косвенно реферирующая к лого Партии роста?

Высокозатратной по времени и низкорезультативной по итоговым показателям стоит признать практику подомового обхода, которую штаб кандидата выбрал в качестве основной. В округе, в котором проживают почти 15 тысяч избирателей, "обходить ногами" каждый дом, каждый подъезд и каждую квартиру не представляется разумным. Во-первых, это не даёт так называемый "тёплый контакт", который целесообразно поддерживать ещё двумя-тремя последующими "положительными эмоциями". А во-вторых, масштаб избирательного округа предписывает не точечные, а исключительно площадные акции. Они в свою очередь были бы возможны, если сторонники Клепкина были способны генерировать инновационные политические Интернет-стартапы и управлять формирующейся аудиторией. Довольно занятно, что при постоянном бахвальстве собственными умениями "работать в соцсетях", штаб кандидата в депутаты не смог организовать и провести ни одной акции в рамках предвыборной агитации, аудитория которой превысила бы отметку в 1000 пользователей.

Подписчиками "Крыльев Карелии" в ВК были 270 человек, тематического телеграм-канала – 50. С такими показателями охвата аудитории практически единственным спасением могла бы стать прямая политическая Интернет-реклама в городских медиа, но, вероятно, на её проведение у избирательного штаба кандидата просто не было денег.

Финансовые ресурсы нашлись на печать листовки. Посредственной и незапоминающейся. Слоган "Голосуй, если хочешь быть услышанным" явно не работал при ожидаемой явке в 8-10 процентов. Здесь важно учитывать, что многие тезисы, доносимые в рамках избирательной кампании, являются, если можно так выразиться, искусственными, то есть отражающими запросы избирателей. А разве опросы или фокус-группы показывали, что избиратели в округе действительно желали быть именно "услышанными" на этих выборах? Кандидат "зеркалит" запросы избирателей, представая тем, кем он на самом деле не является. Вся агитационная постановка оценивается избирателями по небезызвестному театральному принципу "верю – не верю". И вера в кандидата начинается с банальной симпатии. Если кандидат не умеет, не может понравиться, на выборах ему делать нечего.

Последний тезис получил довольно своеобразное подтверждение. Как известно, в избирательном округе № 10 Территориальной избирательной комиссией Петрозаводска были изготовлены информационные стенды, содержащие необъективную и недостоверную информацию о кандидате – сопернике Клепкина. Сложились обстоятельства, при которых избиратели – как участвовавшие в досрочном голосовании, так и проголосовавшие в день голосования с 8:00 до примерно 18:20 – были проинформированы с нарушением требований федерального закона об объективном и достоверном характере информации о кандидатах, участвующих в выборах, т.е. фактически введены в заблуждение. В свою очередь это существенно нарушило равенство кандидатов.

Можно было предположить, что оппозиционный политик непременно воспользуется ситуацией и предпримет все усилия для того, чтобы обжаловать результаты голосования. По крайней мере это было бы органично, если он не на словах, а на деле намеревался защищать права тех, кто доверил ему свой голос. В день голосования права избирателей действительно были нарушены. Однако никак жалоб со стороны Клепкина не последовало. Нарушение прав избирателей теперь уже экс-кандидат предпочёл просто проигнорировать. Вероятно, он уже готовился к новым выборам, заявив в соцсетях, что "спринтерскую дистанцию мы прошли неплохо, впереди – марафон".

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей