«Я в синий троллейбус сажусь на ходу»

Аналитика. Обществоведение
14:43, 16 Ноября 2021
фото: Из истории Петрозаводского троллейбуса © ПМУП «Городской транспорт»

Мы с детства привыкли к троллейбусам и автобусам в Петрозаводске, и казалось, они были задолго до нас.

В советское время главным городским транспортом в нашей семье считался троллейбус: им чаще всего пользовались. На троллейбусе было удобно попадать в гости, в кино, на вокзал, в старших классах — на Учебно-производственный комбинат №2 на «Мурманке». В университет и домой я обычно ходил пешком, а в троллейбус садился, когда спешил.

Троллейбус ходил часто: не опоздаешь. Билет на троллейбус стоил четыре копейки, на автобус — пять копеек. И так всегда. Из года в год. Без подорожаний. Билеты покупали сами пассажиры — в кассах самообслуживания, установленных в салоне троллейбуса или автобуса. Опустив монетки в кассу, крутили ручку, и из кассы выходило нужное количество билетов. Оторвешь от ленты — билеты твои. В детстве эта процедура казалась важной и удивительной, и мы с удовольствием управлялись с кассой. В час пик денежки и билеты передавали по цепочке, от пассажира к пассажиру: «Передайте, пожалуйста, на два билетика».


Из истории Петрозаводского троллейбуса. Фото: © ПМУП «Городской транспорт»

Немного позже для удобства пассажиров появились талоны для компостирования, по десять штук: отделил талон, прокомпостировал — поездка оплачена. Продавались также проездные билеты. Их покупали те, кто ежедневно ездил на общественном транспорте. Купить или прокомпостировать билет было делом пассажирской сознательности, и она работала.

Ездить «зайцем», тем более, получить штраф, было стыдно, а к общественному транспорту относились именно как к части всенародной, то есть, общей — твоей, моей, всех остальных — собственности. При дешевизне у подавляющего большинства советских людей попросту не возникало вопроса, платить или не платить.


Из истории Петрозаводского троллейбуса. Фото: © ПМУП «Городской транспорт»

Что сейчас у нас дешево, скажите мне, кто знает.  

Удобно, экологично, за копейки

Мы с детства привыкли к городским троллейбусам и автобусам, и казалось, они были задолго до нас. Петрозаводский троллейбус не на много старше нас со сверстниками. Регулярное троллейбусное сообщение открылось в Петрозаводске 5 сентября 1961 года по маршруту №1 «Товарная контора — площадь Кирова».  Уже в октябре 1962 года этот маршрут продлили до улицы Ригачина, а в 1963 году до Северной точки. Первые троллейбусы прибыли в Петрозаводск из города Энгельс Саратовской области.  

В год моего рождения (1964) в Петрозаводске появился второй, а в 1967 году — третий троллейбусный маршрут. Первый запомнившийся мне новый маршрут — четвертый.


«Даешь 4 маршрут!». Из истории Петрозаводского троллейбуса. Фото: © ПМУП «Городской транспорт»

Движение по маршруту №4 «Улица Курганская – Октябрьский проспект» открылось в 106-ю годовщину со дня рождения Ленина, 22 апреля 1976 года. От площади Кирова до Октябрьского проспекта ехали пять остановок. Мой тогдашний Петрозаводск почти совпадал с границами «старого» центра: дом, школа, парк у озера, кино в «Победе» или «Сампо», вокзал, где троллейбус разворачивался и отправлялся в обратный путь. Тогда не было еще ни Новой Кукковки, ни Древлянки, и микрорайон Октябрьского проспекта казался далекой большой новостройкой…


Из истории Петрозаводского троллейбуса. Фото: © ПМУП «Городской транспорт»

Петрозаводский троллейбус — одна из самых северных систем троллейбусного транспорта в мире. Ее планирование начали в 1934 году. Тогда по инициативе первого руководителя Советской Карелии Э.А. Гюллинга в пятилетний план жилищно-коммунального строительства Карельской АССР было включено строительство троллейбусной системы в Петрозаводске. Планировалось два маршрута, один из которых проходил бы по проспекту Карла Маркса. Осуществлению планов помешали сначала недостаток медного провода, а потом Великая Отечественная война.


Из истории Петрозаводского троллейбуса. Фото: © ПМУП «Городской транспорт»

В СССР каждый школьник знал ленинский лозунг «Коммунизм — это Советская власть плюс электрификация всей страны». Удобный, экономичный, экологичный электрический транспорт, троллейбус, олицетворял новый, советский образ жизни. В 1963 году вышел художественный фильм «Первый троллейбус», а написанную немного раньше песню «Полночный троллейбус» называют символом творчества Окуджавы, очень популярного среди части интеллигенции в те времена.


Из истории Петрозаводского троллейбуса. Фото: © ПМУП «Городской транспорт»

История петрозаводских автобусов почти на полвека длиннее, чем у троллейбуса, и, согласно Википедии, «начинается с открытия 9 мая 1915 года первого загородного маршрута, когда мещанка А.В. Тимофеева организовала «автомобильное движение» на 6-местном «Wolsley-Siddenley». Первый маршрут проходил от Александровской улицы до деревни Сулажгора, имел остановку у кинематографа «Триумф». Стоимость проезда равнялась 1 рублю. Известно, что движение осуществлялось до 11 мая 1915 года».


Из истории Петрозаводского троллейбуса. Фото: © ПМУП «Городской транспорт»

Видимо, в Петрозаводске пятнадцатого года чего-то не хватало: то ли пассажиров, то ли пассажирских рублей, но «автомобильное движение» мещанки Тимофеевой просуществовало только три дня. С них ведут отсчет истории автобусного сообщения, которое связало все районы города.


Автобус-«гармошка» на проспекте Ленина в Петрозаводске. Советское время. Фото: © Фотоархив Бориса Семенова.

В 1964 году в Петрозаводске насчитывалось уже 11 автобусных маршрутов, и в дальнейшем их число возрастало. Автобусы и троллейбусы хорошо дополняли друг друга. Еще были маршрутные такси. В Петрозаводске они появились в 1968 году. К концу советского периода маршрутки ходили по шести линиям.


Рейсовый автобус на площади Гагарина в Петрозаводске. Советское время. Фото: © Фотоархив Бориса Семенова.

«Швейцар уже вызвал такси»

На особый случай было настоящее такси — дороже, но с комфортом. Советское такси — автомобиль «Волга», символ автошика. Надо признать, заказать автошик было непросто, особенно, праздничным вечером или ближе к столичному поезду: занято, занято, занято… На стоянках случались очереди, а таксисты требовали плату сверх счетчика. Люди постарше помнят карикатуры и фельетоны про эти «отдельные недостатки», «пережитки буржуазных настроений».


Форменная фуражка и автомобиль «Волга» — приметы такси советского времени. Фото: © Фотоархив Бориса Семенова.

…Я был в десятом классе, когда однажды сопровождал троих финнов, знакомых нашей семьи из Финляндии, при посещении Финского театра. Они уезжали в Ленинград, и нам надо было уйти до конца спектакля, чтобы гости успели в гостиницу «Северная» и потом на вокзал. Я предполагал, что мы дойдем до гостиницы пешком, но один из гостей попросил вызвать такси. Откуда туда звонить? И дозвонишься ли? Я пару раз обогнул фойе, заглянул в пустой буфет и вернулся к гостям.

— Все хорошо. Швейцар уже вызвал такси, — радостно сообщил финн.
— Какой швейцар? Здесь нет швейцара.
— Да вот же он.

Неподалеку стоял представительный седой мужчина лет пятидесяти. Я предложил подойти к «швейцару» и по-фински представил:

— Тойво Хайми, директор Петрозаводского Финского драматического театра.
— Директор... — промямлил финн и раскраснелся. — Какая неловкость с моей стороны… Мои извинения, господин директор…

Тойво Семенович улыбнулся и сказал, что нам повезло: в такси ответили сразу, как только он позвонил туда из помещения кассы, рядом с фойе. А до этого он просто прогуливался по пустому фойе у входа.

У гостей был заказан транспорт до вокзала. Мы попрощались в гостинице. До прощания спутники то и дело отчитывали своего товарища:

— Какой конфуз! Как ты мог принять директора театра за швейцара!

Помнится, я сказал, что у нас, в СССР все равны — и швейцары, и директора, и водители такси. А про себя подумал: с такси нам, и правда, повезло.

Армас Машин 

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Аналитика

12.06.2025 18:35
Тема недели
Парламентарии Карелии призвали не допустить роста задолженности Олонецкого молочного комбината перед государственными совхозами и сохранить коллектив предприятия.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение