Инвестор приступает к реализации в Карелии масштабного проекта по строительству полигона и мусороперебатывающего комплекса, а регооператор "Автоспецтранс" займется самостоятельной транспортировкой мусора.
""Мусорная реформа" нашла своего инвестора", - заявил в интервью "Столице на Онего" в июле 2020 года глава Минприроды Карелии Алексей Щепин. Тогда в правительство республики поступила концессионная инициатива. Компания "МЦЕ Инвест Рус" предложила реализовать на территории Карелии концессионное соглашение, в рамках которого планировалось строительство рядом с действующей свалкой вблизи Орзеги в Прионежском районе мусороперерабатывающего комплекса мощностью 200 тысяч тонн в год, современного полигона для размещения ТКО и биогазовой станции. И все это время региональные власти вместе с инвестором, который в начале 2021 года получил контроль над региональным оператором ООО "Автоспецтранс", работали над документом. Только 1 марта концессионное соглашение сроком на 25 лет было подписано. Что теперь ждет жителей Карелии, которые нередко жалуются на заваленные мусором контейнерные площадки в разных населенных пунктах? Кто и как будет вывозить и сортировать мусор на территории республики? Этим и другим вопросам "мусорной реформы" был посвящен брифинг в карельском правительстве.
Министр природных ресурсов и экологии республики Алексей Щепин, рассказывая о подписанном соглашении, напомнил, что задачей Минприроды остается создание на территории региона эффективной экологичной системы обращения с отходами. Согласно подписанному документу до 2024 года должны быть построены комплекс по обработке ТКО проектной мощностью 190 тыс. тонн в год и современный полигон, куда будут доставлять мусор со всей республики. Стоимость проекта составит почти 1,5 млрд рублей. Большая часть инвестиций пойдет на возведение полигона – более 1 млрд рублей, а 360 млн рублей – на строительство комплекса по сортировке и переработке мусора.
Концессионное соглашение предусматривает и создание анонсированной ранее биогазовой станции, но, по словам главы Минприроды Карелии, инвестиции на это не заложены.
"Мы не смогли в рамках концессионного соглашения включить объекты биологического обезвреживания отходов. Законодательство не позволяет это сделать, потому что это другое тарифное регулирование. На выходе у биогазовой станции тепловая и электрическая энергия. Но станция остается в рамках инвестиционного соглашения, которое запущено через Корпорацию развития Республики Карелия. Предварительная стоимость инвестиционного проекта – 500 млн рублей", - сказал министр.
Что в итоге в Карелии будет подвергаться вторичной переработке, в Минприроды пока не знают. По словам Щепина, к 1 апреля закончится изучение морфологии мусора. Тогда станут известны нормативы накопления ТКО, в том числе по сезонам, и какие виды отходов в регионе преобладают.
"Мы еще раз более тщательно оценим, какие отходы у нас образуются, и от этого будем отталкиваться. Вместе с инвестором будем верстать дорожную карту по объему необходимого оборудования по вторичной переработке отходов", - отметил глава Минприроды.
Гендиректор "МЦЕ Инвест Рус" Владимир Кванин отметил, что компания уже приступила к работе. Сейчас идет процедура предоставления инвестору участка лесного фонда в аренду в Прионежском районе для проведения изыскательских работ. Инвестор подготовит проектно-сметную документацию, которая должна пройти государственную экологическую экспертизу, и приступит к строительству объектов. В первом квартале 2024 года полигон и комплекс по обработке ТКО должны быть сданы в эксплуатацию.
Если строительство инфраструктурных объектов пока в перспективе, то закупка новой техники для регоператора становится реальностью. После прихода инвестора в Карелию на счете "Автоспецтранса" лежит 24 млн рублей. Именно в такую сумму независимые эксперты оценили вхождение "МЦЕ Инвест Рус" в ООО "Автоспецтранс". Техническое оснащение будет происходить как за счет средств «Автоспецтранса», так и инвестора, который в 2021 году поможет регоператору приобрести технику на общую сумму более 500 млн. рублей. "Автоспецтранс" нацелен на полное переоснащение своего технопарка, постепенной замене всех железных мусоросборников на пластиковые и переход с пакетного на контейнерный сбор ТКО.
"В планах на 2021 год приобрести 20 единиц техники, включая мусоровозы, мультилифты, бункеровозы, ломовозы, и 3 тысячи контейнеров. Новая техника необходима для перехода предприятия на собственное транспортирование ТКО, уборки несанкционированных свалок и расширения спектра оказываемых услуг населению. Также это позволит нам дополнительно решить проблему с правильным оснащением контейнерами садоводческих некоммерческих товариществ", - рассказал директор "Автоспецтранса" Евгений Мошников.
При этом в "Автоспецтрансе" не скрывают, что 2020 год ударил по финансовому состоянию предприятия. После введения локдауна предприятия и организации ушли на каникулы, в связи с чем вывоз мусора у них приостановился. При этом увеличилось количество населения, поскольку в республику приехали на дачи жители Санкт-Петербурга и Ленобласти. В результате у физлиц на 30% вырос объем ТКО, а собираемость платежей упала. Процент сбора для "Автоспецтранса" был критичный – 82 процента. Региональный оператор недополучил 144 млн рублей.
"У нас возникли существенные просрочки по контрактам с нашими подрядчиками. Для того чтобы не прекращать вывоз ТКО, не зарасти в мусоре и оплачивать услуги компаний-операторов, мы были вынуждены обратиться в правительство за поддержкой - получением субсидии, чтобы в республике не произошло мусорного коллапса", - поделился руководитель регоператора.
"Автоспецтранс" получил две субсидии – одну из республиканского бюджета (40 млн рублей), вторую из федерального (49 млн рублей). Они были целевыми, поэтому их можно было потратить только на оплату услуг подрядчиков-операторов по обращению с ТКО. И регоператор отчитался за каждый рубль в соответствии с заключенными соглашениями.
"Проблема небольших компаний, работающих в сфере вывоза мусора, в том, что в кризисных ситуациях оборотных средств у них не хватает. Они останавливают вывоз мусора. Чем крупнее оператор, тем проще с ним работать - это стабильно и прогнозируемо. С целью стабилизации этого процесса мы хотим перейти на собственную транспортировку отходов", - отметил Евгений Мошников.
Переход на собственную транспортировку мусора обусловлен для регоператора еще и тем, что при дальнейшей реализации "мусорной реформы" в регионе все свалки в регионе будут закрыты, а все отходы попадут на новый полигон и мусороперерабатывающий комплекс.
"Возникнет вопрос о логистике транспортировки отходов на более дальние расстояния. И мы отдаем себе отчет в том, что техника, работающая на сегодняшний день во многих районах республики, будет не способна это сделать, а операторы не смогут ее приобрести", - уверен директор ООО "Автоспецтранс".
Регоператор, в первую очередь, начнет работу по вывозу мусора своими силами там, где сегодня больше всего проблем с вывозом ТКО. С кем-то из действующих операторов-подрядчиков (сейчас их в республике 12) контракт продеваться не будет. По словам Евгения Мошникова, проанализировав все обращения, решено, что вывоз мусора будет осуществляться собственными силами в Приладожье. Там есть проблемы и с туристами, и с контейнерным парком, и с вывозом ТКО, отметил глава регоператора.
"В адрес министерства пришло письмо от главы Лахденпохкого района о том, что они недовольны работой подрядчика. Регоператор может выполнять транспортировку отходов собственными силами до 50 процентов", - поддержал Мошникова министр природных ресурсов и экологии республики.
В 2021 году "Автоспецтранс" планирует также отказаться от услуг Единого расчетного центра при обслуживании, как юридических, так и физических лиц. Регоператор будет напрямую сотрудничать с организациями по заключению договоров, выставлению счетов, квитанций и оформлению документов.
Не стали уходить представители регоператора и от неудобных вопросов журналистов о том, кому принадлежат новенькие четыре мусоровоза, приобретенные за 80 млн рублей. Недавно в "МК В Карелии" предположили, что мусоровозы Scania в скором времени уедут в Великий Новгород, где находится один из инвесторов в проекте ООО "МЦЕ Инвест Рус".
"Мусоровозы приобретены в лизинг. Это собственность "Автоспецтранса", который будет расплачиваться за них еще 3 года. Они ездят по улицам Петрозаводска и справляются со своей задачей. Пока регоператор самостоятельно не может предоставлять услугу по обращению с ТКО, так как до 2022 года остаются в силе контракты с подрядчиками. Поэтому новые мусоровозы SANIA временно отданы оператору "АктивПро", обслуживающему территории столицы Карелии. Подрядчик передал машины "Спецавтохозяйству", зарегистрированному в Великом Новгороде", - сказал Евгений Мошников. Эта организация будет заниматься техническим обслуживанием карельских мусоровозов, у них хороший опыт по эксплуатации и ремонту SANIA, что немаловажно для «Автоспецтранса».
Гендиректор "МЦЕ Инвест Рус" Владимир Кванин объяснил, как среди инвесторов, занимающихся карельским мусором, оказались представители Великого Новгорода.
""МЦЕ Инвест Рус" - инвестиционная компания. Ее компетенция – привлечение денег. Для реализации концессионного соглашения нам нужна была компания, которая работает в области с обращения с отходами. Мы сами этой компетенцией не обладаем. Мы проводили переговоры с различными потенциальными партнерами в Санкт-Петербурге, Москве и других городах, но остановились на Великом Новгороде. Только там коллеги согласились произвести необходимые работы в рамках существующего "мусорного" тарифа. Новгородский региональный оператор при сравнительно невысоком тарифе имел успешный опыт не только в транспортировании ТКО, но и в эксплуатации полигонов. А, например, в Санкт-Петербурге предлагали увеличить тариф в 1,8 раз, в Москве – в 2 раза. Таким образом, мы вышли на сегодняшних партнеров. Несмотря на все трудности, мы выполнили требование правительства республики – удержали тариф на прежнем уровне.
Нормативный срок возврата инвестированного капитала по условиям концессионного соглашения составляет 15 лет. Это более чем вдвое больше минимально допустимого срока по методике ФАС и, по сути, является прецедентом для российских реалий. Инвестор изначально выстраивал проект таким образом, чтобы нагрузка на тариф была минимальной и была равномерно распределена по сроку реализации инвестиционного проекта. Мы намерены осуществить все свои планы по реализации проекта и навести здесь порядок с мусором", - заявил Владимир Кванин.
Андрей Кузнецов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание