Участники "круглого стола" о развитии системы образования Карелии попросили республиканские власти восстановить управляемость отраслью и избавить педагогов от "мрака всевозможных отчетов".
Накануне начала нового учебного года в Петрозаводске прошел республиканский общественно-педагогический форум, который многие из его участников по советской привычке назвали августовским педсоветом. Едва ли не ключевым моментом этого форума могло бы стать заседание "круглого стола", на котором руководство карельского Минобраза предложило учительской и родительской общественности поговорить о стратегии развития образования республики, но оказалось, что никаких стратегических планов нет ни у министерских чиновников, ни у педагогов, ни у общественников. Полуторачасовой разговор так и не вышел за рамки обсуждения реализации национального проекта "Образование", новых форм обучения, способных поддержать сельские образовательные учреждения, и проблемы кадрового голода, который уже остро ощущается не только в деревенских, но и городских школах Карелии. Вопрос о том, куда идти региональной системе образования, и самое главное – куда она поведет "цифровое поколение" или "поколение Z", за "круглым столом" так и не был поднят.
"Наша с вами задача – выработать определенные ценностные ориентиры", – обратилась к педагогам исполняющая обязанности первого заместителя министра образования Карелии Наталья Кармазина и тут же объявила, что "реализация национального проекта "Образование" – это основное направление деятельности в настоящий момент". Как сообщила замминистра, федеральное финансирование проекта позволит улучшить материально-техническую базу образовательных учреждений с адаптивными программами (речь о школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья), обновить спортивные залы и компьютеризировать значительную часть обычных школ.
"Мы понимаем, что цифровизация – это уже наше настоящее, – сказала Наталья Кармазина. – Если в 2019 году современное оборудование получат всего 7 образовательных организаций, то в следующем году их станет в республике уже 101. В 2021 году – 61 организация. Каждая школа в Карелии получит новое современное оборудование для реализации модели цифровой образовательной среды. Думаю, это очень важно для развития образовательного пространства, для создания современных условий обучения".
Исполняющая обязанности первого заместителя министра образования Карелии особо отметила, что в ближайшие годы в республике намечено строительство новых школ – в Петрозаводске и Кеми. Однако о прежних планах оптимизации, а фактически - ликвидации малокомплектных образовательных учреждений госпожа Кармазина предпочла особо не вспоминать. Более того, замминистра заговорила о необходимости пересмотра "устоявшихся подходов к образовательному процессу".
"Мы понимаем, что ни один ребенок не должен быть лишен права на образование, на доступное и качественное образование, и каждая образовательная организация должна почувствовать, что в стране происходят изменения, что страна сейчас вкладывает достаточно большие средства и меняет свой подход именно в отношении образовательных организаций, расположенных вне городской среды", – заявила замминистра.
Но оказалось, что даже в городских школах Карелии все далеко не столь благополучно, как хотелось бы республиканским чиновникам, и кадровый голод испытывают не только образовательные учреждения в небольших деревнях и селах, где педагогам зачастую просто негде жить.
"В этом году очень много вакансий в городских школах, – констатировала Валерия Самойлова, представлявшая на заседании "круглого стола" Совет молодых педагогов Карелии. – На этой неделе мы просто разрываемся, потому что нам звонят директора, завучи, на нас выходят через знакомых и просят распространить информацию, найти людей. Действительно, проблема есть, и мы должны с вами говорить откровенно – уровень заработной платы учителя сейчас далек идеала или мечтаний современных выпускников. Я думаю, что те из вас, у кого есть взрослые дети, наверное, хотите, чтобы они жили в хорошей, благоустроенной квартире, имели хороший достаток, могли рожать детей и давать им все самое необходимое. Ладно, девушки. Мы понимаем, что когда есть обеспеченный муж, который зарабатывает на порядок выше на производстве, такая проблема остро не стоит. Но когда мы говорим про преподавателей-мужчин, и это молодые преподаватели-мужчины, мы с вами прекрасно понимаем, что их очень мало".
На этом фоне школьные учителя, по образному выражению одного из участников обсуждения, все больше погружаются во "мрак всевозможных отчетов". От педагогов требуют предоставления самых разных справок даже сотрудники Федеральной службы безопасности, которые, как было замечено на заседании "круглого стола", ходят в школу "как к себе домой". Не удивительно, что полуторачасовой разговор о стратегии развитии региональной системы образования завершился в итоге просьбой к заместителю министра о восстановлении межведомственного взаимодействия и управляемости отраслью, чтобы учителя могли, наконец, заниматься тем, чем должны – педагогической деятельностью.
"Стратегия – вообще-то, термин искусства полководца, искусства вести войну, – напомнила участникам "круглого стола" исполнительный директор Ассоциации сельских школ Карелии Зинаида Ефлова. – Рядом со стратегией есть тактика – учение об использовании войск. Дальше смотрим у экономистов, юристов, социологов и политологов, которые тоже используют этот термин. Много чего есть, но дело заканчивается тем, что это план действий в ситуации неопределенности. Какая у нас сегодня в республике главная неопределенность? Главная неопределенность – как будет экономически развиваться наша территория? Отсюда все остальные наши сомнения и ошибки".
Интересно, что, подводя итоги разговора, исполняющая обязанности первого заместителя министра образования Карелии фактически согласилась с тем, что сказала Зинаида Ефлова. "Мы не знаем, куда идем", – призналась Наталья Кармазина, и эта фраза, пожалуй, лучше всего отражает ситуацию в системе образования республики.
Валерий Поташов
Фото автора.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание