Просто космос какой-то

Аналитика. Политкухня
14:39, 27 Ноября 2018
фото: Официальный интернет-портал Республики Карелия

Из Федеральной целевой программы развития Карелии исключили реальные проекты, но оставили фантастические.

На официальном Интернете-портале правовой информации России стало доступно содержание постановления российского правительства №1346 от 10 ноября 2018 года, которым утверждены изменения в Федеральной целевой программе (ФЦП) "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года".

К данному документу можно было бы отнестись с известной долей критики и скептицизма, так как постановление утверждено и подписано председателем правительства России Дмитрием Медведевым 10 ноября, а федеральный бюджет в окончательном чтении принят Госдумой 21 ноября, и им не предусмотрено выделение прямых субсидий на реализацию мероприятий карельской ФЦП. Однако изменённая целевая программа сама по себе представляет предельно важный источник, по содержанию которого можно судить о реальных приоритетах развития республики, определённых нынешним составом регионального правительства.

Минус два проекта

Прежде всего, обращает на себя внимание, что из перечня мероприятий ФЦП полностью исключены два наиважнейших проекта:

- Реконструкция ул. Куйбышева от пр. Ленина до наб. Варкауса в г. Петрозаводске, 0,8 км.;

- Строительство объектов инфраструктуры газоснабжения, увеличение мощности газовой инфраструктуры до 100 км распределительной уличной сети.

Исключение проекта реконструкции ул. Куйбышева вдвойне странно, так как до недавнего времени именно ему была отведена роль "визиточного" во всей системе подготовки к 100-летнему юбилею "карельской государственности". Очевидно, что реконструкция одной из центральных улиц республиканской столицы могла бы стать значимым этапом в развитии транспортной инфраструктуры Петрозаводска, действительно положительным начинанием, влияние которого проявлялось бы на протяжении десятилетий.

Отказ от строительства объектов инфраструктуры газоснабжения вызывает не меньшее количество вопросов. Особенно если принять во внимание, что в своё время в обоснование ФЦП была положена следующая оценка: "В качестве ключевых сдерживающих факторов социально-экономического развития региона определяются: монопрофильная отраслевая структура экономики с незначительным количеством эффективно работающих предприятий, (…) высокие издержки производства в условиях северной экономики – высокая энергоемкость, крайне низкий уровень газификации Республики Карелия – 6,6 процента (в среднем по Российской Федерации – 67,2 процента)".

Получается, что ещё в марте этого года (тогда ФЦП корректировалась предпоследний раз) более чем десятикратное отставание Карелии от среднероссийского уровня газификации воспринималась как "сдерживающий фактор социально-экономического развития", а в ноябре уже нет.

 "Карельский космос"

При этом в ФЦП сохранились два проекта, которые по праву можно отнести к разряду "космических":

- Строительство международного автомобильного пункта пропуска "Сювяоро" и таможенно-логистического терминала (Лахденпохский район), проектная пропускная способность – 5500 единиц транспортных средств в сутки;

- Строительство торгового морского порта "Кемь", грузооборот – 10 миллионов тонн в год.

Эти проекты, к сожалению, остаются насколько амбициозными, настолько и абсолютно нереалистичными. Их технико-экономические обоснования были подвергнуты критике со стороны профессиональных экономистов ещё 10-15 лет назад. Тем не менее, проекты демонстрируют необычайную бюрократическую "живучесть". Особенно если принять во внимание затраты на их реализацию – 6.960 и 5.414 миллиардов рублей, требующихся из "внебюджетных источников".

Ни "Сювяоро", ни "Кемь" не были поддержаны со стороны частных инвесторов в уже заканчивающемся 2018 году. Никаких оснований полагать, что рассматриваемые мегапроекты получат развитие в ближайший год, совершенно нет. Так стоит ли удивляться столь нелицеприятным высказываниям со стороны представителей федерального центра по поводу недопустимо низкой эффективности работы исполнительной власти региона?

Разочарование

Риски неисполнения частными инвесторами договоренностей, достигнутых при разработке ФЦП в 2014-2015 гг., стали запредельными. Но куда более проблемным остаётся обеспечение исполнительской дисциплины и межведомственного взаимодействия между органами государственной власти Карелии. И здесь на первый план выходит изначально заточенная на низкую эффективность управленческая структура исполнительной власти региона, следствием чего стоит признать полное отсутствие четкой и своевременной организации конкурсных процедур, качественного и своевременного исполнения госконтрактов.

Именно на это и обратили внимание Рашид Нургалиев на встрече с депутатами карельского парламента и Валентина Пивненко в своём недавнем интервью. Однако изменилось ли что-нибудь за последние … хотя бы три-четыре месяца? Приходится признать, что нет.

Олег Реут

 

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

05.11.2024 11:26
Без политики
Татьяна Колехмайнен работает в «Кареллестрансе» всего третий год, но уже с должности сменного диспетчера выросла до старшего техника.